Skip to content

Кожа крокодила

Декабрь 18, 2011

بسم الله الرحمن الرحيم

Заметка: Мне стало интересно, можно ли носить изделия сделанные из выделанной крокодиловой кожи. Почитав ряд книг и фатв на этот счет, решил зарезюмировать для пользы:

Кожа животного, чье мясо дозволено есть, и которое было убито обусловленным шариатом методом, дозволена для использования после выделки, по единогласному мнению Ученых.

Кожа всех видов животных, которые были убиты не обусловленным шариатом методом или сдохли сами, является нечистой, по единогласному мнению Ученых.

Выделка \дубление\ кожи— это процесс очищения и обработки кожи, придающий ей  пластичность, прочность, износоустойчивость и другие свойства.

Выделанная кожа может быть следующих видов:

1-      Выделанная кожа животного, мясо которого можно употреблять в пищу, но убитого не обусловленным шариатом методом. Например: овечья, коровья, верблюжачья шкура… Такая шкура является чистой по мнению большинства ученых, в соответствии со словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кожа выделанна, то она очистилась». Передает Имам Муслим (838). Передается, что Имам Ахмад, в распространенном от него мнении, считал, что такая кожа не очищается.

2-      Кожа всех животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу, кроме свиньи и собаки. Например: змеинная, крокодиловая кожа, кожа варана…

Мнения ученных на этот счет разделились: Имамы аш-Шафии и Абу Ханифа, сказали, что этот вид кожи животных считается очищенным после выделки, в соответствии общим указанием в словах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Какая бы кожа не подверглась выделки, она становится чистой». Приводит ат-Тирмизи (1728) и ан-Насаи (4241).

Имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Шкура любой мертвечины становится чистой путем дубления, как и шкура животного, которое запрещено употреблять в пищу. Исключением являются свинья и собака, так как дубление и очищение не влияют никак на их шкуру”. См. “аль-Умм” 1/22. Мнение же Имама Ахмада и одно из мнений Имама Малика, что такая кожа не очищается выделкой.

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, писал:

مذهب الشافعي أنه يطهر بالدباغ جميع جلود الميتة إلا الكلب والخنزير والمتولد من أحدهما وغيره ، ويطهر بالدباغ ظاهر الجلد وباطنه ، ويجوز استعماله في الأشياء المائعة واليابسة ، ولا فرق بين مأكول اللحم وغيره ، وروي هذا المذهب عن علي بن أبي طالب ، وعبد الله بن مسعود — رضي الله عنهما

«Мнением Имама аш-Шафии было то, что дублением очищается любой вид кожи мертвечины, кроме кожи свиньи и собаки и того, что рождено от них. Дубление очищает внутреннюю и внешнюю часть кожи и использовать ее можно в сухом и мокром виде. Нет разницы между кожей животных чье мясо дозволенно для употребления в пищу и тех животных, чье мясо запрещено. Это мнение передается от Али ибн Абу Толиба и Абдуллы ибн Масуда, да будет доволен ими Аллах». См. « Шарх сахих аль-Муслим».

      Ученые разошлись во мнениях относительно того, считается ли крокодил животным, мясо которого можно употреблять в пишу или нет. Многие запрещали, указывая на то, что он хищник с клыками, у маликитов и в некоторых передачах от Имама Ахмада передается дозволеность, опираясь на общее указание аята: «Дозволена для вас добыча из моря и пища его». Сура Трапеза 96 аят.

В кувейтской энциклопедии исламского права, сказано:

ويحرم عند الشّافعيّة الحيوان  البرمائيّ  أي الّذي يمكن عيشه دائماً في كلٍّ من البرّ والبحر إذا لم يكن له نظيرٌ في البرّ مأكولٌ . وقد مثّلوا له بالضّفدع ، والسّرطان ، والحيّة ، والنّسناس ، والتّمساح ، والسّلحفاة . وتحريم هذا النّوع البرمائيّ هو ما جرى عليه الرّافعيّ والنّوويّ في » الرّوضة » وأصلها واعتمده الرّمليّ . لكن صحّح النّوويّ في » المجموع » أنّ جميع ما يكون ساكناً في البحر فعلاً تحلّ ميتته ، ولو كان ممّا يمكن عيشه في البرّ ، إلاّ الضّفدع ، وهذا هو المعتمد عند الخطيب وابن حجرٍ الهيتميّ ، وزادا على الضّفدع كلّ ما فيه سمٌّ . وعلى هذا فالسّرطان والحيّة والنّسناس والتّمساح والسّلحفاة إن كانت هذه الحيوانات ساكنة البحر بالفعل تحلّ ، ولا عبرة بإمكان عيشها في البرّ ، وإن كانت ساكنة البرّ بالفعل تحرم

«У шафиитов считается запрещенным мясо земноводных, т.е. тех, кто может постоянно жить и в воде и на суше, если у него нет аналога среди животных обитающих только на суше, и мясо которых можно употреблять в пищу. Как например: лягушка, краб, змея, крокодил, черепаха. Запрещали этот вид земноводных Ар-Рафии, Имам ан-Навави в «Роудза», на что опирался ар-Рамли. Однако ан-Навави в «Маджмуа» указал, что все, реально обитающие в воде животные, их мертвечина дозволена, даже если они могут жить на суше, за исключением лягушки. На это мнение опираются аль-Хатыб и Ибн Хаджар аль-Хайтами, которые добавили к исключению, все что обладает ядом. Из этого вытекает, что краб, \морская\ змея, крокодил и черепаха если в реальности являются водными обитателями, то их дозволено употреблять в пишу и не обращается внимание на то, что они могут жить на суше. Если же \какой то из их видов\ в реальности обитает на суше, то они запрещены для употребления в пищу». См. «Кувейтская энциклопедия исламкого права», том 5, стр.130.

В фатвах, Постоянного комитета по фатвам КСА и шейха Ибн Усеймина, указывается на дозволенность употребления в пищу мяса крокодила. См. Ссылку.

Таким образом, более приоритетным мнением я нашел, мнение что мясо крокодила является дозволеным для употребления в пищу, и соответственно кожа его является чистой после выделки и дозволенной для использования. Неправильно сравнивать крокодила, ввиду вышеуказаных обстоятельств, со шкурами тигра и льва, запрещая их использование.

Следует отметить, что не смотря на то, является мясо крокодила дозволенным для употребления в пищу или нет, все равно его кожа после выделки становится чистой по мнению большинства ученых.

А Аллаху об этом ведомо лучше.

 

Advertisements
3 комментария leave one →
  1. Абу Умар permalink
    Декабрь 19, 2011 09:32

    Ас-Саламу алайкум! Имам, Ахый разбери вопросы: масха на обычные носки (некожанные) и нарушения омовения при касании к женшине.Да будет доволен тобой АллахIу ТаIала.

    • Декабрь 19, 2011 17:29

      Ваалейкум ассалам. Я давно переводил короткий и граммотный анализ по поводу вопроса прикосновения к женщине и омовения.

      Что понимать из аята? Портит ли прикосновение к женщине омовение?

      Слова Аллаха: “Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикоснулись к женщинам [имели близость с женщинами], и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле…”. Сура “Женщины” 43 аят.

      Разошлись Ученые, да смилуется над ними Аллах, в смысле:

      “…или если вы прикоснулись к женщинам…”.

      Одни из них, поняли из аята, что имеется в виду абсолютно любое касание [1], другие посчитали, что в нем имеется в виду прикосновение, вызывающее вожделение [2], страсть. Другие сказали, что здесь указание на половую близость [3], и это мнение АбдуЛлаха ибн Абаса, да будет доволен ими обоими Аллах.

      И если вы глубоко задумаетесь над аятом, то найдете, что верное мнение, это мнение тех, кто посчитал, что аят несет смысл полового сближения. И это, потому что Аллах, Свят Он и Велик, в аятах упомянул два вида очищения водой, очищение [“вудзу”] от малого осквернения [“хадас аль-асгар”], и очищение [“гьусль”] от большого осквернения [“хадас аль-акбар”].

      О малом очищении [“вудзу”] Слова Аллаха: “…то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток”. Сура “Трапеза” 6 аят.

      О большом очищении [“гьусль”] Слова Аллаха: “А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь”. Сура “Трапеза” 6 аят.

      Бессомнения, в соответствии со стилем красноречия и всеохватывающего пояснения, так же требуется упоминание двух примеров, которые делают обязательным очищение песком. Слова Аллаха: “…если кто-либо из вас пришел из уборной [справил свою нужду с выделением фекалий]”.

      В них указание на необходимость очищения от малого осквернения [“хадас аль-асгьар”].

      А Слова Аллаха: “…или если вы прикоснулись к женщинам…”.

      В них указание на необходимость очищения от большого осквернения [“хадас аль-акбар”].

      Если же мы скажем что под соприкосновением [“мулямаса”], подразумевается простое касание [“лямс”], то получится что аят, указал на два действия, которые требую очищения от малого осквернения [“хадас аль-асгьар”], и в аятах нет никакого упоминания о том, что требует очищение от большого осквернения [“хадас аль-акбар”]. А это идет в разрез с тем, что лежит в основе красноречия [“Балягьа”] Корана.

      Ученые, которые поняли из этого аята, что в нем идет указание на абсолютно любое касание, сказали, что если мужчина коснулся кожи женщины, то его ритуальная чистота портится. Другие сказали, если мужчина прикоснулся с вожделением, то его ритуальная чистота портится. Однако верным считается то, что не портится омовение в обоих этих случаях, так как приводится от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он целовал некоторых из своих жен, а после совершал молитву, не сделав перед этим омовение [“вудзу”].[4] Этот хадис пришел с различных путей, которые укрепляют его.

      Из книги «Разногласия между учеными», автор Шейх Ибн Усеймин.
      ———————————

      [1] Мнение Имама аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах.

      [2] Мнение Имамов Малика и Ахмада, да смилуется над ними Аллах.

      [3] Мнение Имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах.

      [4] Приводит Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа.

  2. Абу Умар permalink
    Декабрь 19, 2011 23:27

    Ас-Саламу алайкум!ДжазакаЛЛОХIУ хоран.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: