Перейти к содержимому

Послание Имама аль-Музани «Разъяснение вероубеждений»

19 февраля, 2010

بسم الله الرحمن الرحيم

Об авторе

Его имя: Абу Ибрагим, Исмаил ибн Яхья ибн Исмаил ибн Амру ибн Муслим аль-Музани, аль-Мисри, ученик Имама аш-Шафии.[1]

Дата рождения и семья: Родился в 175 году. Известно, что семья его отличалась своей любовью к ученым и знанию. Упоминается что даже сестра аль-Музани, посещала уроки Имама аш-Шафии, и от нее передавали некоторые вопросы в теме «закята» такие ученые как ар-Рафии. Тажуд-дин ас-Субки и аль-Аснауви упоминали о ней в своих книгах об ученых шафиитах[2].

Его учителя:

1-      Имам, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (умер в 204 г.)

2-      Али ибн Маъбад ибн Шаддад аль-Мисри (умер в 218 г.)

3-      Шейх Наим ибн Хаммад[3] (умер в 228 г.)

4-      Шейх Асбагъ ибн Нафи (умер в 225 г.)

Его известнейшие ученики:

1-      Имам Имамов, Абу Бакр, Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузейма, ас-Сулями, ан-Нейсайбури (умер в 311 г.). Автор книги «ас-Сахих», «ат-Таувхид» и др.

2-      Абу Джаъфар, Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма, ат-Тахауви (умер в 321 г.)

3-      Абу аль-Къасим, Усман ибн Башшар, аль-Анматий, шейх и учитель Имама Ибн Сурейджа. (умер в 288 г.)

4-      Шейх Басры, Абу Яхья, Закарья ибн Яхья, ас-Саджи[4] (умер в 308 г.)

5-      Абу Наим, Абдуль-Малик ибн Мухаммад ибн Адий, аль-Джурджани (умер в 251 г.)

6-      Абу аль-Хасан, Ахмад ибн Умейр ибн Джаувса ад-Дамашкий (умер в 320 г.)

7-      Абу Мухаммад, Абдуррахман ибн Аби Хатим ар-Рази (умер в 327 г.), автор книги «Джарх ва таъдиль».

Высказывания некоторых ученых о нем:

Ибн Джаувзи: «Он соратник Имама аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах. Был блестящим ученым Факъихом, достойным доверия в передачах хадисов. Был известен своим поклонением и многими достоинствами…»[5].

Имам аз-Захаби: «Выдающийся Имам, Факъих этой Уммы, Ученый аскет…»[6].

Тажуд-дин ас-Субки: «Благородный Имам, помощник мазхаба аш-Шафии, являлся «луной в небе» этого мазхаба, был подобен «горе Знания», был набожным аскетом…»[7].

Его труды:

1-      «Ахкам аль-Къуран»

2-      «Ифсад ат-такълид»[8]

3-      «аль-Амр ва ан-нахью аля мазхаб аш-Шафии»

4-      «Таргъиб фи аль-ильм»

5-      «аль-Джами аль-кабир»

6-      «аль-Джами ас-сагъир»

7-      «Шарх ас-Сунна»

8-      «Мухтасар аль-кабир»

9-      «Мухтасар аль-мухтасар», известный как «Мухтасар аль-Музани»

10-  «Акъда Ахмада ибн Ханбаля»[9] и многие другие.

Смерть: Умер аль-Музани в месяце Рамадан 264 г. в Египте и был похоронен неподалеку от могилы Имама аш-Шафии, да смилуется над ними всеми Аллах.

Цепочки передачи этого послания аль-Музани:

1-      ар-Расъани, от аль-Хаккарий, от Ибн Дарбаса, от аль-Артахи, от ибн аль-Фарра и Ибн Батана, от ан-Насуви, от Ибн Раджа аль-Аскалани, от аль-Малти и аль-Къайсарани, они оба от Ахмада аль-Язури, от аль-Хасана аль-Язури, от аль-Хальувани от аль-Музани.

2-      Ас-Сахауви, от Ибн Яиша, от ибн Мадмуна, от Ибн Хайрана, от Рабиа ибн Муслима, от Ибн Ваххаса, от Мукъбиля ибн Захира, от Ибн Абу Майсара, от аз-Зинджани, от аль-Джильяни, от его отца, от аль-Ахвази, от ат-Табарани, от Абдуль-Карима ибн Касира, от аль-Музани.

Это послание считали принадлежавшим руке аль-Музани такие Имамы как аз-Захаби[10] и Ибн Къайим аль-Джаувзийя[11].

بسم الله الرحمن الرحيم

Сказал Али ибн АбдуЛлах аль-Хальувани: «Находясь в западном Триполи[12], мы с нашими соратниками обсуждали вопросы в Основах вероубеждений. При этом мы упомянули аль-Музани, да смилуется над ним Аллах. После чего некоторые из наших соратников сказали, что до них дошло то, что он, говоря по поводу Корана, воздерживается (в подробностях) об этом. Другие сказали, что напротив он не воздерживается и это продолжалось пока не перешло спор, после чего мы написали ему письмо, желая получить от него ответ. Он ответил нам, написав «Разъяснение вероубеждений» по поводу предопределения, вопросов веры (ирджа), Корана, воскрешения, весов, видения Аллаха, следующее:

(Ответ)

«Да защитит нас и вас Аллах богобоязненностью, и да благоволит Он к нам и к вам в содействии следованию верному руководству.

А затем:

Ты попросил меня, чтоб я разъяснил тебе о Сунне[13] то, чему ты постараешься следовать и чем оттолкнешь от себя сомнения, домыслы и искажения еретических заблуждений. Я поясню тебе ясный путь, желая дать тебе, добрый совет и начну я с хвалы Аллаху, Владыки наставления и поддержки.

Хвала Аллаху, Который является наиболее достойным поминания и благодарения, и Его я восхваляю.

(Необходимость подтверждение Качеств и Атрибутов без уподобления и опустошения)[14]

1-      (Он) Единый Самодостатоный, нет Ему сотоварища и нет у него ребенка. Он Превыше того, чтоб был Ему подобный, и нет похожего на Него и нет Ему равного. Он Слышащий Видящий, Знающий Мудрый, Могучий и Высочайший.

(Возвышенность — Улув)

2-      Он Высочайший на Троне Своем, и он близок к рабам знанием Своим.

(Судьба и предопределение)

3-      Знание Его охватывает все дела и Он являет в Своих творениях то, что ранее предопределил:

يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ

«Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди». 40:19.

Все творения совершают дела по Его предшествующему знанию, и они совершают то, что Он творит для них из блага и зла. Они не владеют для себя благом, подчиняясь, и не в силах отстранить от себя зло своего ослушания. Он сотворил творения по Воле Своей и не сколько не нуждался в них.

(Вера в Ангелов)

4-      Он сотворил всех ангелов для поклонения Себе и вложил в них естественное состояние поклонения. Среди них есть ангелы, которые по Его Могуществу несут Трон, другие вокруг Трона, восхваляют Его, другие святят Его хвалой. Он избрал из них посланников к Своим пророкам, а некоторых других сделал исполняющими другие Свои приказания.

(Сотворение Адама, мир ему, и его испытание)

5-      Затем Он сотворил Адама Своей Рукой и поселил его в Раю, но уже до этого Он (знал) что сотворил его чтоб поселить на земле. Он предостерег его, чтоб он не вкусил из плодов дерева, но тот совершил то, что предопределено ему было, и вкусил из него. Он испытал его тем, от чего предостерегал, и предоставил его врагу волю над ним, и тот обольстил его. Он сделал вкушение из плодов дерева причиной поселения на земле.

(Дела обитателей Рая и Ада)

6-      Затем Он создал из потомства его обитателей Рая. Они совершают дела райских жителей по Воле Его и по Могуществу и Желанию Его выполняют их. Он также сотворил из потомства его, обитателей Ада. Сотворил для них глаза, которыми они не видят, уши, которыми они не слышат, и сердца, которыми они не размышляют, и поэтому скрыто для них верное руководство. Они совершают дела обитателей Ада по Его предшествующему предопределению.

(Иман- вера)

7-      Иман- это слово и дело, и эти две составляющие подобны двум примерам, двум системам[15], мы не разделяем их. Нет веры без дел, так же как нет дел без веры. Верующие превосходят друг друга в (степенях) веры, и по мере увеличения праведных дел увеличивается их вера. Грехи не выводят их из веры, и они не становятся неверующими из-за ослушаний. Мы не делаем обязательным для праведных — Рай, кроме тех, кому поручился за это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так же, мы не делаем обязательным для грешных — Ад.

(Коран)

8-      Коран- это Речь Аллаха, Свят Он и Велик, он от Него и он не является сотворенным, что исчезает.

(Качества и Атрибуты Аллаха)

9-      Слова Аллаха, Его Могущество, Его Качества и Атрибуты и описания — являются совершенными и несотворенными. Они постоянные и предвечные, не сотворенные что исчезает, и не был наш Господ несовершенным, а после дополнился (тем, чего не хватало). Превыше Его Качества и Атрибуты от подобия качествам и атрибутам творений. Воображение описывающих, не способно Его описать. Он Близок ответом для тех, кто просит Его, и Он далек и недостижим, Гордый. Он Высочайший на Троне Своем, отделен[16] от творений, Существующий, а не наоборот, и Он не отсутствующий.

(Срок жизни)

10-  Творения умирают, когда приходит их срок и исчерпывается предписанное им пропитание и прекращаются их дела.

(Могила)

11-   Затем они в могилах своих подвергаются расспросам.

(Воскрешение и отчет)

12-  После того как истлеют, они будут воскрешены, и в судный день, перед Весами и предоставленными записями будут подвержены отчету. Аллах счел его, а они забыли о нем. Этот день был бы равен 50 тысячам годам, если бы Судьей был бы кто другой помимо Аллаха. Однако Он исполнит суд меж ними за время равное послеполуденному сну[17] в этом мире, ведь Он Самый быстрый в расчете. Как сотворил он их счастливыми или несчастными, в этот день Он определит одних из них в Рай, а других в Ад.

(Рай и Ад)

13-  Обитатели Рая с этого дня будут пребывать в нем, наслаждаться различными видами удовольствий и будут удостоены величайшей чести и радости.

14-  Они на своего Господа будут смотреть, и они не будут для этого толпиться  и не усомнятся. Лица их по Щедрости Его будут осветленные, глаза их будут удостоены смотреть на Него, и прибудут они в постоянной благодати.

لاَ يَمَسُّهُمْ فِيهَا نَصَبٌ وَمَا هُم مِّنْهَا بِمُخْرَجِينَ

«Там их не коснется усталость, и их не изгонят оттуда». 15:48

أُكُلُهَا دَآئِمٌ وِظِلُّهَا تِلْكَ عُقْبَى الَّذِينَ اتَّقَواْ وَّعُقْبَى الْكَافِرِينَ النَّارُ

«Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень. Таков конец богобоязненных, а концом неверующих будет Огонь». 13:35

А отрекшемуся народу[18] в этот день не будет дано Его видеть. Ими будет растоплен огонь.

لَبِئْسَ مَا قَدَّمَتْ لَهُمْ أَنفُسُهُمْ أَن سَخِطَ اللّهُ عَلَيْهِمْ وَفِي الْعَذَابِ هُمْ خَالِدُونَ

«Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучатся вечно». 5:80

لَا يُقْضَى عَلَيْهِمْ فَيَمُوتُوا وَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُم مِّنْ عَذَابِهَا كَذَلِكَ نَجْزِي كُلَّ كَفُورٍ

«С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся. Так Мы воздаем каждому неверующему». 35: 36.

А выйдут из огня лишь те, кому позволит Аллах из единобожников.

(Подчинение правителям и запрет на выход против них)

15-  (Обязательно) подчинение правителям в том, чем доволен Аллах и отстранение от того, что Его гневит.

Отказ от выхода против них, даже если они совершают насилие и чинят несправедливость.

Следует каяться перед Аллахом, чтоб Он явил благосклонность к ним посредством (исправления) этих правителей[19].

(Воздержание от обвинения в неверии людей къиблы)

16-  Воздержание от обвинения в неверии людей къиблы, но непричастность к тому, что они привнесли (из новшеств), если только их новшество не является (явным) заблуждением. Тот, кто выдумал из них явное заблуждение, тот не относится к людям къиблы, и вышел из религии. Непричастностью к ним, отстранением от них и призрением к ним мы приближаемся к Аллаху. Поэтому, следует сторониться их новшества, т.к. оно хуже, чем заразная чесотка.

(Сподвижники, да будет доволен ими Аллах)

17-  Говорим о наместнике посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакре ас-Сиддике, да будет доволен им Аллах, что он лучший из творений после Пророка[20], да благословит его Аллах и приветствует. После него идет аль-Фарукъ, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, и оба они являются визирями посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и лежащими рядом с ним в могилах. Затем Зу ан-Нурейн, Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, а затем обладатель достоинства и богобоязненности Али ибн Абу Толиб, да будет доволен ими всеми Аллах. Затем оставшиеся из десяти которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обрадовал Раем. К каждому из них, мы должны испытывать искреннюю любовь в меру того, как это требовал от нас посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в их превосходстве одного над другим. Затем все остальные его сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах. Следует говорить об их достоинствах, хороших делах и воздерживаться от вхождения в то, что происходило между ними. Они лучшие из творений на земле, после их Пророка, Аллах избрал их для Своего посланника и был доволен ими, сделал их помощниками этой религии. Они Имамы этой религии, лучшие из мусульман, да будет доволен ими всеми Аллах.

(Молитва за правителем и джихад с ним)

18-  Нельзя оставлять посещение пятничной молитвы. Следует совершать ее за благочестивым и за грешным (Имамом), если он непричастен к новшествам. Так же нельзя оставлять джихад со справедливым и несправедливым Имамом, так же Хадж.

(Сокращение молитвы и выбор между постом и разговением  для путешественника)

19-   Сокращение молитв в путешествии, а так же предоставление выбора для него, поститься или нет во время путешествия.

(Свидетельство Имамов прошлого на все вышесказанное)

20-  Все ведомые истинным путем Имамы, единогласны в этих вышеперечисленных высказывания и действиях. И по благоволению Аллаха за это крепко держатся следующие за ними, взяв их в пример и довольствующиеся этим, сторонясь излишнего, того, от чего они воздерживались. Аллах укрепил их и дал успех, они не пожелали ничего иного кроме следования (за Пророком), не проявили в этом небрежности, и не перешли границ занимаясь отсебятиной. Мы полагаемся на Аллаха и доверяемся Ему, а следуя по их следам, желаем лишь Его довольства.

(Соблюдение выполнения обязательных и дополнительных молитв и избегание запретного)

21-   Это разъяснение Сунны, в которой я провел исследования, раскрывая ее и поясняя. Тот, к кому благоволил Аллах, дав следовать тому, что я пояснил, помогая ему выполнять обязательные действия, остерегаясь нечистот, выполняя как положено омовение, совершая молитвы в меру своих сил, выплачивая закят тем, кому положено, совершая Хадж для тех кто имеет возможность, и поститься в Рамадан если позволяет здоровье. А так же пять дополнительных молитв по примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: витр каждую ночь, два ракаата перед утренней молитвой, две праздничные молитвы, молитва при затмении солнца или луны, и молитва для испрашивания дождя, когда это положено.

22-  И воздерживаться от запретного, беречься клеветы, лжи, сплетен и притеснения без права, и того, чтоб говорить об Аллахе без знания. Всё это большие грехи. Тот, кто пасет у запретных земель, тот может попасть и в запретное.

(Заключение)

Кому облегчено то, что я перечислил, тот на истинном пути, и мы желаем ему Милости. Да благоволит к нам и вам Аллах, наставлением на прямой путь, по Милости Его. Мир тем, кто послал нам мира, а не приобретет мир Аллаха, лишь заблудший. Хвала Аллаху Господу миров.

Я завершаю свое письмо восхвалением Аллаху. Мир и благословения Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам и пречистым женам».

Книга «Разъяснение вероубеждений» на арабском


[1] См. «Сияр» аз-Захаби 12\492.

[2] См. «Хуснуль-мухадара» ас-Суюти 1\399. Уместно было бы упомянуть, о молочном брате аль-Музани, известном ученом шафиитского мазхаба ар-Рабиа ибн Сулеймане аль-Муради. Разница между ними в возрасте была всего 6 месяцев. Умер ар-Рабиа в 270 г. См. «Сияр» аз-Захаби. А так же сын сестры аль-Музани, известный ученый, Имам ат-Тахауви, автор «акиды ат-Тахавийя».

[3] Имам, выдающийся ученый, Наим ибн Хаммад аль-Хузаи. В свое время приехал в Египет и оставался там до тех пор, пока за ним не прислали, по приказу Халифы аль-Муътасима, для проверки его убеждений. Он был спрошен о Коране, но отказался отвечать так, как от него требовали муътазилиты. Был посажен в тюрьму в Самарре (Ирак) и продолжал там находиться, пока не умер  в 228 г. См. «Сияр » аз-Захаби 10\595.

[4] Имам аз-Захаби говорит в биографии ас-Саджи: «ас-Саджи был Шейхом и Хафизом города Басры.  Он был Имамом в хадисе, от него взял мнение Ахлю-Сунны в вопросах Качеств и Атрибутов Аллаха, Абу Хасан аль-Ашари, и именно на них он опирался в своих последних работах. Он ездил получать знания у аль-Музани и ар-Рабиа». См. «Сияр».

[5] См. «аль-Мунтазам» 12\192.

[6] См. «Сияр» 12\492.

[7] См. «ат-Табакъат аш-шафиийя аль-кубра» 1\238.

[8] См. ас-Суюти в книге «Рад аля манн ахляда иля аль-ардз» стр. 123.

[9] Аль-Музани очень любил и хвалил Имама Ахмада, говоря: «Ахмад ибн Ханбаль,- (подобен) Абу Бакру в день вероотступничества племен, Умару в день аш-шакъифа, Усману в день его осады и убийства и Али в день ас-сиффин». Приводит аль-Байхакъи в «Манакъиб аш-Шафии» 2\356.

[10] См. его книгу «Улув»

[11] См. его книгу «Иджтима аль-джуюш»

[12] Триполи столице Ливии.

[13] «Сунна», так ученные ранних веков называли науку «Основ вероубеждений».

[14] Наименование разделов между скобок от исследователя рукописи аль-Музани, доктора Джамаля Аззуна.

[15] Т.е. одна из них не входит в другую. Так поясняется в сносках рукописи.

[16] Сказал Имам аз-Захаби в книге «Улув», после того как привел его слова, стр. 135: «Знай, что слово «отделен» часто приходило в передачах об убеждениях Салафов в их словах «Он Всевышний на Троне Своем, отделен от творений». Это рассказывали Абу Зуръа и Абу Хатим ар-Рази от многих ученых из разных стран. Ученые высказывали подобные слова «Сущностью Своей» или «отделен», хоть это и не было известно со времен сподвижником, но они вынуждены были это сказать, по причине ереси Джахма и его соратников, утверждающих что Аллах везде. Именно поэтому они и говорили «отделен», и никто из них не считал это порицаемым». См. в «Мухтасар аль-Улув» стр. 18.

[17] (بمقدارالقائلة في الدنيا) Приводит аль-Хаким 1\84, от Абу Хурейры, да будет доволен им аллах, сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Судный день, равен промежутку между полуденной (аз-зухр) и послеполуденной (аль-аср) молитвы». Сказал аль-Хаким: «Этот хадис достоверный, на условиях двух Шейхов (Бухари и Муслима)». Сказал Шейх аль-Албани в «Сильсиля ас-сахиха»: «Имам аз-Захаби согласился с ним в том, что он сказал».

[18] Т.е. неверующим.

[19] Сказал Ибн Абу Изз в своих комментариях на «Акыду ат-Тахаувийя» стр. 370: «А что по поводу обязательности подчинения им, даже если они чинят несправедливость, то это, потому что выход из подчинения им влечет за собой еще больший вред, чем вред их несправедливости. Напротив, в проявлении терпения этому, прощения наших грехов и приобретение награды. Поистине Аллах не дал им над нами волю чинить несправедливость, кроме как из-за наших дурных дел и несправедливости, а воздаяние бывает подобным преступлению. Мы должны в большей степени работать над собой, просить прощения за грехи, каяться, исправлять наши дела… Если люди желают избавиться от несправедливости правителя, то пусть они избавятся от (своей) несправедливости».

[20] Имеется в виду в этой Умме.

12 комментариев leave one →
  1. 19 февраля, 2010 20:41

    Книги по вопросам акыды на арабском:

  2. Ali permalink
    20 февраля, 2010 03:55

    Assalamu alaykum wa rahmatullahi wa barakatuhu!

    Jazakum Allahu Taala khayran.

    • 20 февраля, 2010 15:05

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатуху.
      Ва ийяка.

  3. Ислам permalink
    20 февраля, 2010 22:32

    Имам, салам алейкум.

    Уважаемый брат, это всё очень важно.

    Ты опровергаешь позицию традиционных суфиев, да?

    Суфии говорят, что подавляющее большинство уммы (последователи мазхабов) — это «ашариты», это сторонники аллегорического толкования сифатов Аллаха.
    А «ваххабитов» совсем немного, небольшое количество сторонников Ибн Теймии и Ибн Ваххаба.
    И вдруг ты утверждаешь, что на самом деле множество учёных традиционных мазхабов — это именно «салафиты», и даже сам поздний Ашари — это тоже уже не «ашарит».

    Скажи, брат, а как суфии и мюриды относятся к твоим трактовкам?
    Ведь не будут же суфии утверждать что те, кого ты цитируешь — шафииты, ханафиты, ханбалиты — что все они тоже «ваххабиты» (из-за их салафитской акыды)?
    Ведь весь фундамент суфиев до сих пор был в том, что «ваххабиты» — это жалкое меньшинство, внедрённое снаружи для раскола уммы, для ослабления Ислама…
    И вдруг ты показываешь (надеюсь, с достоверными ссылками) что множество шафиитов и других традиционных учёных задолго до Ибн Ваххаба были салафитами по акыде. Более того, ты показываешь, что сами имамы мазхабов были салафитами в этом смысле слова — строгой ориентации на Коран, Сунну и сподвижников.

    Фактически ты протягиваешь руку взаимопонимания суфиям. Как они реагируют на твои разработки? Ведь ты наверное и против суфизма не возражаешь — при тех же условиях (строгая ориентация на Коран, Сунну и сподвижников).

    Что они отвечают на эти факты?

    • 21 февраля, 2010 15:10

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлах ва баракатуху.
      *Трудно говорить о традиционности или нетрадиционности суфизма, т.к. на просторах Исламского мира это, так скажем обособленное течение, делится на десятки а то и сотни групп, и их суфизм и верования, зачастую разнятся. Поэтому я не столько занимаюсь опровержением того или иного суфизма, сколько разъяснением вероубеждений ученых Сунны и джамаа (Ахлю-Сунна).

      *Если говорить о Дагестане, да наставит Аллах наш народ и ниспошлет Мир и баракат на эту землю, и о заявлениях некоторых наших религиозных деятелей по поводу «ваххабизма» и еретичности этого течения, а мало того, что это вообще продукт английской разведки и т.п. То опровержением на все это я нашел слова покойного муфтия Абубакарова, да простит мне и ему Аллах, когда он сказал, что Ибн Абдул-Ваххаб был приемником убеждений Ибн Теймийи. (смысл его слов). Это полностью обрушивает все домыслы и обвинения в сторону так называемых «ваххабитов» и еретичности их убеждений в лоне Шариата. Даже если они имеют право не соглашаться с их отдельными трактовками в том или ином вопросе, из-за своего подхода к разбору доказательств из Корана и Сунны, но они не в праве судить и обвинять ученых Муджтахидов высказывающихся по тем или иным вопросам не так как они. Ведь они сами часто к этому призывают тех же «ваххабитов», пытаясь отвязаться от их настойчивых советов и зачастую грубых и невежественных наставлений отдельных их представителей, хотя это двухсторонняя проблема как я думаю.

      *Я думаю для многих суфиев, ищущих Истинный путь и знания, подобная информация дает стимул для позитивного мышления и осознания того, что мы все верующие, и что ярлыки и травля, лишь еще больше разжигают огонь ненависти и противостояния между мусульманами, ослабевая нашу Умму.

      Однако наблюдается и процесс упрямого отмежевания от фактов и переход на новый уровень противостояния, где инструментом для дискредитации берутся слова таких одиозных псевдо-суфиев и псевдо-ашаритов, которые открыто делали такфир Ученым Ислама, брались за подтасовки цитат со слов умеренных ашаритов, отказываясь принимать их рациональные суждения и свидетельства в отношении убеждений Салафов (это такие умеренные ученые как Куртуби, Аскалани). Своего рода «псевдо-суфисткие радикалы», которые продолжают «анти-ваххабитскую» истерию и подливают масло в огонь и без того полыхающего костра в сердцах мусульман в Дагестане… Они берут на вооружение работы таких же как они, неадыкватных личностей живших после века Ибн Теймийи и обвинявших его в неверии за те вопросы, в которых в принципе сами толком не разбирались и домысливали за Шейха. На их аргументы и заявления ответили как я сказал уже, умеренные и выдающиеся Ученые ашариты, защищая Ибн Теймийю от их невежественных выпадов, но увы у этого пути такфира (обвинения в неверии), есть свои обновители. Поэтому сегодня они вооружились книгами М. Коувсари (14 век по Хиджре), порочившего многих ученых Ахлю-Сунны и не обошедшего даже Сахабов и Имамов. А сегодня это новоявленные, «не имеющие не единой седины», «ученые» Фуда, Саккаф, который вообще имеет шиито-муътазилитские взгляды по некоторым вопросам… В общем эта категория людей, желая продолжить отвергать знание и учение Имамов прошлого, не нашла ничего кроме книг этих людей. Они пытаются завуалировать все что пришло от этих Имамов первых веков, а когда уже некуда деваться, то не желая сдаваться перед оппонентом и признать их слова, начинают и их обвинять в ереси, заблуждениях и т.п. Так делал этот Коувсари, ругая Имамов Наима ибн Хаммада (кстати учитель аль-Музани), Ибн Хузейму (кстати ученик аль-Музани), ас-Саджи (тоже его ученик), ад-Дарими, Хатыба аль-Багдади, ибн Теймийю и многих других. А куда деваться… Если правду они не хотят признавать…?

      *Я протягиваю руку помощи, открывая знание для объективного взгляда на наследие ученых Ахлю-Сунны, не отрицаю вклад ученых ашаритов, которые на определенном этапе сыграли важную роль в Исламе в Суннизме, и люблю этих ученых за их вклад. Но я так же считаю правильным указать на путь тех ученых, которые сохранили традицию ортодоксального понимания текстов Корана и Сунны (догматики), из наследия первых ученных нашей Уммы. Ученых ханбалитов-салафитов-догматиков. Этому, как мы видим свидетельствуют даже востоковеды. В принципе то что написал аль-Музани есть догматика суннизма в его эпоху. Но неверно будет определять эти убеждения как ханбалитские. Потому что Имам Ахмад ибн Ханбаль в принципе ничего нового не привнес в них. Эти убеждения принято назвать ханбалитскими, лишь за то что Имам Ахмад сыграл важную роль в их отстаивании и борьбе против мутакаллимов (джахмитов и муътазилитов), за что аль-Музани его и сравнивал в Абу-Бакром в день вероотступничества племен. Ахмад жестко стоял на традиции ортодоксии и догматики Салафов и принял суровые испытания. Те ученые сунниты, которые пытались пойти на компромисс с муътазилитами, и стали с ними вести полемику на основах их каллямических постулатов, так же встретили порицание Имама Ахмада,- это так называемые куллябиты, чью традицию как утверждают некоторые, и продолжают сегодняшние ашариты. Хотя для изучавших историю и труды первых и последних ашаритов, ясно что этом мазхаб после 5 века и посей день практически по многим вопросам (Качеств и Атрибутов Аллаха) слился с муътазилитским. А сам Имам аль-Ашари не двусмыслено заявил в своих последних книгах, что он Ханбалит.
      Имам Ахмад был на тех же убеждениях как и у Имама аш-Шафии, ведь будь иначе, аш-Шафии не говорил бы что оставив Ирак, он не оставил там никого лучше в знании, богобоязненности и др. чем его ученик Ахмад ибн Ханбаль. Поэтому изучая труды учеников Имама а-Шафии и всех Шафиитов первых веков мы находим их на тех же убеждениях что и Ханбалиты, и таким же образом Маликиты и Ханафиты (кроме муътазилитов, которых было не мало среди них).

      *А что на счет суфизма, то моя позиция следующая: Я считаю что нужно для начала определиться что такое суфизм. Если это то, как сказал Имам аз-Захаби (рахимахуЛлах) в книге «Сияр аълям ан-нубаля» 15/407-412: «…Поистине Тасоввуф (Суфизм) и что следует понимать под ним, как образ действия, мораль (этика) и любовь, — это то, что пришло от Сахабов Пророка Мухаммада (салляЛлаху алейхи ва салам). Это довольство Аллахом, и обязательность страха перед Ним, это усердие на пути Его, и адаб в соответствии с адабами Шариата из чтения Корана с выражение (с таджвидом) и следование Корану, это ночные стояния в молитве со страхом перед Аллахом, это посты (соум) в одни дни и разговения в другие, это старания и усердия (в ибадатах) в известной мере (т.е. соответствующей Сунне), это альтруизм (предпочтение других братьев, себе), это обучение простых людей, это скромность и простота в обращении с верующими, … Учёный лишённый тасаввуфа (суфизма) и того, что к нему относится (выше перечисленное), будет пуст, а суфий если будет лишён Знания Сунны, собьётся с прямого пути». То я сам суфий!
      А если суфизм,- это тот секрет который выложил еретик Халлядж, и за что был казнен,- если это «единство бытия и Создателя» которое проповедовал Ибн Араби и за что был обвинен в неверии практически всеми Имамами открывшими его книги,- если это некое интуитивное знание (мукашафат) за которым можно следовать даже если оно противоречит Шариату Мухаммада, салляЛлаху алейхи ва саллям,- если это самодеятельность в шариатской практике, в видах поклонения,- то это не суфизм. Это псевдо-суфизм, который к сожалению раскинул свои сети и в который попали многие наши братья мусульмане. Адаб, аскетизм, альтруизм, простота, частое поклонение, постоянный зикр, страх и надежда перед Аллахом,- это Ислам и высшее его проявление это Ихсан, путь к этому заложен в практике поклонения, зикра, салавата, шукра, поведанного нам Пророком, салляЛлаху алейхи ва саллям, его Сунна самый лучший путь, его зикр и практика самая баракатная, т.к. ее одобрил Господь Миров, и приказал нам следовать за ней.

      *Я всегда готов протянуть обе руки взаимопонимания к суфиям, и призываю понимать суфизм в традиции первых суфиев-аскетов, суфиев ученых-Факъихов, призываю быть объективными к фактам. Да облегчит нам Аллах взаимопонимание. Амин.

  4. Ислам permalink
    21 февраля, 2010 21:13

    ////// То опровержением на все это я нашел слова покойного муфтия Абубакарова, да простит мне и ему Аллах, когда он сказал, что Ибн Абдул-Ваххаб был приемником убеждений Ибн Теймийи. (смысл его слов). ///////

    Да, это важно, уважаемый Имам.

    Одно дело – прямое обвинение в «марионеточном» использовании. Другое – признание за ним искренних убеждений (пусть даже покойный муфтий их не разделял).

    Думаю, после этого заявления суфии перестанут переиздавать «Признания английского шпиона»)))))

    /////// Однако наблюдается и процесс упрямого отмежевания от фактов и переход на новый уровень противостояния, где инструментом для дискредитации берутся слова таких одиозных псевдо-суфиев и псевдо-ашаритов, которые открыто делали такфир Ученым Ислама, брались за подтасовки цитат со слов умеренных ашаритов, отказываясь принимать их рациональные суждения и свидетельства в отношении убеждений Салафов (это такие умеренные ученые как Куртуби, Аскалани). ///////

    Вот почему так полезна твоя просветительская деятельность.

    Ты показываешь, что не было никакого «иджма» традиционных алимов (ханбалитов, шафиитов, и др.) в отвержении Ибн Теймии и его идей. Наоборот, множество учёных отзывались о нём с одобрением и уважением.
    Очень важны и твои уточнения по поводу НЕтождества умеренных ашаритов, с одной стороны, и крайних псевдо-суфиев и псевдо-ашаритов, с другой стороны.

    Было бы полезно издать книги с названием типа «Шафиитские учёные с поддержкой о Ибн Теймие и Ибн Ваххабе» — и собрать там все позитивные отклики учёных-традиционалистов об этих (и других) учёных-салафитах.

    /////// Они пытаются завуалировать все что пришло от этих Имамов первых веков, а когда уже некуда деваться, то не желая сдаваться перед оппонентом и признать их слова, начинают и их обвинять в ереси, заблуждениях и т.п. ///////

    В таких случаях необходимо и им самим, и широким мусульманским массам показывать.

    Типа «так вы, друзья, уже не только «ваххабитов» отвергаете! Вы и всех традиционалистов (шафиитов, и др.) отвергаете, если их позиция не совпадает с вашей позицией! А вы, что, непогрешимый источник и критерий истины?».

    Кстати, а кто этот М. Коувсари? Что-то на Кавказе я нём мало слышал… Или он пока (его идеи) больше популярен в арабоязычном мире?

    ////////Я протягиваю руку помощи, открывая знание для объективного взгляда на наследие ученых Ахлю-Сунны, не отрицаю вклад ученых ашаритов, которые на определенном этапе сыграли важную роль в Исламе в Суннизме, и люблю этих ученых за их вклад//////

    Не сомневаюсь в твоей искренности, уважаемый Имам. Ибо давно читаю твои вещи и вижу, что к чему

    Но будь готов, что и эта чистая искренность может попасть под удар язвительной критики. Дело в том, что в суфийской прессе уже обкатываются такие «предостережения» мюридам. Мол, будьте осторожны, опасайтесь коварных ваххабитов, ибо они («коварные ваххабиты») могут идти на обман, могут из тактических соображений признавать и мазхабы, и некоторых НАШИХ учёных – ну, чтобы ослабить нашу суфийскую бдительность. А когда ваххабиты достигнут всех своих целей, они сбросят маски и отправят на свалку и мазхабы, и имамов, и выдающихся учёных (умеренных ашаритов)…

    Будь готов к таким выпадам, уважаемый Имам.

    (Справедливости ради отмечу, что определённая почва для таких спекуляций есть. Ведь если уважаемые шейхи аль-Мунаджид и аль-Усеймин вынуждены вступаться, защищать память об Ибн Хаджаре и ан-Навави, значит, есть от кого защищать. Речь о крайних салафитах, которые (видимо, из-за недостатка знаний и избытка эмоций) спешат с выводами об этих уважаемых учёных…

    И тут снова важна твоя позиция, далёкая от ненужных чрезмерностей…

    /////А что на счет суфизма, то моя позиция следующая: Я считаю что нужно для начала определиться что такое суфизм. //////

    При наличии свободного времени было бы крайне полезно написать книгу «Канонический суфизм, не противоречащий салафизму».

    А ещё лучше дать такое название – «Канонический суфизм, соответствующий Корану и Сунне», изложить общую теорию, взгляды на практику и дать множество ответов на конкретные вопросы.

    Высказаться о наличии некоего «тайного знания», которое известно только суфиям и которое передаётся по цепочке от шейха к шейху. Причём эту цепочку суфии возводят к самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

    Правда, не совсем понятно в таком случае, зачем суфии свои духовные пути связывают не с именем Пророка (если он изначальный источник тарикатского пути), а с именами Накшубандийа, Шазилийа и других братств.

    Также в этой книге можно было бы подробно написать о конкретных методиках – разновидности вирда, путь мюрида от стоянки к стоянке, особые состояния типа «фана», связь с устазом через «рабита», допустимость/недопустимость НЕшариатских (анти-шариатских, анти-монотеистических) восклицаний в состоянии экстаза и многое другое.

    Думаю, брат, ты бы потянул такой труд, инша Аллах.

    ////// Адаб, аскетизм, альтруизм, простота, частое поклонение, постоянный зикр, страх и надежда перед Аллахом,- это Ислам и высшее его проявление это Ихсан, путь к этому заложен в практике поклонения, зикра, салавата, шукра, поведанного нам Пророком, салляЛлаху алейхи ва саллям, его Сунна самый лучший путь, его зикр и практика самая баракатная, т.к. ее одобрил Господь Миров, и приказал нам следовать за ней. //////

    Отлично сформулировано.
    Значит, на этом пути достаточно исламских (шариатских) учёных, то есть знатоков исламских наук по всем перечисленным направлениям?

    И нет нужды в неких «тарикатских устазах», которые хранят и передают некое тайное знание и методики очищения ихсана через выполнение вирдов (духовных заданий) без прямых ссылок на Коран и Сунну?

    Отвечая, уважаемый брат Имам, учти что тарикатские братства большое внимание уделяют преемственности учения («от сердца к сердцу, от шейха к шейху»).
    То есть любое твоё утверждение они поставят под «микроскоп» и начнут по привычке, мол, а откуда ты это взял, уважаемый Имам? А кто твои учителя в суфизме? А учителя твоих учителей? А учителя Ибн Теймии?, и т.д.

    ///// Да облегчит нам Аллах взаимопонимание. Амин. ////

    Амин.
    Да поможет тебе Аллах во всех твоих исследованиях.

  5. 21 февраля, 2010 23:01

    \\\Было бы полезно издать книги с названием типа «Шафиитские учёные с поддержкой о Ибн Теймие и Ибн Ваххабе» – и собрать там все позитивные отклики учёных-традиционалистов об этих (и других) учёных-салафитах.\\\
    В принципе эту работу сделал за нас еще в 8-9 веках, такой ученый Шафиит, Ибн Насирудин ад-Дамашкий, опровергая нападки невежественных и одиозных критиков Ибн Теймийи. Его имя кстати и по сей день упоминают сегодняшние приверженцы суфизма в частности о его одобрении Мавлида (при соблюдении определенных условий) и др. Ибн Насырудин, собрав своей книги слова примерно сотни ученых современников Ибн Теймийи, которые именовали его высочайшим титулом Шейх аль-Ислама. Одобрительные рецензии к этой книге написали такие Имамы этого века, как Шафиит, Ибн Хаджр Аскалани и Ханафит, Бадрудин аль-Айни, оба известнейшие комментаторы «Сахиха» аль-Бухари.

    \\\В таких случаях необходимо и им самим, и широким мусульманским массам показывать.
    Типа «так вы, друзья, уже не только «ваххабитов» отвергаете! Вы и всех традиционалистов (шафиитов, и др.) отвергаете, если их позиция не совпадает с вашей позицией! А вы, что, непогрешимый источник и критерий истины?».
    Кстати, а кто этот М. Коувсари? Что-то на Кавказе я нём мало слышал… Или он пока (его идеи) больше популярен в арабоязычном мире?
    \\\
    Просто не хочется весь этот «мусор» выносить на обозрение.
    Коувсари, родился в 1296 г по Хиджре, умер 1371 г., стал известен своими высказываниями в сторону Имамов Ахлю-Сунна, и своим фанатичным следованием за мазхабом Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах). По происхождению черкес, жил в Турции, потом переселился в Египет, и жил там до конца своих дней.
    Удивительно как этот «мукьаллид» Коувсари (как он сам заявляет о своем такълиде), опровергает и ругает Имамов Муджтахидов. Прошу Аллаха для него прощения, если это выходило от него, из-за помутнения разума и фанатичного следования за мазхабом, желая таким образом доказать его главенство.

    \\\Справедливости ради отмечу, что определённая почва для таких спекуляций есть. Ведь если уважаемые шейхи аль-Мунаджид и аль-Усеймин вынуждены вступаться, защищать память об Ибн Хаджаре и ан-Навави, значит, есть от кого защищать.\\\
    Это точно. Но вот сегодня, именно салафиты, сохранили чувство ответственности и продолжают традицию опровержения «горячих голов» из тех кто именует себя «салафитами». К сожалению мы мало слышим о подобных шагах со стороны суфиев и ашаритов, как это было в прошлом. От части конечно можно отметить справедливые слова того же Кардави и Бути. Но что смешно слышать, так это обвинения этих одиозных псевдо-суфиев, что мол этот Кардави и Бути — ихвановцы и типа они поэтому хитрят (умалчивают, пытаясь сблизится и консолидироваться), у них нет четких убеждений и т.п. Возникает вопрос: А что Ибн Хаджар Аскалани, Ибн Насырудин ад-Дамашки, и десятки ученых ашаритов и умереных суфиев 8-9-10-11 веков тоже были ихвановцами?

    \\\Высказаться о наличии некоего «тайного знания», которое известно только суфиям и которое передаётся по цепочке от шейха к шейху. Причём эту цепочку суфии возводят к самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха).\\\
    Это и есть основная проблема. Из этого получается что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел с двумя религиями с Исламом для «простых смертных» и наполненным тайными знанием Суфизмом, для избранных…

    \\\Отлично сформулировано. Значит, на этом пути достаточно исламских (шариатских) учёных, то есть знатоков исламских наук по всем перечисленным направлениям?
    И нет нужды в неких «тарикатских устазах», которые хранят и передают некое тайное знание и методики очищения ихсана через выполнение вирдов (духовных заданий) без прямых ссылок на Коран и Сунну?
    \\\
    Достаточно искренних и мудрых Ученых Шариата знающих все науки в совокупности. А суфием, в приемлемом понимании этого термина (См. у аз-Захаби), еще надо заслужить называться. Суфием в значении на которое указал аз-Захаби, за честь кому то называться. Это не просто надеть тюбетейку, пойти к устазу и «забронировать» себе «место в Раю», обещая произносить определенное количество славословий. Лучший зикр- это тот которому научил нас Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Лучший вирд, — это зикры, что ежедневно читал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. А если кто-то ищет для себя более ясный и светлый путь и более баракатный (благодатный) вирд, чем путь и вирд посланника Аллаха, то, «Кому Аллах не даровал света, тому не будет света». (Сура ан-Нур 40 аят.)

    • Ислам permalink
      28 февраля, 2010 18:33

      //////// Но что смешно слышать, так это обвинения этих одиозных псевдо-суфиев, что мол этот Кардави и Бути – ихвановцы и типа они поэтому хитрят (умалчивают, пытаясь сблизится и консолидироваться), у них нет четких убеждений и т.п. Возникает вопрос: А что Ибн Хаджар Аскалани, Ибн Насырудин ад-Дамашки, и десятки ученых ашаритов и умереных суфиев 8-9-10-11 веков тоже были ихвановцами? ////////

      Имам, брат, правильно ли сказать, что современные ихвановцы – это те, кто политическое единство мусульман ставит выше вопросов вероубеждения?

      То есть ихвановцы говорят, мол, главное нам быть едиными (и потому сильными), а разногласия в некоторых вопросах акыды не так страшны.

      Кстати, в результате с ними не очень-то согласны и салафиты – которые вопросы Единобожия ставят выше вопросов политического единства.

      И их, ихвановцев, также недолюбливают суфии (или псевдосуфии) – так как по мнению суфиев, ихвановцы слишком заигрывают с «ваххабитами».

      Видимо, ихвановцы при хороших целях (единство верующих) в чём-то допускают системную ошибку? В чём?

      Они правы, что при солидарных, объединённых действиях влияние, ресурсы и возможности мусульман на планете резко возрастают. Тогда как при разногласиях получается «лебедь, рак и щука». Но видимо, ихвановцы ставят перед собой невыполнимую задачу объединить слишком разных мусульман? И сначала бы надо определиться, во что и КАК мы верим, КАК понимаем Единобожие?

      Что сам думаешь на эту тему, брат?

      • 1 марта, 2010 19:18

        Что я думаю… Ты брат, в принципе отметил основные плюсы и минусы тех, кого принято называть «ихвановцами». Да, надо объединятся, НО, надо объединяться на непоколебимых принципах Единобожия. Если нас не консолидирует Единобожие, то любая «массовка», будет без положительного результата и в дуния и в Ахира. Да, возможно кто-то наберет политические очки, но это не даст необходимого толчка для распространения призыва Пророков, мир им, призыва Единобожия.

  6. Muhammad permalink
    19 мая, 2010 21:49

    Было бы смешно если бы не грустно. Обвинил Каусари в том что обвиняет ученых, а сам делает то же самое, даже не имея исламского образования 🙂

    • 19 мая, 2010 22:14

      Мухаммад брат. Я если обвинял Ковсари в чем-то то со слов кстати авторитетного суфия Ахмада аль-Гумари. Читай здесь.
      А вообще брат советую тебе почитать «Ихкъакъ аль-Хаккъ»,- опровержение Ковсари на Имама аль-Джувейни аш-Шафии, которое он начинает словами: «Этим посланием я опровергаю брошюрку которую относят к Абдул-Малику ибн Юсуфу аль-Джувейни, она посеяла смуты в Хурасане… после чего ее автор был вынужден покинуть эти места и на долгое время поселился у двух Мечетей, потому и был прозван Имам уль-Харамейн…». Почитай как он говорит в ней, что и Газали по молодости плохо писал про Абу Ханифу… и Фахр ар-Рази… что Газали оказывается ханафиты спаси от смерти, по обвинению собственных сторонников в еретизме (зандакъа)… и только после этого оказывается Газали стал хорошо относиться к Абу Ханифе… хотя почитав Ихья я бы это не сказал… Ковсари здесь хаит Имама аш-Шафии, почитай эту книгу, начни с 13 стр.

Trackbacks

  1. Шафииты или ашариты? Ахмад аль-Исмаили (277-371 г.) и др. « Блог Имама

Оставьте комментарий