Терпеливый бедняк или благодарный богач?
بسم الله الرحمن الرحيم
وبه أستعين
Шейх Ибн Къайим аль-Джаувзийя, да смилуется над ним Аллах в своей книге «Багаж терпеливых и сокровищница благодарных», очень интересно рассуждает на вопрос, кто лучше: терпеливый бедняк или благодарный богач? Один из выводов который делает Шейх это то, что перед Всевышним лучше тот, кто богобоязненнее, в каком бы их двух описаний он не прошел свой жизненный путь и с этим не возможно не согласиться.
Другой вывод, которым подытоживает Шейх, это рассуждение на предмет того, что лучше и безопасней для самого раба Аллаха и в ком больше пользы для мусульманской общины:
«Стремление к мирскому, есть основа явных грехов и основа болезней сердца, таких как зависть, гордыня, высокомерие, негодование и ненасытность. Это происходит тогда, когда мирским заняты сердце а не руки, что заполняет сердце и мешает ему быть благодарным Всевышнему. Пик благодарности достигается высвобождением сердца от страсти к мирскому, и только Аллах наделяет успехом.
Большое количество имущества подобно протяженности лет и величине социального статуса для человека. Лучший из вас в мирской жизни тот, чьи годы были длинны а дела хороши. Таким же образом и с величиной имущества если по средством него увеличиваются хорошие дела. Годы, социальное положение и имущество человека либо возвысят его положение перед Всевышним, либо опустят его.
Суть этого вопроса в следующем: Путь бедности и лишений,- это путь безопасности, если он сопровождается надлежащим терпением. Путь богатства в большинстве своем путь сложный, но если следующий по нему побоится Аллаха в своем имуществе, будет расходовать из него на поддержание родственных связей, будет блюсти право Аллаха на него и не только в выплате Закята, но так же кормя голодных, одевая малоимущих, помогая бедствующим и нуждающимся, то путь этого раба Аллаха есть путь успеха и он лучше чем путь безопасности.
Получивший участь бедности, подобен пораженному болезнью, чья болезнь удержала его от достижения намеченных целей, но он удостоится награды за свое терпение в этом положении.
Положение же того кому дано богатство, опасно! Он рискует зарабатывая имущество, а так же храня и расходуя из него. Если он уберегся в методах заработка и в том как им распорядиться, то это имущество будет благом для него.
Бедняк, подобен набожному отшельнику. Расходующий же из своего имущества богач, подобен спешащему на помощь учителю и войну. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), уподобил его тому, кому Аллах дал Мудрость и тот судил в соответствие с ней и обучал ей. Он, богач, один из двух, кому можно по доброму завидовать и нет третьего на ряду с ними (Хадис). Невежественные же люди предпочитают завидовать тому, кто замыкает благо в себе и считают его более достойным чем богач расходующий во благо из имущества своего и распространяющего знания ученного». Стр 325.
——————
Передают со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ حَسَدَ إِلاَّ في اثْنَتَيْنِ: رَجُلٌ آتَاهُ اللهُ القُرْآنَ، فَهُوَ يَقُومُ بِهِ آنَاءَ اللَّيْلِ وَآنَاءَ النَّهَارِ، وَرَجُلٌ آتَاهُ اللهُ مَالًا، فَهُوَ يُنْفِقُهُ آنَاءَ اللَّيْلِ وَآنَاءَ النَّهَارِ
«Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух качеств: человеку, которому Аллах даровал Коран и который читает его ночью и днём, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днём». (Бухари, Муслим)
Ассаламу алейкум. Рад снова видеть статьи от тебя, брат) Куда ты пропал?)
Ваалейкум салам. Баракаллах фика брат. У меня та же история, что у тебя в статье (в блоге). 🙂
Ахах) Я даже забыл об этом блоге) Раньше хотел собрать арабские рассказы, когда изучал арабский)
Очень хотелось бы как-то связаться с тобой вне вордпресс)