Перейти к содержимому

Замуж без разрешения отца 2

14 мая, 2010

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения Его посланнику.

А затем: Скажу, а Аллах наделяет успехом.

Появились много вопросов и возражений у определенного количества читателей моего блога по теме замужества девушки без разрешения отца.

Тема насущная и проблемная и мне хотелось в предыдущей статье указать на то, что «адаля» (праведность) по мнению большинства ученых не является условием приемлемости для опекуна-«вали», т.к. от некоторого количества Шафиитских ученых передается что «адаля», является условием и опекун грешник, не имеет права на опекунство в выдаче замуж.

Теперь попробую пояснить этот вопрос с основ и разъяснить проблему и указать на то, как регулирует этот вопрос Шариат.

1- Наличие опекуна является столпом в браке

Пишет Такъия-дин аль-Хесни аш-Шафии (752-829 г.) в своей книге «Кифаят аль-ахъяр» 2\66: » «Вали» (опекун), является одним из столпов (арканов) брачного процесса, который не будет считаться правильным, кроме как с ним. Доказательство на это Слова Аллаха:

فَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ أَن يَنكِحْنَ أَزْوَاجَهُنَّ

«не препятствуйте им выходить замуж за своих прежних мужей…». Коран 2: 232.

И если бы женщине самой было дозволено заключать брак, то не пришло бы это порицание препятствовать им…

А так же хадис: «Если какая-нибудь женщина выйдет замуж без разрешения ее опекуна, то ее брак будет не действительным»[1]. Приводит Абу Давуд, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, сказавший, что хадис хороший».

2- Кто имеет наибольшее право на опекунство девушки?

Пишет Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали (541-620 г.) в своей книге «аль-Мугъний» 9\355: «Глава: Сказал: «Наибольшее право на опеку в выдаче замуж свободной женщины, имеет её отец». … Свободная женщина, наибольшее право на выдачу ее замуж, имеет её отец. Никто на ряду с ним не имеет этого права (!). Это же сказал Имам аш-Шафии, это так же распространено от Абу Ханифы… Нашим доводом является то, что ребенок всецело принадлежит отцу. Сказал Аллах: «Мы ответили на его мольбу, даровали ему Йахью». Коран 21:90. Говорил Закарья: «Господи! Одари меня прекрасным потомством». Коран 3: 37. Говорил Ибрагим: «Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила и Исхака». Коран 14:39. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты и твое имущество принадлежите отцу»… А так же потому что, отец более полноценен своей оценкой (взглядом) и переживанием (сострадательностью к дочери). Посему обязательно следует его предпочтение перед другими».

В случае отсутствия отца,  право на опекунство переходит к мужчинам по отцовской линии. Дед по отцу, затем, братья по отцу и матери, затем братья по отцу, затем родные дяди по отцу, затем сыновья родных дядей по отцу, и только в последнюю очередь правитель.[2]

3- Является ли «адаля» (праведность) условием для опекунства в выдаче замуж?

Как указывают Ученые, более правильное мнение, это то, что «адаля», не является условием, на это указали так же и ряд Шафиитских ученых, хоть в мазхабе и прописано, что это является условием.

Пишет Такъия-дин аль-Хесни аш-Шафии (752-829 г.) в своей книге «Кифаят аль-ахъяр» 2\70: «Знай, что ар-Рафии сказал: «Большинство поздних ученых дали фатву что «фасикъ» (грешник) считается опекуном. Это было мнением ар-Раувяни»».

Как пишет Шейх Умар ибн Къарахдагъи аш-Шафии (умер в 1355 г.) в своей книге «Ихтиляф аль-Ашьях фи фикъх аш-Шафии»\»Разногласие Шейхов Шафиитского мазхаба», стр. 263: «Слова Ибн Хаджара аль-Хайтами в книге «Тухфа» указывают на то, что его выбор пал, на правомочность опекунства «фасикъа» (грешника). Это так же мнение аль-Гъазали, Имам ан-Навави считал его хорошим мнением в книге «Роудза», такую фатву давал Ибн ас-Салях и аль-Азраи. Это мнение считал сильным ас-Субки, и его так же выбрала группа других ученных». Я добавлю: Его выбрал так же Имам Иззуд-дин ибн Абду-Салам в своих «Фатавах».

4- Брак без разрешения опекуна

Сказал Маджду-дин Ибн Теймийя[3] (умер в 652 г.) в своей книге «аль-Мухаррар» 2\153: «Брак женщины без довольства ее опекуна и её собственного согласия, будет не действительным».

Сказал Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали в своей книге «аль-Мугъний» 9\378: «Глава: Сказал: «Если ее выдал замуж кто-то (из опекунов), а другой имел большее право чем он, и он при этом является «хадзир»- присутствующим[4] и он не препятствовал ей, то такой брак не действительный». Этот вопрос охватывает три положения. Одно из них это то, что если её выдал замуж «дальний опекун» в то время как, более «близкий опекун» являлся присутствующим[5], и она согласилась выйти замуж, не спросив его[6], то этот брак не действительный. Это так же является мнением аш-Шафии».

5- Препятствие отца (опекуна) на замужество дочери.

Что такое «аль-Адзль» (препятствие)? Сказал Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали в своей книге «аль-Мугъний» 9\383: «Смысл «аль-Адзль» (препятствие)- это запрет женщине на брак с равным («куфун») для неё, если они оба желают пожениться».

Что такое «аль-Кафаа» (равность) в браке?

Это означает то, чтоб муж был равным своей супруге в определенных описаниях, по поводу которых есть различные мнения и взгляды Ученых Факъихов. Ученые к этому относили очень разные положения, в зависимости от их понимания хадисов и «урфа»- традиции, особенностей мест, где они жили.

К «аль-Кафаа» относили: равенство в происхождении, равенство в богатстве, равенство в положении в обществе, в работе (профессии), в физиологических особенностях (врожденные и не врожденные изъяны) и т.д.

Многие ученые считали «аль-Кафаа» условием в браке и в случае игнорирования этого, объявляли брак не действительным.

Сказал Маджду-дин Ибн Теймийя (умер в 652 г.) в своей книге «аль-Мухаррар» 2\157: «Не будет действительным брак, если целомудренную девушку выдать замуж за грешника, или если свободную девушку выдать за раба, или богатую за бедного, или дочь торговца выдать за парня зарабатывающего делая «хиджаму», или дочь хозяина недвижимости за простого ткача, или арабку за не араба. Арабы являются равными друг другу, а остальные народы равны между собой.…Къурейшитка  не выдается замуж за не къурейшита, так же как хашимитка за не хашимита…».

Пишет Шейх АбдуЛлах ибн Абдул-Азиз аль-Джибрин в своих комментариях к книге Ибн Къудамы «Умда аль-Фикъх» 2\1270: «- Опекун девушки не имеет права выдавать ее за того, кто не равен ей — Т.е. в происхождении, свободе, богатстве, занятии (профессии). Так как передается от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я запрещу браки обладателей происхождения (знатности, достоинств), кроме как на равных для них»[7].

Однако некоторые ученые считают, что равенство в происхождении, свободе и богатстве, не считаются условием брака. Таким образом, если девушка довольна своим будущим супругом, и им доволен ее ближайший опекун, то такой брак будет действительным, даже если её супруг не равен ей в происхождении, богатстве…».

Более верным является мнение что «аль-Кафаа», не считается условием в браке, т.е. если брак состоялся с учетом всех положенных Шариатом условий, но оказалось, что парень и девушка не равны между собой[8], то брак будет считаться действительным, кроме условия равности в Религии и нраве[9].

Сказал Ибн Къудама: «Верным является что она — аль-кафаа- не является условием в браке, а то, что приводится в доказательства на это, является лишь указанием на необходимость её учета в общем, но не как условие».«аль-Мугъний» 9\389.

Однако, право родителя и право дочери, — это рассматривать и учитывать положение и достоинства будущего жениха и принимать решение на основе этого. Например, если отец желает выдать свою дочь за того, кто по её мнению не равен, не подходит ей и не достоин её, то отец не вправе ее заставлять. Таким же образом если даже дочь, желает выйти замуж за кого-то, но её отец понимает, что претендент не равен ей и не достоин её, то он имеет право не дать свое разрешение на этот брак и рассмотреть других претендентов.

Сказал Ибн Къудама: «Однако если она (дочь) требует выдать её замуж за того, кто не равен ей, то он (опекун) может ей запретить, и он не будет считаться препятствующим браку». «аль-Мугъний» 9\384.

Как пишет Имам аль-Амрани аш-Шафии (умер в 558 г.) в своей книге «аль-Байян фи мазхаб аш-Шафии» 9\194: «Сказал Абу Хамид: «Опекуны, чье мнение учитывается при замужестве девушки, за того кто ей не подходит (не равен), это тот опекун, который является таковым для брачного процесса в определенное для него время. А те, к кому эта опека может переходить, их мнение не рассматривается.

Если девушка просит своих опекунов выдать ее за того, кто ей не подходит (не равен), а они не позволяют это, то их нельзя заставлять и правитель не замещает их в этом случае».

Сказал Имам ан-Навави аш-Шафии (умер в 676 г.) в своей книге «Минхадж ат-толибин ва умдат аль-муфтиин» стр. 207: «Препятствие считается в том случае, если совершеннолетняя и разумная девушка, попросит выдать ее за равного ей, но (опекун) запрещает ей. А если она укажет на равного ей, но отец желает выдать её за другого, то он имеет на это право,— это более правильно».

Шейха Мунаджида спросила девушка, у которой нет отца, а ее братья не разрешают ей выйти замуж за равного ей парня, который являлся гражданином другой страны. Шейх, поясняя ответ, указал на следующее: «… Однако как я понял из вопроса, ваши братья не запрещают вам выйти замуж за другого равного вам парня. Поэтому вам не следует спешить. Аллах приведет к вам того, кем вы будете довольны, в его религии и нраве, и им будут довольны ваши братья. Ваши братья вполне могут иметь оправдание на запрет замужества на этом парне, т.к. он не с вашей страны, и реальные обстоятельства показали, что подобные браки, очень часто влекут за собой многие проблемы». Вопрос номер 91533.

Отец имеет право не дать разрешение на замужество дочери, если даже претендент мусульманин и на первый взгляд хорошего нрава, но по его мнению не подходит ей: либо из-за того что, парень другой национальности[10], традиции и культурной принадлежности, либо из-за того, что парень имеет некоторые физиологические недостатки, генетические заболевания, либо даже простые болезни как гепатит, туберкулез и т.п., либо из-за того, что парень не имеет нормальной работы, а его дочь привыкла жить в достатке и недостаток может отразиться на её вере и послушании будущему мужу, либо работа парня опасная, он может подвергнуть опасности свою и её жизнь и здоровье. В этих и многих других случаях, отец имеет полное право отказать претенденту. Однако если к этому отцу подойдет парень, который, по его мнению, подходит его дочери с учетом предыдущих моментов, то он даст свое разрешение. Такой отец ни в коем случае, не считается «несправедливо препятствующим» дочери выйти замуж, и которого можно по решению Шариатского суда, лишать права опекунства.

Например: К вашей дочери сватается молодой сотрудник исламских правоохранительных органов -«шурта», в то время как в вашем Исламском государстве происходят смуты и убийства, разгул преступности и очень часто убивают именно таких сотрудников. Ваша дочь хотела бы выйти замуж, и она согласна выйти за этого парня, который, скажем, ей очень симпатичен, но учитывая все обстоятельства и положение в которое может попасть ваша дочь: остаться вдовой, быть убитой вместе с мужем, остаться инвалидом и т.д. Учитывая, что такие случаи происходят часто, вы не желаете выдавать замуж вашу дочь за этого парня, и вы имеете на это полное право. Однако если к вашей дочери посватается парень работа и занятия, которого не связаны с опасностью, вы с удовольствием выдадите за него замуж свою дочь. Но, прав ли будет этот парень, если он не посчитавшись с вами, увезет вашу дочь и без вашего ведома в кругу своих коллег и единомышленников, не обращаясь к официальным структурам Шариатской судебной системы, без обсуждения в суде ваших аргументов, лишит вас права на опекунство дочери и возьмет ее замуж? Конечно, он будет не прав!

Именно на это и указывают слова Шейха Сайида Сабика в книге «Фикъ ас-Сунна»: «Но если препятствие опекуна на замужество своей подопечной, вызвано уважительной причиной: как то, что сватающийся к ней не подходит для нее (не равен ей), либо «махр» предлагаемый им, меньше обычного, либо есть другой претендент более подходящий. Попечительство в таком случае остается закрепленным за отцом и не переходит ни к кому другому, т.к. он (отец) в этом случае не считается «несправедливо препятствующим замужеству»». 2\193.

6- Кому переходит право опекунства, если отец действительно является «несправедливо препятствующим» замужеству дочери?

По мнению Шафиитских ученых если отец препятствует замужеству дочери и это дело рассматривается шариатским судом, и в результате разбирательства, выясниться, что у отца нет уважительных причин и доводов, и он несправедливо препятствует замужеству дочери, то Судья лишая его опекунства сам выдает девушку замуж. Однако Ханбалитские ученые считали, что при таком вердикте суда, опекунство переходит другому опекуну девушки по отцовской линии, и только при условии, что их нет, либо все они несправедливо препятствуют браку, опекунство переходит к шариатскому судье или правителю. Сказал Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали в своей книге «аль-Мугъний» 9\382: «Если «близкий опекун» несправедливо препятствует девушке, то опекунство переходит к более «дальнему опекуну», на это указал Имам Ахмад».

7- Кто решает вопрос лишения опекуна, его права на опеку?

Шейху Ибн Базу, задали вопрос о отце который запрещает своей дочери выходить замуж вообще. На что Шейх ответил: «…На правителях и шариатских судьях лежит обязанность взять за руку того, кто препятствует замужеству дочерей, и передать право опекунства другим опекунам…». Фатава Уляма баляд аль-Харам стр. 1303.

В тех странах, где мусульмане живут в меньшинстве или государственный строй исключает наличие Шариатских судов, но, однако есть организации выполняющие функции разрешения бракоразводных процессов по Шариату, мусульмане должны обращаться к ним, либо к авторитетным в обществе Ученым-Факъихам (правоведам), которые могут выступить как судьи в спорных вопросах. Роль Ученых в таком положении, когда у мусульман нет Исламского правителя, является главенствующей, и именно они в этом случае являются «Аувлия аль-Умур» (руководителями для мусульман).

Как писал Имам аль-Харамейн аль-Джувейни аш-Шафии (умер в 478 г.) в своей книге посвященной Шариатской политике под названием «Гъияс аль-Умам»: «Если наступят времена, когда не будет Имама и не будет правителя, обладающего отвагой, необходимыми достоинствами, и знанием своего дела, то его дела переходят к Ученым и все люди какого бы сословия они не были, должны возвращаться к ним, и во всех вопросах отталкиваться от их мнения, и если они последуют этому, то пойдут по верному пути. Ученые этой местности становятся правителями рабов Аллаха«. Стр. 391.

И нет ничего плохого, если мусульмане обращаются за разрешением этих проблем в официальные шариатские органы, не в Исламских странах.

Как пишет Имам Иззуд-дин ибн Абдус-Салам аш-Шафии (умер в 660 г.) в своей книге «аль-Къауваид аль-Ахкам» 1\121: «Если неверующие захватили большую территорию (где живут мусульмане) и назначили (шариатских) судей, которые будут заботиться об общих пользах мусульман. То как я считаю, следует исполнять это все, привлекая (осуществляя) общую пользу и устраняя полный вред. Так как далеко от Милости Законодателя (Аллаха) и Его заботы о общих пользах Своих рабов, чтоб упускалась эта польза и было бы необходимо терпеть полный вред».

В этих семи пунктах я постарался показать, как в Шариате регулируется вопрос опекунства и замужества. Я не ставлю целью, оградить какую-то отдельную категорию лиц, от права жениться на девушках, однако я указываю на то, как Шариат защищает права опекуна и его подопечной и что никто без уважительной Шариатом причины не смеет эти права нарушать. А так же посчитал нужным указать, что в случае отсутствия Исламского правителя и Шариатских судов, именно Ученые будут являться «Ахль аль-Халль ва аль-Акъд»[11] и «Аувлия аль-Умур» для мусульман.

А Аллаху об этом ведомо лучше. Хвала Ему бесконечная. Мир и благословения нашему любимому Пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

P.S. Просьба не писать мне комментариев вроде тех: «обоснуй, почему муджахиды не могут лишать отцов опекунства и жениться на их дочерях, если они не разрешают им выходить замуж за муджахеда». Дело в том, что ответы на эти вопросы, требуют разъяснения многих других основных вопросов, поясняющих правомочность тех или иных действий. Я понимаю, что кому то из комментаторов из штата Оклахома или Техас, легко заявлять о тех или иных Шариатских постановления не обладая даже элементарными знаниями, но я все же считаю себя ответственным перед Аллахом, за свои слова. Либо я промолчу за то, что не знаю, либо скажу как есть.


[1] Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Ауана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 1840.

[2] См. «аль-Икъна» Имама ащ-Щербини аш-Шафии 2\234.

[3] Выдающийся Имам в Ханбалитском мазхабе, Маджду-дид, Абу аль-Баракат, Абдус-Салам ибн АбдуЛлах ибн аль-Хидр ибн Теймийя. Дед шейха аль-Ислама Ахмада ибн Абдул-Халима ибн Абду-Салама ибн Теймийи.

[4] Т.е. не отсутствует в этой местности и до него можно дойти, дозвониться, оповестить его об этом.

[5] Т.е. если девушка вышла замуж и при этом ее опекуном на брачном процессе был ее родной дядя по отцу, с которым она советовалась и получила его одобрение, но при этом ее родной отец был жив и с ним можно было связаться и взять разрешение, но никто этого не сделал, то такой брак не действительный.

[6] Более близкого опекуна.

[7] Приводит Ибн Абу Шейба 4\417: ад-Даракъутни 3782, с достоверным иснадом от Ибрагима ибн Мухаммада ибн Тальхи, «мурсалян». Однако его слова сильны как указывал Имам Ахмад, и передается Ибн Раджабом в книге «Иляль»1\552.

[8] Имеется ввиду не равны, в социальном положении, уровне достатка, профессии.

[9] Т.е. оба должны быть мусульманами, и оба должны быть праведными. Запрещено выдавать мусульманку за не мусульманина, и запрещено выдавать праведную девушку за грешника, такой брак будет не действительным.

[10] Допустим, вы дагестанец, а к вашей дочери сватается парень-мусульманин из Нигерии или парень-мусульманин из Вьетнама. Из-за большой разницы в традициях и менталитете, велика вероятность, что такой брачный союз может не сложиться и ваша дочь в скором будущем будет разведенной.

[11] Ими являются Ученые и другие авторитеты из мусульман, имеющие влияние в обществе. Сказал Имам ан-Навави аш-Шафии: «Имама (правление) становиться действительной после присяги. Верной присягой является присяга «Ахль аль-Халль ва аль-Акъд» из Ученых, авторитетов и глав». См. Минхадж ат-Толибин.

36 комментариев leave one →
  1. .... permalink
    15 мая, 2010 00:17

    В случае отсутствия отца, право на опекунство переходит к мужчинам по отцовской линии. Дед по отцу, затем, братья по отцу и матери,

    ———————-

    salam aleykum, «затем, братья по отцу и матери,» имеется ввиду дядя, мамин брат?

    • 15 мая, 2010 00:35

      Ваалейкум салам. Нет, имеются ввиду братья для девушки, — по арабски — «ашиккъа», т.е. братья, с которыми у девушки одни и те же отец и мать. Дело в том, что братья бывают «ашиккъа», т.е. когда у них с этой девушкой одни и те же мать и отец. А бывают братья только по отцу (у вас один отец но разные матери) или братья только по матери (у вас одна мать но разные отцы).

      Извиняюсь… забываюсь, что для тех, кто мало знаком с Шариатской терминологией не просто сразу понять такие моменты.

      Как пишет Имам аль-Амрани аш-Шафии (умер в 558 г.) в своей книге «аль-Байян фи мазхаб аш-Шафии» 9\169: «Брат по матери: Если у него есть сестра, то он не имеет права выдавать ее замуж, если между ними нет какой либо другой связи. Абу Ханифа, как пришло в одной из передачи от него, говорил, что он может выдавать ее замуж. Однако мы считает что т.к. нет между ними «таъсиба» (такое право в наследовании у родственников по отцовской линии), посему он не имеет на это право».

  2. .... permalink
    15 мая, 2010 00:18

    Джазака ллаху хайрн за ваш труд , да укрепит вас Аллах на истине амин

  3. .... permalink
    15 мая, 2010 12:36

    salam aleykum допустим по незнание никах был совершен не совсем по правилам шариата, что делать в таком случаи?

    • 15 мая, 2010 13:05

      Ваалейкум салам. Обратиться к Ученым в вашей местности, к действительно образованным в Шариате ученым, а не к недоучкам, и разъяснив ситуацию узнать. Зачастую, при определенных нарушениях, если нет никаких претензий у родителей и у супругов, и нет между супругами запретной родственной связи или разницы в религии и религиозности, то брак можно сохранить. Ученый-кадий должен рассмотреть ситуацию.

  4. Муса permalink
    15 мая, 2010 23:43

    Ассаляму алейкум брат а как ты тарджих сделал мне интересно? Например в случае с адалей. Одни сказали так, а другие так, ну и что? Говори далилями брат зачем это все сказал тот, сказал этот..

    Это мазхабизм

    • 16 мая, 2010 00:28

      Ваалейкум салам. Откровенно говоря, я не дорос, чтоб самостоятельно делать тарджих между далилями… Я пока все еще читаю слова ученных, и выбераю между их аргументацией и их суждениями по поводу тех или иных далилей. «Адаля» не является условием для опекунства в браке, по мазхабам Ахмада, Малика и Абу Ханифы, по Шафии — это является условием, однако множество ученных этого мазхаба указали, что правильным является противоположное мнение. Поясняет суть разногласия коротко и ясно Ибн Рушд в своей книге «Бядаят аль-муджтахид», он всегда приводит почему разногласили ученные и в чем сильна аргументация одной из сторон. Раз уж ты из Мисра, то почитай для начала эту книгу. А суть разногласия в том, что шафииты, сравнивали «адалю» для никаха с «адалей» в распоряжением имуществом. Но ученые пояснили, что даже если человек несознателен в обращении с имуществом (расточительствует и т.п.), то он все таки отдает себе полный отчет в деле замужества его родной дочери.
      Далее, что считать «фиском»? Укорачивание (бритье) бороды, длинную одежду, ношение джинсов, футболок. Это ведь тоже противоречит «адале», это «исрар аля сагъаир», а даже «кабаир». С таким подходом у нас в Дагестане, вообще нет никого кто является «адилем»… Или придется изменять что то в понимании «адали » и «фискъа»?
      Вот здесь хорошо поясняет Шейх аль-Усеймин разницу «рушда» в распоряжении имущества и в выдаче замуж. Т.е. Ханбалиты делали условием не понятие «адаля» в опекуне, а указывали на необходимость наличия в нем «рушда» (сознательности):
      الرابع: قوله: «والرشد في العقد» كذلك ـ أيضاً ـ يشترط الرشد في العقد، وهذا من أهم الشروط أن يكون الولي رشيداً، والرشد في كل موضع بحسبه، الرشد في العقد بأن يكون بصيراً بأحكام عقد النكاح، بصيراً بالأكْفَاء، ليس من الناس الذين عندهم غِرَّة وجهل، بل يعرف الأكفاء ومصالح النكاح، وهذا في الحقيقة هو محط الفائدة من الولاية؛ لئلا نضيع مصالح المرأة، فإذا لم يكن رشيداً، ولا يهمه مصلحة البنت، ولا يهمه إلا المال، وجاء إليه شخص، وقال: أنا أعطيك مليون ريال وزوجني بنتك، وهذا الرجل ليس كفؤاً، فوافق الأب وزوج ابنته، وقال: أنا لي إجبار بنتي، وأخذ المليون، فهذا لا يمكن أن يولى، ولا تصح ولايته، فلا بد أن يكون عنده رشد في العقد، ولو فرضنا أن هذا الولي عنده رشد في العقد، ويعرف مصالح النكاح، ويعرف الأكفاء ويعرف الناس معرفة تامة، لكنه في بيعه وشرائه ليس برشيد، فلا يحسن البيع ولا الشراء، فهذا لا يضر؛ لأن الرشد في كل موضع بحسبه، فما دام أن الرجل يعرف مصالح النكاح والكفء، وما يجب للزوجة وجميع ما يتعلق بالنكاح فهو رشيد ويزوِّج.

  5. Муса permalink
    15 мая, 2010 23:44

    И кто такие ученые в Дагестане?

    • 16 мая, 2010 00:31

      АльхамдулиЛлах, в Дагестане есть ученные, и тому кому Аллах желает блага, Он наделяет его знаниями и приводит к ученым.

      • Муса permalink
        16 мая, 2010 16:50

        А что за ученые? Я кроме четверых никого не знаю, один из них в Мисре постоянно живет причем, а другой в Турции

  6. Эльдар permalink
    16 мая, 2010 12:43

    Ассалам алайкум ва рахматуллагь!
    Имам,у меня есть вопросы личного характера,но не срочные. Можно задать в письме по почте?Или если удобно по тел.?Если видишь мою почту дай ответ пожалуйста!

  7. Муса permalink
    16 мая, 2010 16:49

    Брат ну а чем ты тогда докажешь что адаля не является условием достоверности брака? Эти сказали ну и хорошо, а другие по другому сказали. Я не придерживаюсь мнения такого, просто призываю оставить мазхабизм.

    Затем, ты как то очень по касательной обьехал тему равенства в религии, а ведь это важный вопрос. Что если отец не хочет выдать дочь за соблюдающего муслима, а выдать за кафира не читающего вообще намаз, или фасика крайнего, или мушрика либо джахиля суфистического?! Тоже «опекун»?

    • 17 мая, 2010 20:13

      Передается что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах сказал: «Нет брака, кроме как с сознательным («муршид») опекуном и праведными («адль») двумя свидетелями». Приводит ад-Даракъутни и аль-Байхакъи. Хадис достоверен как слова Ибн Аббаса, но как слова от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он слабый, как сказали аль-Байхакъи и ад-Даракъутни.
      Так же есть передача: «Нет брака, кроме как с сознательным («муршид») опекуном и двумя праведными свидетелями. Если какую то девушку выдал замуж опекун на который ей ненавистен, то ее брак недействителен». Приводит аль-Байхакъи. Хадис «маувкъуф» от Ибн Аббаса.
      Так же есть передача: «Нет брака, кроме как с опекуном или правителем. Если ее выдал замуж несознательный (сафих) или тот, кто ей ненавистен, то ее брак недействителен». Приводит аль-Байхакъи.

      В хадисе явно идет разграничение между условием праведности «адаля» в свидетелях, и условием сознательности «рушда» у опекуна. Если от свидетелей требуется, чтоб они были праведными, то от опекуна требуется быть сознательным (муршид). «Рушд» у Факихов (правоведов),- это противоположное бессознательности. Другая передача как раз ясно на это указывает: «Если ее выдал замуж несознательный (сафих) … то ее брак недействителен».
      В хадисе речь идет о «рушде»- сознательности, как о некотором качестве у опекуна, которое говорит о том, что он осознает, в чем есть польза для брака подопечной.

      Доказательства на то что «адаля» не является условием в опеке:
      1) Общее указание в Словах Аллаха: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь». Коран 24:32. В них обращение к опекунам, без разграничения между праведными и грешными.
      2) Грешность, не воспрещало право выдавать замуж в преимущественные века. (Во время сподвижников и табиинов). Это как Иджма приводит Имам аль-Касани в своей книге «бадаи ас-санаи».
      3) Потому что причина опекунства,- это родство, а условие её это рассудительный взгляд. Грешник родственник может быть рассудителен, и его грешность не устраняет его рассудительность и не устраняет его мотивацию к этому, родственную заботу и беспокойство. Поэтому ученые говорили: «Естественный стимул сильнее, чем стимул шариатский».
      4) Основа в договорах опекунов,- действительность, пока не придет доказательство на обратное.
      5) Это крайняя необходимость на передачу прав на опекунство в выдаче замуж женщин, их опекунам, даже если они грешны. Т.к. в запрете на это, сложность и трудность для людей, и это влечет за собой еще более опасный вред и споры (разбирательства). По причине жесткости и упорства грешников-опекунов женщин, не желавших отступать от своего права в выдаче замуж своих женщин (сестер, дочерей, племянниц, внучек), многие шафииты были вынуждены давать фатвы о состоятельности опекунства грешника, идя вразрез с распространенным в мазхабе мнением. Это из-за вынужденной необходимости и из-за распространения грехов среди людей.
      6) В основном, грешники как бы они не грешили сами, они все равно очень щепетильны в подходе и рассудительности в вопросах замужества женщин находящихся под их опекой, т.к. в них инстинктивно заложено то, чтоб уберечь их и себя от вреда и стыда. Поэтому мы часто наблюдаем, что даже если отец сам грешит, но свою целомудренную дочь он всегда хочет отдать в хорошую семью, за подходящего его дочери, порядочного парня.

      * Если грешность отца, переходит грань его здравого рассудительного взгляда на пользу для его праведной дочери, как я еще в первый раз привел слова С.Сабика, то шариатский судья лишает его опекунства, и лучше если он передаст благоразумному опекуну по линии отца, который выдаст ее замуж, а если нет ни одного благоразумного среди них, то выдаст сам ее замуж.
      Сказал Шейх Саийд Сабик в своей книге «Фикъх ас-Сунна» 2\185: «Не является праведность – «адаля», условием в попечительстве, т.к. грешность (нечестие), не лишает правоспособность на выдачу замуж, кроме случая, когда нечестие переходит границы полной безнравственности. В этом случае попечителю не доверяется то, что находится под его опекой, и он лишается своего права на попечительство».

      • Муса permalink
        18 мая, 2010 00:28

        Вот так бы и сразу. БаракаЛлаху фика

  8. Муса permalink
    17 мая, 2010 01:44

    Еще вопрос про милицонеров мусульман. Я не говорю безусловно что они все кафиры по личности, но дело в том что ты и говоришь обобщенно о них что они мусульмане. Это, и Ислам, как совместимо?

    «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

    свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

    непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

    активно защищать интересы личности, общества и государства;

    чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

    строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

    постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

    Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».

    • 17 мая, 2010 20:26

      Знаешь брат, оставь домысливать за меня. Я тоже знаю разницу между такфир аль-мутлакъ и муайян. Говоря про «шурту», я имею ввиду исламскую структуру правоохранительных органов. Сказав про право отказать милиционеру или парню «из леса», я вел речь именно за это право отца, оградить дочь от опасности, а не о такфире той или иной группе.
      Скажи ты учишься Ильму у ученых?

      • Муса permalink
        18 мая, 2010 00:30

        Значит я не понял твоих слов. Беру брат по милости Аллаха, а что?

      • 18 мая, 2010 14:51

        Ва фика баракаЛлах брат. Вот чего нам всем не хватает.

  9. Эльдар permalink
    21 мая, 2010 19:25

    Ассалам алайкум.Имам, спасибо за ответ!

    • 22 мая, 2010 12:02

      Ваалейкум салам. Я тебе на маил-агент писал, просьба об авторизации, не знаю почему ты не ответил.

  10. Putnik permalink
    24 мая, 2010 00:09
  11. yasmina permalink
    31 мая, 2010 20:38

    «АльхамдулиЛлах, в Дагестане есть ученные, и тому кому Аллах желает блага, Он наделяет его знаниями и приводит к ученым.»
    assalamu aleykum va rahmatullahi va barakatuh!
    a mojno uznat ih imena?
    barakallahu fik

  12. muslima permalink
    5 июня, 2010 12:09

    Ассаламу алейкум.Как известно ситуация ситуацию рознь,тут сестра очень попросила объяснить ее ситуацию и получить соответствующий совет.Ее отец одержим джиннами и бывает что вообще не контролирует свои действия.Он ярый противник тех кто носит хиджаб и бороду и т.д. , в общем практикующих мусульман.Она уже в течении нескольких месяцев никак не может получить разрешение на замужества.Плюс к этому она терпит побои и принудительные «лечение» колдуньи якобы от ее болезни «зомбирование».Эта колдунья читает над водой заклинания и вынуждает выпить ее.Все это происходит по указанию родителей.
    Она на этот раз твердо решила выйти замуж(есть брат который готов ее взять в жены) и тем самым сохранить свою религию и здоровье.Но на данный момент ее заперли дома и спрятали все документы.Но если шариат разрешает в таком случае уходить без разрешения отца говорит что может найти выход как уйти из дома. Так как давно с ней знакома обладаю дополнительной информацией,если на это будет надобность.Прошу не оставляйте ее просьбу без ответа, она в очень затруднительном положении.Да укрепит ее Аллах.

    • 5 июня, 2010 14:44

      Ваалейкум салам. Обратитесь к имамам мечетей в вашем городе, пусть остановят этого отца и эту колдунью. Если не поможет, то чтоб остановить этот беспредел, можете обратиться даже в милицию, сдать туда и отца и колдунью, посоветуйтесь по этому поводу (избиений, насильственных удержаний дома, колдуньи) с адвокатом. Вопрос замужества решайте с имамом мечети и шариатским кадием, он должен определить кто будет опекуном этой девушки. Она не должна в этом случае, действовать самостоятельно, куда то бежать и т.п. Только если к родственникам, которые защитят её. Обратитесь к религиозным авторитетам, либо просто к авторитетам в обществе, которые могут остановить это, либо в крайнем случае в милицию.

  13. muslima permalink
    5 июня, 2010 18:04

    Ассаламу алейкум.Все ваши варианты были давно испробованы.То есть обращались к местным имамам одни отказались в помощи, а один вообще расспросил как она читает намаз и посмотрев на ее хиджаб сказал что она вполне возможно «вахаббитка».В принципе это и было причиной того что родители периодически ее «лечат».А на счет милиции вообще дело сложное.Во первых менталитет не позволяет жаловаться публично родителям,а во вторых этим же самым обращением в органы родители опередили сестру еще несколько месяцев назад когда спец службы проводили допрос студентам ВУЗа в котором учится эта сестра по причине жалобы ее матери. Шариаатского кадиа у нас нету и в помине.Помочь со своей стороны я никак не в состоянии, так как она из другого города (обратится к авторитетам и т.п.)Обстоятельства просто вынудило обратится к вам так как дело срочное.

    • 5 июня, 2010 18:37

      Ваалейкум салам. Я ничего кроме дуа не могу сделать… Пусть ищут, способ повлиять на отца…Ведь есть наверно другие родственники. Не понимает один имам, пусть идут к другому. Тем более все же имамы должны знать что колдовство запрещено! Если обратиться в милицию не позволяет менталитет, а уходить из дома менталитет позволяет?
      Пусть кто то из мусульман ее города, обращается к официальным религиозным деятелям… ведь отец запрещает ей носить хиджаб и т.п. Пусть она не позиционирует себя как «ваххабитка» и т.п. к чему это? Пусть добивается своего права быть в Исламе. А если не помогает, пусть сабур делает, скрывает свой Ислам. Это все таки родители, они ее не убьют и не покалечат. Дуа пусть, делает, не конфликтует с ними, Аллах ей поможет. А бежать из дома, — это не выход… видел я такие случаи,… заканчивалось, либо убийством таких дочерей отцами, либо братьями. Или оставались после на улице… «Братья», поженятся, поженятся и разводят…
      На крайний случай пусть ищет защиты у здравомыслящих родственников.
      Решать ее вопрос может только человек непосредственно ознакомившийся со всеми реальными обстоятельства её ситуации, убедившийся в побоях наносимых ей её родителями, в их запрете для неё молиться и носить хиджаб, в их вражде к Исламу, в их упорстве на этом, в том что они используют колдовство против нее… Если все подтвердиться, то этот верующий должен приложить все усилия, чтоб защитить ее. Но если его вмешательство повлечет, еще худшие последствия для нее, него и других верующих, то всем останется проявлять терпение, делать дуа и полагаться на Аллаха.

  14. muslima permalink
    5 июня, 2010 19:53

    Я передам ей ваши советы.Как правильно сказали родители не убьют и не покалечат , хотя отец твердо решил сделать из своей дочери «целителя»по указанию колдуньи которая в свою очередь обладает глубоким доверием и уважением со стороны отца.

    Джазака Аллаху хайран.Ассаламу алейкум.

  15. Lakia permalink
    17 июля, 2010 08:22

    ас саламу алейкум ва рахматуЛлах

    Сказал Маджду-дин Ибн Теймийя (умер в 652 г.) в своей книге «аль-Мухаррар» 2\157: «Не будет действительным брак, если целомудренную девушку выдать замуж за грешника, или если свободную девушку выдать за раба, или богатую за бедного, или дочь торговца выдать за парня зарабатывающего делая «хиджаму», или дочь хозяина недвижимости за простого ткача, или арабку за не араба. Арабы являются равными друг другу, а остальные народы равны между собой.…Къурейшитка не выдается замуж за не къурейшита, так же как хашимитка за не хашимита…».

    ????? арабку нельзя выдать не за араба???
    можете подробней пояснить вопрос равенства или дать ссылку на книгу в которой можно подробней об этом прочитать?

    джазаку Ллахи хейран.

  16. JARAH permalink
    26 июня, 2011 17:18

    salam alleikum. ya odno ne uyasnil kak dvoerodnie brat’ya mogut bit’ valiem? otkuda eto prishlo i kakoi dalil? mozhno uznat’ ……………..

    • 30 июня, 2011 19:57

      Ваалейкум салам ва рахматуЛЛах.
      См. «аль-Икъна» Имама ащ-Щербини аш-Шафии 2\234.
      Это в случае, если нет никого из вышеперечисленных. Т.е. это как если Валиейм станет единственный мусульманин живущий в поселении, где нет никого кроме него. Это исключительный случай.

  17. фарид permalink
    24 января, 2012 20:50

    ассаламуалейкум ва рахматуллахи ва баракяту, как ты брат прокоментируеш эту фетву по ссылке http://www.fatwaonline.net/?view=question&id=101310
    Вопрос #101310: Может ли младший брат выступать попечителем, если ее отец и братья не молятся?
    Я живу в Канаде. Я хочу жениться на верующей девушке из Франции. Проблема в ее вали (попечителе). Ее отец и брат не молятся. Что мне следует сделать, чтобы не причинить ей неудобства? Только ее младший брат молится иногда. Как мне быть? Я считаю эту девушку религиозной и следующей Исламу. Пожалуйста дайте совет.
    Ответ:

    Вся хвала Аллаху.

    Во первых:

    Для того чтобы женитьба была действительной, необходимо согласие ее вали (попечителя), потому что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет женитьбы без вали» (Абу Дауд 2085, Тирмизи 1101, ибн Маджа (1881) из хадиса Абу Мусса аль Ашари, оценен как сахих шейхом Албани в Saheeh al-Tirmidhi)

    Он ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не действительно замужество, не действительно замужество, не действительно замужество женщины без вали. Если они поставлены под смонение, то правитель является вали тому, у кого нет попечителя» (Ахмад 24417, Абу Дауд 2083, Тирмизи 1102; оценен как сахих шейхом Албании в Сахих аль Дажми, 2709).

    Во вторых:

    Если женщина мусульманка, то необходимо чтобы ее вали был мусульманином, согласно консенсусу ученых.

    Ибн Кудама сказал: Что касается кяфира, то он не может быть вали для женщины мусульманки ни при каких обстоятельствах, согласно иджме ученых, включая Малика, Шафи, Абу Убайда и асхабу рай. Ибн Мунзир сказал: Все ученые у которых мы приобрели знания единогласны в этом» al-Mughni (9/377).

    В третьих:

    Если человек не молится потому что отрицает обязательность этого, то он кяфир, согласно иджме ученых. Если он не молится по причине лени и пренебрежения, то мнения ученых разделились в этом вопросе, но наиболее правильным мнением основанное на Коране и Сунне и мнении сахабов это то, что подобный человек кяфир. Смотрите ответ на вопрос: 5208.

    Основываясь на этом, тот кто не совершает молитву не может выступать в качестве вали для мусульманки.

    Право попечительства переходит к следующему близкому родственнику (после отца) т.е. к деду. Если деда нет или он не может выступать в качестве вали, то право переходит к братьям. Если же самый младший из них молится, то право попечительства переходит ему, если он совершеннолетний, иначе это право переходит к сыновьям брата, затем к дядям, затем их сыновьям, затем к шариатскому судье, если такой имеется. Смотрите ответ на вопрос 48992.

    Для того чтобы избежать затруднейний, ее брат или тот кто может стать вали, может составить брачный контракт в присутствии двух свидетелей с хорошим характером и это будет действительным брачным соглашениями. Что касается контракта составленный ее отцом, то он не будет действительным, но нет ничего неправильного в том, чтобы составить контракт и с ним, для того чтобы избежать проблем и неудобств. Также необходимо постоянно призывать его совершать молитву.

    Мы просим Аллаха о помощи и наставлении.

    Аллаху известно лучше.

  18. фарид permalink
    24 января, 2012 20:54

    и еще ахи http://www.fatwaonline.net/?view=question&id=2127 Вопрос #2127:
    Условия для вали (попечителя)
    Какие условия ставятся перед попечителем? Я мусульманка и хочу знать, подходит ли мой старший брат на эту роль?
    Ответ:

    Вся хвала Аллаху.

    Для действительности брачного контракта существует три столпа или условия:
    Обе стороны должны быть свободны от препятствий, которые могут помешать действительности брака, как например они не должны быть махрамами (близкими родственниками, которым запрещено жениться) через кровную или молочную связи и т.д. или мужчина не должен быть кяфиром (не мусульманином)и т.д.
    Должно быть обращение или предложение (eejaab) от попечителя или от того кто выполняет его функцию к жениху: «Я отдаю такую-то тебе» или подобные слова.
    Должно быть выражение согласия (qabool) со стороны жениха или того, кто его заменяет, который должен сказать: «Я принимаю» или подобные слова.

    Условиями правильного никяха (брачный контракт) являются:
    Невеста и жених должны быть четко идентифицированы, указанием их имен или описывая их и т.д.
    Невеста и жених должны быть довольны друг другом, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждая женщина, бывшая ранее замужем (вдова или разведенная) должна быть спрошена о своих желаниях (т.е. она должна ясно заявить о своих желаниях) и каждая девственница должна быть спрошена о ее согласии (т.е. пока она не согласится на словах или промолчав)». У него спросили: «О, Посланник Аллаха, как она даст свое согласие?» (по причине стеснения). Он ответил: «Молчанием» (al-Bukhaari, 4741)
    Заключающим контракт от имени женщины должен быть ее вали (попечителем), так как Аллах обратился к попечителям: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий.» (24:32) и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Та женщина, которая выходит замуж без разрешения ее попечителя — ее брак недействителен, ее брак недействителен, ее брак недействителен!» (Тирмизи 1021 и другие; сахих хадис)
    Брачный контракт должен быть засвидетельствован, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет брачного договора без вали (попечителя) и двух свидетелей» (Табарани, см. также Saheeh al-Jaami’, 7558)
    Также важно, чтобы о женитьбе было объявлено, как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Объявляйте о женитьбе» (Ахмад, оценен как хасан в Saheeh al-Jaami’, 1027)

    Условия для попечителя (вали) следующие:
    Он должен быть в здравом уме
    Он должен быть совершеннолетним
    Он должен быть свободным (не рабом)
    У него должна быть такая же религия, что и у невесты. Кяфир не может быть вали (попечителем) мусульманину, мужчине или женщине, и мусульманин не может быть вали для кяфира, мужчины или женщины. Но кяфир может быть вали женщины кяфира в вопросах женитьбы, даже если они различных религий. Вероотступник же не может быть вали (попечителем) ни для кого.
    Он должен обладать хорошим характером (‘adaalah – праведность, поведение, образ действий) быть противоположностью понятию развращенный. Это условие поставили некоторые ученые. Часть их них считало, что внешнее проявление хорошего характера достаточно, а другие считали, что достаточно, чтобы он мог отстоять интересы женщины, от имени которой выступает как попечитель в вопросах брака.
    Он должен быть мужчиной, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина не заключает брачный контракт для другой женщины, и женщина не заключает контракт от своего имени, потому что зания (прелюбодейка) заключает от своего имени» (Ibn Maajah, 1782; см. также Saheeh al-Jaami’, 7298)
    Ему следует быть мудрым и зрелым (rushd), т.е. быть способным понимать вопросы совместимости и важности брака.
    Факихи установили последовательность назначения вали, и более близкий родственник не должен быть проигнорирован, кроме случаев, когда он не отвечает указанным условиям.
    Попечителем (вали) является ее отец, затем тот, кого назначил отец перед смертью, затем ее дедушка или прадедушка, затем ее сын, затем дети и внуки ее дедушки, затем ее родные братья, затем ее брат со стороны отца, затем сыновья ее брата по отцу, затем ее дядя (родной брат отца), затем сыновья брата отца, затем более близкий родственник и т.д. – как и в случае с наследством.
    Лидер мусульман (или его заместитель, как например гади или судья) является вали (попечителем) каждой женщине, у которой нет вали (попечителя)
    Аллаху известно лучше.

  19. Руслан permalink
    11 января, 2014 11:37

    АссаламуАлайкум! Скажите пожалуйста если нет отца а братья не молятся хотя знают что надо молиться, то у кого надо взять разращение девушке чтоб выйти замуж за мусульманина по шариату? Спасибо!

    • 7 марта, 2014 13:32

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛЛах

      У мужчин мусульман по отцовской стороне. Дед (отца отец), родной дядя по отцу, мужчины мусульмане по отцовской линии. Если нет то авторитетное лицо в мусульманских кругах на местности.

Trackbacks

  1. Замуж без разрешения отца 2 « Ислам – религия Аллаха!

Оставьте комментарий