Перейти к содержимому

Имам Ибн Дакик аль-Ид о новшествах в религии. Правило: «Основа в поклонении – «таувкъиф»- остановка».

24 февраля, 2010

بسم الله الرحمن الرحيم

و به نستعين

В поклонении все запрещено, кроме того, что узаконено в Шариате

Говорит Имам, Муджтахид-Мутлакъ, Муджаддид, Такъия-дин, Мухаммад ибн Али, известный как — Ибн Дакик аль-Ид, аш-Шафии (625-702 г.), да смилуется над ним Аллах: «Каждый достоверный (сахих) хадис, указывающий на желательность определенного числа или определенного вида (в поклонении) или дополнительного действия,- нам следует действовать в соответствии с его указанием,… если же хадис является хорошим (хасан), то действуют в соответствии с его указаниями, если он не противоречит достоверному хадису… а то что касается слабого (даиф) хадиса, то он не входит в рассматриваемую тему, и если он привносит некий новый обряд (церемонию) в религию, то это запрещается! Но если он не привносит ничего, то тут его можно рассматривать.

Вероятно, возможно отнести (указанное в нем) к желательному, т.к. это входит в общее указание  (текстов Корана и Сунны) побуждающих к совершению благого и выполнению молитв. Но так, же можно сказать, что эта обособленность временем, положением и формой (исполнения) и особыми действиями, нуждается в доказательстве, указывающем на желательность этих особых действий, и это я считаю более верным. А Аллаху лучше известно.

Далее следует обратить внимание на следующее:

1-Когда мы сказали о слабом хадисе, что можно действовать в соответствии с ним из-за того, что он входит в общее указание, то здесь есть условие, чтоб он не противоречил доказательству, указывающему на конкретный запрет, исключающий это из общего указания, как например: молитва в первую пятницу месяца Раджаб. Нет достоверного (сахих) хадиса об этом, и нет даже хорошего (хасан), и тот кто пожелал совершать её, включив под общие указания на желательность совершения хороших дел (молитв) и славословий,- тот поступает не верно. Это потому что достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал выделять пятничную ночь для выстаивания молитв, и это конкретное указание, исключающее подобное из общих указаний на желательность молитвы, как таковой.

2- Допустимость, о которой мы говорили, — о позволительности вхождения под общие указания,- в ней шла речь о самом действии, а не хукме (Шариатском постановлении) о его желательности как такового, и в определенном виде,- это требует шариатского доказательства и без этого не обойтись! Что отличается от того, если совершать это как входящее в общие указания совершать благое, не обуславливая определенным временем и какой-либо определенной формой. Это мы имели в виду под допустимостью.

3- Мы запретили введение того, что (может являться) новым обрядом (церемонией) в религии, например: то что привнесли шииты третьим праздником[1] и назвав его праздник аль-гъадир (ид аль-гъадир).

Таким же образом собрание и исполнение его обрядов (церемоний) в определенное время и определенной форме, что не подтверждается достоверными источниками Шариата. На это похоже также то, когда какое либо поклонение в Шариате установлено в определенном виде, но однако некие люди, желают прибавить к этому что-то еще, из того, что не пришло в Шариате, и пытаясь оправдаться тем, что якобы это входит в общие указания (желательных благих дел). Это неверный путь, потому что поклонение (ибадат) преимущественно строится на служении Аллаху, а берется оно как «таувкъиф» (ниспосланное Свыше и только).

4- То, что мы упомянули о запрете, то иногда это будет запретом как «харам», а иногда может считаться запретом как «карахат» (неодобренным)….

Люди в этом отношении сильно различаются.

До меня дошло, что некоторые Маликиты проходя мимо группы людей молившихся в одну из ночей Рагаиб,- та что в месяце Раджаб или та что  Шаъбане,- посчитали, что те, что молятся эту молитву в месяце Мухаррам, лучше чем те, что молятся в это время. И обосновали это тем, что совершающие ее в Мухарраме знают, что это грех и возможно покаются, а те, что считают это поклонением, не будут от этого каяться и просить прощения.

Все это возвращается к тому, что мы упоминали о допустимости или не допустимости отнесения того или иного действия под общие указания желательности совершения благих дел, или требования конкретного доказательства на то или иное действие, Маликиты склоняются ко второму. И от «ас-Салаф ас-Солих» (праведных предшественников) пришло то, что подтверждает это. Разве вы не видите что  Ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, говорил о молитве «ад-Духа» что это новшество, потому что считал, что нет ничего достоверного указывающего на это, и он не считал что это можно отнести включая под общие указания желательности совершения молитв, потому что она была обусловлена определенным временем.

Таким же образом он говорил о «къунуте», который делали люди в его время, но он не считал допустимым включать это под общие указания желательности «дуа» (мольбы)….

Так же то что приводится о Ибн Масуде, да будет доволен им Аллах, что приводит ат-Табарани в «Муъджаме» (2): «Ибн Масуду рассказали о рассказчике-выдумщике, сидящем вечером в мечети, и говорившем собравшимся: «Скажи то-то и то-то, скажи так-то…». Он (Ибн Масуд) сказал: «Если вы увидите его еще раз, оповестите меня». Затем его оповестили. Он пробрался в мечеть, замотав свое лицо, и подойдя к нему, сказал: «Кто знает меня, то знает. А кто не знает, то я АбдуЛлах ибн Масуд. Знаете ли вы, что вы (либо) ведомы более верным путем, чем Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, либо вы наверняка связаны грехом заблуждения!?» Есть так же передача: «Вы пришли с темным новшеством, вы тут предпочли себя сподвижникам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в знании!?» И это Ибн Масуд, порицающий эти действия, хотя он ведь мог бы включить их под общие указания желательности «зикра»»!

См. книгу «Ихкам аль-Ахкам фи шарх Умдат аль-Ахкам» стр. 102-103. Издательство «Бейт афкар ад-доувлийя» 2003 г.

Некоторые Шафииты о новшествах и «Сунне ат-таркия»


[1] Т.е. сделали его третьим праздником для мусульман, добавив к двум праздникам узаконенным в Шариате: Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр (Ураза Байрам и Курбан Байрам).

(2) Передают со слов Умара ибн Йахйи, что его отец передавал, что его отец сказал:
«Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей АбдаЛлаха ибн Масуда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть, и однажды к нам подошёл Абу Муса ал-Аш’ари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абд ар-Рахман?» Мы ответили: «Нет». Тогда он сел с нами и ждал, пока ибн Масуд не вышел из дома, а когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: «О Абу Абд ар-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!» Он спросил: «Что же это?» Абу Муса ответил: «Поживешь — увидишь, а я видел там людей, которые усаживаются кружками в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!») — и они по сто раз произносят эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз «Ля иляха илля ллях» («Нет бога, кроме Аллаха»), — и они сто раз повторяют эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз: «Субхана Аллах» («Слава Аллаху»), — и они по сто раз произносят и это». АбдаЛлах ибн Масуд спросил: «И что же ты сказал им?» Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом» (или: …что ты велишь делать). Он спросил: «Почему же ты не велел им считать их дурные поступки и не поручился за то, что ничто из их благих дел не пропадёт и так?», — а потом мы с ним пошли к мечети, и он подошел к одному из таких кружков, остановился рядом с ним и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?» Они ответили: «О Абу Абд ар-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова «Аллаху акбар» («Аллах велик»), «Ля иляха илля ллах» («Нет бога, кроме Аллаха»), «СубханаЛлах» («Слава Аллаху») и «алхамдули-Ллах» («Хвала Аллаху»)». Ибн Масуд сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадёт. Горе вам! О община Мухаммада! Как скоро вы устремились к гибели, сподвижники его среди вас ещё остались, одежда его ещё не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в чьих руках душа моя, либо уже принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, либо открываете двери к заблуждению!» В ответ эти люди сказали: «О Абу Абд ар-Рахман, мы ведь хотели только блага!» Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, что желают блага, но не обретают его! Поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил нам, что есть люди, которые читают Коран, но он не выходит дальше их гортани. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!», — а потом он отошел от них. Амр ибн Салам сказал: «И мы видели большинство из них сражавшимися против нас на стороне хариджитов в день битвы при Нахраване». Достоверный хадис из сборника Имама ад-Дарими (умер в 280 г. Х).

8 комментариев leave one →
  1. 24 февраля, 2010 01:32

    وَالْأَكْثَرُونَ كَمَا فِي الْمَجْمُوعِ عَلَى أَنَّ أَكْثَرَهَا ثَمَانٍ وَصَحَّحَهُ فِي التَّحْقِيقِ لِخَبَرِ الصَّحِيحَيْنِ عَنْ أُمِّ هَانِئٍ { أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم صَلَّاهَا ثَمَانِيَ رَكَعَاتٍ } وَعَنْهَا أَيْضًا { أَنَّهُ صلى الله عليه وسلم يَوْمَ الْفَتْحِ صَلَّى سُبْحَةَ الضُّحَى ثَمَانِيَ رَكَعَاتٍ يُسَلِّمُ مِنْ كُلِّ رَكْعَتَيْنِ } رَوَاهُ أَبُو دَاوُد بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ . وَمَا قِيلَ مِنْ أَنَّ هَذَا لَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّ ذَلِكَ أَكْثَرُهَا رُدَّ بِأَنَّ الْأَصْلَ فِي الْعِبَادَاتِ التَّوْقِيفُ , وَلَمْ تَصِحَّ الزِّيَادَةُ عَلَى ذَلِكَ
    «شرح البهجة»- زكريا بن محمد بن زكريا الأنصاري الشافعي \ باب الصلاة- فصل في بيان صلاة النفل
    Закарья аль-Ансари аш-Шафии (823-906 г.г.), говорит в книге «аль-гъарар аль-бахия фи шарх аль-бухджа аль-вардия», говоря о допустимом количестве ракаатов в дополнительной молитве ад-Дзуха; «И большинство как это в «Маджмуа», на том, что наибольшее количество это восемь ракаатов, что подтверждается в исследовании опираясь на достоверные передачи от Умму Хани, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помолился восемь ракаатов. И так же от нее; Что он, да благословит его Аллах и приветствует, в день завоевания Мекки помолился ад-Дзуха восемь ракаатов, давая салам в каждых двух». Приводит Абу Давуд с достоверным иснадом. А то что поговаривают (сказано), что это не указывает на что это наибольшее (дозволенное) количество (ракаатов), то это опровергается (правилом) — Основа в поклонении – остановка (ат-таувкъиф), и несостоятельным станет прибавление к этому.

  2. 24 февраля, 2010 01:32

    وقال الزركشي في البحر المحيط 6/14: تنبيهات: الأول: قيل: ينبغي أن يستثنى من المنافع الأموال، فإن الأصل فيها التحريم، لقول النبي صلى الله عليه وسلم: إن دماءكم وأموالكم….. الحديث. وهو أخص من الدليل الذي استدلوا به على الإباحة فيقضي عليها.
    قلت: قد نص الشافعي في الرسالة على ذلك فقال: أصل مال كل امرئ يحرم على غيره إلا بما أحل به، وذكر قبله أن النكاح كذلك، والنساء محرمات الفروج إلا بعقد أو بملك يمين، فجعل الأصل في الأموال والأبضاع التحريم.. ثم قال آخره: وهذا يدخل في عامة العلم.
    قال الصيرفي: وهو كلام صحيح لا ينكسر أبداً، وهو أن ينظر في الأصل إلى الشيء المحظور كائناً ما كان من دم أو مال أو فرج أو عرض، فلا ينتقل عنه إلى الإباحة إلا بدليل يدل على نقله. انتهى كلام الزركشي رحمه الله.

    وفي فتح الباري (3/54): وَرَوَى اِبْن عَبْد اَلْبَرّ فِي اَلتَّمْهِيدِ مِنْ طَرِيقِ عِكْرِمَة بْن خَالِد عَنْ أُمّ هَانِئ قَالَتْ » قَدِمَ رَسُولُ اَللَّهِ صَلَّى اَللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَكَّةَ فَصَلَّى ثَمَان رَكَعَات ، فَقُلْت مَا هَذِهِ ؟ قَالَ : هَذِهِ صَلَاة اَلضُّحَى » وَاسْتُدِلَّ بِهِ عَلَى أَنَّ أَكْثَرَ صَلَاة اَلضُّحَى ثَمَان رَكَعَات . وَاسْتَبْعَدَهُ اَلسُّبْكِيّ وَوُجِّهَ بِأَنَّ اَلْأَصْلَ فِي اَلْعِبَادَةِ اَلتَّوَقُّف ، وَهَذَا أَكْثَرُ مَا وَرَدَ فِي ذَلِكَ مِنْ فِعْلِهِ صَلَّى اَللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

    وفيه أيضا (2/80): التقرير فى العبادة إنما يؤخذ عن توقيف

    وفي شرح زُبَدِ ابن رسلان للشافعي الصغير (1/79): الأصل في العبادات التوقيف

    الشاطبي في الموافقات : الأصل في العبادات عدم الإقدام عليها إلا بدليل

    وفي شرح الزرقاني على الموطأ (1/434): الأصل في العبادة التوقيف

    وفي الآداب الشرعية لابن مفلح (2/265)
    الأعمال الدينية لا يجوز أن يتخذ شيء منها سببا إلا أن تكون مشروعة فإن العبادات مبناها على التوقيف

  3. 24 февраля, 2010 01:40

    وقد سئل ابن حجر الهيتمي رحمه الله عن حكم الأذان والإقامة للميت في لحده فأجاب بقوله: (بدعة إذ لم يصح فيه شيء .. ثم نقل عن الأصبحي قوله لا أعلم في ذلك خبراً ولا أثر إلاَّ أشياء تحكى عن بعض المتأخرين أنه قال لعله قيس على استحباب الأذان والإقامة في أذن المولود وكأنه يقول الولادة أول الدخول إلى الدنيا وهذا آخر الخروج منها وفيه ضعف فإن مثل هذا لا يثبت إلاَّ بالتوقف أعني تخصيص الأذان والإقامة) كتاب الجنائز فتاوى الهيتمي

    قال الإمام أبو شامة الشافعي رحمه الله(ولا ينبغي تخصيص العبادات بأوقات لم يخصصها بها الشرع بل تكون أفعال البر مرسلة في جميع الأزمان ليس لبعضها على بعض فضل إلا ما فضله الشرع وخصه بنوع العبادة فإن كان ذلك اختص بتلك الفضيلة تلك العبادة من دون غيرها كصوم يوم عرفة وعاشوراء والصلاة في جوف الليل والعمرة في رمضان ومن الأزمان ماجعله الشرع مفضلاً فيه جميع أعمال البر كعشر من ذي الحجة وليلة القدر التي هي خير من ألف شهر…
    والحاصل أن المكلف ليس له منصب التخصيص بل ذلك إلى الشارع وهذه كانت صفة عبادة رسول الله)
    الباعث ص165
    Абу Шама аш-Шафии (599-665 г.) говорит: «Не следует обусловливать поклонение (определенным) временем, если его не обуславливал этим Шариат. Благочестивые дела должны оставаться свободными, для совершения их в любое время, нет у одного из времени преимущества над другим, кроме того (времени), что выделил как преимущественное Шариат, и определил для него специальный вид поклонения…. Следовательно, тот на кого возложены Шариатские требования, не имеет права обусловливать (поклонение, временем, местом, видом), это прерогатива Возложившего шариат (Аллаха) и таковым был образ поклонения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». стр. 165.

  4. Даниял permalink
    28 февраля, 2010 12:51

    ДжазакаЛлаху хайран, брат! Пусть Аллах укрепит твои стопы в деле получения и доведения знаний! АльхамдулиЛлях,что с Дагестана тоже есть хорошие тулябуль ‘ильм.

  5. Ислам permalink
    28 февраля, 2010 19:19

    Уважаемый Имам, можно ли спроецировать выводы этого шафиитского учёного (да помилует его Аллаха) и на некоторые нынешние реалии?

    К примеру, среди некоторых мусульман сегодня весьма популярен праздник «Дня рождения Пророка» (мир ему и благословение Аллаха).

    Сторонники праздника говорят, мол, все виды богослужения, которые верующие исполняют во время праздника, все они одобрены по Шаритау, например:

    собираться вместе для коллективного богослужения (это ценнее индивидуального),
    исполнять зикр (поминание Аллаха),
    рассказывать благие истории из жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), побуждая мусульман брать с него пример,
    в целом возвеличивать его образ и любовь к нему, и т.д.

    Но вот при всём при этом сам праздник является нововведением, а потому нельзя его праздновать (при том, что некоторые или все действия по ходу празднования сами по себе по отдельности являются поощряемыми).

    Взять их и объединить под «эгидой» праздника «День рождения Пророка» — это нельзя, ибо сам праздник является нововведением.

    Нововведением этот праздник является потому что ни сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) НЕ оставил повеления отмечать его день рождения, ни сподвижники не делали это после его смерти. И вообще не добавляли праздников к тем двум, которые установил сам Аллах и Его Посланник.

    Имам, я правильно понимаю ситуацию?

    И главное, уважаемый шафиитский учёный Ибн Дакик аль-Ид аш-Шафии, похоже, считал так же? (Если бы его спросили о «дне рождения»).

    • 1 марта, 2010 19:35

      Я не встречал конкретных слов Ибн Дакика по повду «маувлида», но из того что он высказал в этих словах о новшествах в религиозных обрядах и праздникам введенных шиитами, думаю естественно напрашивается аналогичный вывод по поводу «маувлида».

      — Конечно, поминать Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, читая «салават», читая его «сиру» (жизнеописание), следуя за ним в примере поклонения, «зикра» и т.п. не выделяя для этого определенный день в году (месяце, неделе), — это и есть настоящая любовь к нему и следование за ним, да благословит Его Аллах и приветствует.

      — Основным доводом на несостоятельность устраивания подобного праздника, является отсутствие подобного действия в Сунне Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, в примере праведных Халифов и первых трех поколений мусульман. Они больше всех остальных любили и ценили его, да благословит Его Аллах и приветствует, они лучше всех остальных знали Коран и Сунну, и если они не делали этого, то следовательно в этом нет ничего из религии.
      Сахабы говорили:
      Абдулла ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Каждое новшество — заблуждение, даже если люди считают его благим». (Ад-Дарими, № 39).
      Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Следуйте Сунне Мухаммада и не привносите нововведения, потому что того, что вам предписано — достаточно для вас». (Ад-Дарими).
      Хузайфа ибн Аль-Йаман (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Всякого дела поклонения, которого не практиковали сподвижники — не делайте». (Абу Дауд).

      Табиины говорили:
      Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, внук Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остановитесь там, где остановились люди! Поистине, они остановились после получения знания. Ясные доказательства удовлетворили их, а они были самые сильные в выявлении их. Если бы была хоть какая-то награда в чем-то, то они больше заслуживали ее. Если вы говорите: «Это было введено после них», то никто не вводит что-либо в нее (религию), не противореча их наставлению и желая иной пример, чем они. Они описали ее (религию) из того, что было достаточным, и то, что они сказали в отношении ее — достаточно. Все, что превыше них — излишество, а то, что ниже — недостаток. Некоторые люди потеряли что-то из этого (переданного сподвижниками), и они отклонились. А другие преступили это, поэтому они стали излишествующими. Но, поистине, они (сподвижники) были между этими двумя (крайностями) на прямом пути. (Ибн Кудама, «Аль-Бурхан ли байани-ль-Кур’ан», с. 88-89. Аль-Хафиз Ибну-ль-Джаузи, «Манакибу ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз», с. 83-84. Аль-Хафиз Ибн Раджаб, «Фадлю-ль-ильми-с-саляф», с. 36).

      Имам Аль-Ауза’и сказал: «Терпеливо ограничьте себя Сунной, остановитесь там, где остановились люди (сподвижники, последователи), говорите то, что они сказали, и избегайте того, чего избегали они. Держитесь пути предшественников (в религии), поистине, то, что было достаточно для них, будет достаточно для вас». («Аш-Шари’а», с. 58).
      Он также сказал: «Придерживайтесь примера тех, кто предшествовал вам (в религии, т.е. сподвижники и их последователи), даже если люди отвергают вас. И остерегайтесь мнений людей, даже если они украшают их для вас своими речами». (Аль-Хатыб Аль-Багдади, «Шараф асхаби-ль-хадис», с. 7. Имам Аль-Аджури, «Аш-Шари’а», с. 58. Ибн ‘Абду-ль-Барр, «Джами’у-ль-ильм уа фадлихи», 2/114).

      Имам Малик сказал: «Тот, кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, — заявляет, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не оправдал доверия, не передал Послание, так как Аллах говорит: «Сегодня я завершил для вас вашу религию». То, что не было частью религии тогда — не является частью религии сегодня». («Аль-И’тисам»).

      Имам Аль-Бухари говорил: «Я встретил более тысячи людей из людей знания Аль-Хиджаза, Мекки, Аль-Мадины, Аль-Куфы, Аль-Басры, Уасита, Багдада, Шама и Мисра…, и я никогда не видел, чтобы хоть один из их разногласил в отношении следующих вопросов:… и они запрещали и удерживали (людей) от нововведений — того, на чем не были Посланник и его сподвижники, из-за Его высказывания: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь…». (Сура Али Имран 3:103). И из-за Его высказывания:
      «…И если будете ему (Пророку) повиноваться, то пойдете по прямой дороге…». (Сура Ан-Нур 24:54). (Цитируется из «Шарх усуль И’тикад», 1/170. Среди ученых, с которыми он встречался, были: Ахмад ибн Ханбаль, Абу Убайд Аль-Касим, Ибн Ма’ин, Ибн Асим, Ибн Абу Шайба и др.).

  6. 25 апреля, 2011 14:49

    Значит Шихабуддин Марджани взял это правило от Ибн Дакика:
    «Знай, что признание законности какого-либо поклонения, ограничиваемого именем, формой, количеством, состоянием, временем или событием требует отдельного доказательства, которое указывало бы на это ограничение и довода, связывающего с ним. Это по причине того, что образы всех поклонений, их положения и времена относятся к поклонению и берутся только из шариата. Невозможно вносить их под общие положения, указывающие на законность поклонений и совершений праведных дел, так как они, т.е. общие положения лишены указаний на эти ограничения. Привел ат-Табарани, да помилует его Аллах, от Кайс ибн Аби Хазима, да будет Аллах доволен им, «что Ибн Масуду рассказали о рассказчике-выдумщике, сидящем вечером в мечети, и говорившем собравшимся: «Скажи то-то и то-то, скажи так-то…». Он (Ибн Масуд) сказал: «Если вы увидите его еще раз, оповестите меня». Затем его оповестили. Он пробрался в мечеть, замотав свое лицо, и подойдя к нему, сказал: «Кто знает меня, то знает. А кто не знает, то я АбдуЛлах ибн Масуд. Знаете ли вы, что вы (либо) ведомы более верным путем, чем Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, либо вы наверняка связаны грехом заблуждения!?» Есть так же передача: «Или вы привнесли темное новшество, или вы превзошли сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в знании!?» Абдулла ибн Умар, да будет Аллах ими доволен, говорил о молитве Духа и о Кунуте, которые совершались в его время, что это нововведение. Передал ат-Тирмизи, да помилует его Аллах от Абдуллы бин Мугаффаля, да будет Аллах доволен им, что он сказал своему сыну относительно произнесения в намазе «Бисмилля» вслух: Остерегайся нововведения! Рассказал шейх Наджму-д-дин Умар бил Мухаммад ан-Насафи, да помилует его Аллах в толковании «аль-Джамиус-сагыйр» от Али бин Хусейна Зейну-ль-Абидин, да будет Аллах доволен ими, что он увидел в отхожем месте много мух, которые садились на нечистоты, а потом на одежду и приказал найти ему одежду, предназначенную для отхожего места. Потом оставил это дело и попросил у Аллаха прощения. Когда у него спросили о причине этого, он ответил: «Я совершил грех и поэтому попросил прощения». У него спросил: «А что ты сделал?» Он ответил: «Потому что я сделал дело, которого не делали праведные, ибо нет блага в нововведении». Передал Такыю-д-дин ибн Дакыйку-ль-Ид, да помилует его Аллах, в книге «Ахкяму-ль-ахкям» от одного ученого, что он проходил мимо тех, кто совершал намаз «Рагаиб» и тех, кто погряз в грехе, и счёл положение последних лучше, чем первых, объяснив это тем, что последние хотя бы знают о грешности своих поступков и, возможно станут просить прощение и каяться, в отличие от первых». Посмотри на этих великих сподвижников и достойных праведных предшественников и ученых уммы и предводителей религии, да будет Аллах доволен ими всеми. Как они опровергли особенные поклонения, связанные с определенным временем, определенными формами и особыми состояниями и не сочли возможным внести их под общие указания, доказывающие законность молитв, поминаний, мольб и очищения.
    И это по причине того, что эта особенность, связанная с именем, образом, временем, состоянием, описанием, количеством, событием, нуждается в отдельном законном доказательстве. И невозможно считать намазы «ар-Рагаиб» и «Бараат», «Кадр», «Хаул» законными по причине общего положения о законности намаза. И нельзя считать законными милостыню «Гур садакасы», приглашения на третий, седьмой день после смерти и подобные по причине общего положения о разрешенности милостыни. И невозможно отнести к законным общим положениям законность повтора «аль-хамдулилля» в начале проповеди, и те зикры, вирды и мольбы, что повторяют некоторые псевдосуфии в последнее время, которые они ограничивают количеством, именами и временами и посвящают группе своих шейхов и называют хатамат. И тот «тахлиль» посвящаемый умершему человеку после его обмывания и до выхода из дома, который получил распространение в нашей стране, исходя из книги «Фазаилу-ш-шухур» и подобные вещи не подпадают под общее положение законности зикра и дуа».
    Необходимо знать, что нововведения в шариате — это то, что придумано в религии после посланника Аллаха, мир ему и благословение, и первых веков. Они бывают в поклонении, убеждениях, наказаниях и других делах и никогда не бывают хорошими».
    Ал-Барк ал-Вамид, 1887 г. 63 стр.

Ответить на ИМАМ Отменить ответ