Skip to content

Некоторые Шафииты о новшествах и «Сунне ат-таркия»

Декабрь 30, 2008

images8Ас-Субки, аш-Шафии о новшествах.

Бахау-дин ас-Субки говорит, в книге «ишракъ аль-масобих фи солят ат-таравих» 1\168, поясняя то, что молитва «Таравих» ни коим образом не может называться новшеством, т.к. она была узаконена Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, однако из страха, что она станет обязательной, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал ее постоянно совершать в мечети совместно с джамаатом.

«Сказал Ибн Абдул-Барр, Умар этим ничего не ввел в пример, кроме того что совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ведь только опасение что она станет обязательной для Уммы, заставило его прекратить ее совершение, а он был милостив и снисходителен к верующим. Но когда Умар, после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, понял, что обязанности уже не добавятся и не убавятся, тогда он и призвал всех к оживлению этой сунны, в 14 году. Это то чем облагодетельствовал его Аллах из благих дел, что миновало Абу Бакра, хоть он и был лучше и более устремленным в совершении благого. И каждый из них имеет свои преимущества. Ас-Субки продолжил; «И если бы она не была требуемой, то она была бы порицаемым новшеством как молитва ар-Рагаиб, молитва первой пятницы месяца Раджаб, что обязательно требовало бы порицать и указывать на ее несостоятельность, что обязательно должно быть известно из религии»».

وقول عمر: (نعمت البدعة هذه) لم يقصد به البدعة بمعناها الشرعي

قول عمر هذا، فقال السبكي -عبد الوهاب- في (إشراق المصابيح في صلاة التراويح) (1/168) من (الفتاوى): (قال ابن عبد البر: لم يسن عمر من ذلك إلا ما سنه رسول الله r ويحبه ويرضاه ولم يمنع من المواظبة إلا خشية أن تفرض على أمته، وكان بالمؤمنين رؤوفاً رحيماً r، فلما علم عمر ذلك من رسول الله r وعلم أن الفرائض لا يزاد فيها ولا ينقص منها بعد موته r أقامها للناس وأحياها وأمر بها وذلك سنة أربعة عشر من الهجرة، وذلك شيء ادخره الله لـه وفضله به، ولم يلهمه أبا بكر، وإن كان أفضل وأشد سبقاً إلى كل خير بالجملة، ولكل واحد منهما فضائل خص بها ليست لصاحبه) قال السبكي: (ولو لم تكن مطلوبة لكانت بدعة مذمومة كما في (الرغائب( ليلة نصف شعبان، وأول جمعة من رجب، فكان يجب إنكارها وبطلانه (يعني بطلان إنكار جماعة التراويح) معلوم ما الدين بالضرورة.

Ибн Хаджар аль-Хайтами и «Сунна ат-таркия»

Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии в «Фатавах»; «Выселение иудеев и христиан с аравийского полуострова и сражение с турками, не является новшеством, по причине того, что это не происходило в его, да благословит Аллах и приветствует, время. Так же слова Умара о молитве «Таравих»- «Какое это прекрасное новшество», понимается как новшество в языковом значении, но ни как не новшество в шариатском значении. Разве вы не видите, что Сахабы и Табиины порицали совершение азана, кроме как в случае на 5 ежедневных молитв, исключая праздничную молитву, даже если и не пришло предостережение от этого. Они считали нежелательным прикасаться к северным углам Каабы, совершать молитву после хождение между Саффой и Марвой, полагая, что такое можно исходя из того, что это делается после Таввафа. Таким образом, то, что оставил Пророк, да благословит Аллах и приветствует, в то время как мог совершить, это оставление является его Сунной, а совершение этого будет являться порицаемым новшеством. Этим пояснением, а именно, что дело должно было быть возможным в его время, мы относим выселение иудеев и собрание Корана. А то, что он оставил из-за мешающего обстоятельства, то к этому относится, общая молитва «Таравих»».

وقال العلامة ابن حجر الهيتمي في فتواه ما نصه: (إخراج اليهود والنصارى من جزيرة العرب، وقتال الترك لما كان مفعولاًَ بأمره r لم يكن بدعة، وإن لم يفعل في عهده، وقول عمر t في صلاة التراويح: (نعمت البدعة هي): أراد البدعة اللغوية، وهو ما فعل على غير مثال كما قال تعالى: (مَا كُنْتُ بِدْعاً مِنَ الرّسُلِ) وليست بدعة شرعية، ألا ترى أن الصحابة y والتابعين لهم بإحسان أنكروا الأذان لغير الصلوات الخمس كالعيدين، وإن لم يكن فيه نهي، وكرهوا استلام الركنين الشاميين والصلاة عقب السعي بين الصفا والمروة قياساً على الطواف، وكذا ما تركه r مع قيام المقتضي فيكون تركه سنة، وفعله بدعة مذمومة، وخرج بقولنا مع قيام المقتضي في حياته إخراج اليهود وجمع المصحف، وما تركه لوجود المانع كالاجتماع للتراويح فإن المقتضي التام يدخل فيه عدم المانع)

Сказал аль-Къасталани аш-Шафии в своей книге «аль-мавахиб ал-ладуннийя»; «Оставление его, да благословит его Аллах и приветствует, является Сунной, так же как действие его, является Сунной».

قال القسطلاني في كتابه المواهب اللدنية ما نصه: و تركه صلى الله عليه و سلم سنة كما أن فعله سنة

Здесь подробно о «Сунне ат-таркии»

http://imamm.livejournal.com/25514.html?mode=reply

Реклама
6 комментариев leave one →
  1. Рамазан permalink
    Январь 24, 2009 22:53

    А на счет закята с лошадей который внес Усман ибн Афан будучи халифом, это ведь тоже не было во время пророка с.а.в., а что вы на это скажете?

  2. Январь 25, 2009 17:14

    Если то что передано от Зухри, что Усман действительно указывал на необходимость, выплаты заката с лошадей, то можно это отнести к ошибочному мнению, как посчитали джумхур Фукъаха(Маликиты, Шафииты, Ханбалиты, а так же два соратника Абу Ханифы). Т.е. нет заката с лошадей, кроме случая если они являются товаром. Это можно отнести к его иджтихаду, как к примеру то что Умар считал, что нет тайаммума для джунуба, как считал Ибн Абас что нет риба фадль и т.д. Это не новшество в религии, это ошибочный иджтихад.
    Аллаху Аълям.

  3. Февраль 23, 2010 00:25

    الصلاة والسلام على الرسول صلى الله عليه وسلم جهرا بعد الأذان وجعلهما بمنزلة الأذان سئل ابن حجر الهيتمي عن الصلاة والسلام عقب الأذان بالكيفية المعروفة فقال :» الأصل سنة والكيفية بدعة «الفتاوى الفقهية الكبرى 1/131
    “Салават” на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вслух сразу после Азана, что выглядит как продолжение его.
    Спросили Ибн Хаджара аль-Хайтами[1] аш-Шафии о “салавате” сразу после Азана в ее распространенном виде. Он ответил: “Основа из Сунны, но метод произнесения бидъа (новшество)”. “Аль-Фатава аль-фикъхия аль-Кубра” 1/131.

    [1] Шихаб ад-дин, Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Хаджар, Хайтами, Ансари, ас-Саади, аш-Шафии. Известный ученый Шафиитского мазxаба, Имам шафиитов в свое время. Родился в Египте в 909 г. И умер 973 г.

  4. Февраль 23, 2010 01:18

    وَالْأَكْثَرُونَ كَمَا فِي الْمَجْمُوعِ عَلَى أَنَّ أَكْثَرَهَا ثَمَانٍ وَصَحَّحَهُ فِي التَّحْقِيقِ لِخَبَرِ الصَّحِيحَيْنِ عَنْ أُمِّ هَانِئٍ { أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم صَلَّاهَا ثَمَانِيَ رَكَعَاتٍ } وَعَنْهَا أَيْضًا { أَنَّهُ صلى الله عليه وسلم يَوْمَ الْفَتْحِ صَلَّى سُبْحَةَ الضُّحَى ثَمَانِيَ رَكَعَاتٍ يُسَلِّمُ مِنْ كُلِّ رَكْعَتَيْنِ } رَوَاهُ أَبُو دَاوُد بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ . وَمَا قِيلَ مِنْ أَنَّ هَذَا لَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّ ذَلِكَ أَكْثَرُهَا رُدَّ بِأَنَّ الْأَصْلَ فِي الْعِبَادَاتِ التَّوْقِيفُ , وَلَمْ تَصِحَّ الزِّيَادَةُ عَلَى ذَلِكَ
    «شرح البهجة»- زكريا بن محمد بن زكريا الأنصاري الشافعي \ باب الصلاة- فصل في بيان صلاة النفل
    Закарья аль-Ансари аш-Шафии (823-906 г.г.), говорит в книге «аль-гъарар аль-бахия фи шарх аль-бухджа аль-вардия», говоря о допустимом количестве ракаатов в дополнительной молитве ад-Дзуха; «И большинство как это в «Маджмуа», на том, что наибольшее количество это восемь ракаатов, что подтверждается в исследовании опираясь на достоверные передачи от Умму Хани, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помолился восемь ракаатов. И так же от нее; Что он, да благословит его Аллах и приветствует, в день завоевания Мекки помолился ад-Дзуха восемь ракаатов, давая салам в каждых двух». Приводит Абу Давуд с достоверным иснадом. А то что поговаривают (сказано), что это не указывает на что это наибольшее (дозволенное) количество (ракаатов), то это опровергается (правилом) —Основа в поклонении – остановка (ат-таувкъиф), и несостоятельным станет прибавление к этому».

  5. Февраль 24, 2010 12:21

    قال الحافظ ابن حجر ( أجاب الشافعي عن قول من قال ليس شيء من البيت مهجوراً بأن لم ندع استلامها هجراً للبيت وكيف يهجره وهو يطوف به؟ ولكن نتبع السنة فعلاً أو تركاً..)فتح الباري(4/220).

    Ибн Хаджар Аскалани говорит: «Имам аш-Шафии ответил тем, которые заявляли, что нет ничего в Каабе от чего следовало бы отстраняться (т.е. не прикасаться к ней, к ее углам, помимо угла с черным камнем и йеменского угла), следующим образом: «Мы не считаем оставление прикосновений к ней, отстранением о нее. Да как это вообще может считаться отстранением когда он делает вокруг нее тауваф!? Однако мы следуем Сунне- действием и оставлением!« См. «Фатх аль-Бари» 4\220.

Trackbacks

  1. Имам Ибн Дакик аль-Ид о новшествах в религии. Правило: «Основа в поклонении – «таувкъиф- остановка. « Блог Имама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: