Перейти к содержимому

Смысл недостаточности ума и \несовершенства в\ религии у женщин

25 января, 2011

Вопрос № 111867: «Я постоянно слышу хадис: «Женщины имеют недостаток в уме и \несовершенство\ в религии». Некоторые мужчины приводят его, пытаясь оскорбить женщин. Я хотела бы получить от вас пояснение смысла этого хадиса».

Ответ: Хвала Аллаху.

«Смысл хадиса посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не видел я никого из тех, кому недостаёт ума и (совершенства в делах) религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!”  Женщины спросили: “О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?” Он сказал: “Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?”  Они сказали: “Да”. Он сказал: “Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?”  Они сказали: “Да”. Он сказал: “А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии”». Аль-Бухари 304. Этими словами Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил смысл недостатка ума, который заключается в слабости памяти, за что её свидетельство, требует подтверждение второй женщины, т.к. первая могла что-то забыть, а свидетельствуя, упустить что-то важное или наоборот прибавить что-то лишнее.

Аллах Всевышний сказал:

وَاسْتَشْهِدُوا شَهِيدَيْنِ مِنْ رِجَالِكُمْ فَإِنْ لَمْ يَكُونَا رَجُلَيْنِ فَرَجُلٌ وَامْرَأَتَانِ مِمَّنْ تَرْضَوْنَ مِنْ الشُّهَدَاءِ أَنْ تَضِلَّ إِحْدَاهُمَا فَتُذَكِّرَ إِحْدَاهُمَا الْأُخْرَى

«В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей». Сура аль-Бакъара 282 аят.

А что по поводу несовершенства в её религии, то это из-за того, что во время менструального цикла, женщина оставляет молитву и пост, не возмещая молитву. Это является несовершенством в религии, но, однако она за это не будет спрошена, это несовершенство для нее установлено Шариатом, и является облегчением от Аллаха. Дело в том, что если бы она, была обязана поститься во время менструального цикла или послеродовых кровотечений, то это принесло бы вред её здоровью. Аллах же из Милости Своей, дозволил им не поститься, разрешив возместить пропущенные посты, позже.

А ввиду того, что в период менструального цикла, существует причина, не позволяющая иметь и сохранять ритуальную чистоту, Аллах по Милости Своей, дозволил оставление молитвы, и аналогичным образом во время послеродовых кровотечений. Далее, Он узаконил для них не возмещать пропущенные молитвы, т.к. это затруднительно для них из-за её ежедневного пятикратного повторения, а цикл при этом может длиться 7-8 и более дней, а послеродовое кровотечение и вовсе может длиться сорок дней. Поэтому Аллах из Милости к ним, дозволил на этот период оставить молитву и не возмещать её после.

Из всего этого не следует, что у женщины недостаток ума во всех отношениях, и так же не следует, что её религия (в частности религиозно-обрядовая её составляющая) несовершенна во всех отношениях. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пояснил, что недостаток её ума выражен в вероятности неточности её свидетельства, а несовершенство её религии проявляется в оставлении молитвы и поста в период менструального цикла и послеродовых кровотечений. Это не означает, что она хуже мужчины во всем, а мужчина лучше неё во всех отношениях.

Да, в целом, мужчина лучше женщины по ряду причин, как сказал Аллах:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества». Сура ан-Ниса 34 аят.

Однако иногда, женщины могут превосходить отдельных мужчин. Ведь сколько было женщин, которые превосходили мужчин и в уме и в (делах) религии и в точности памяти! А то, что пришло от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о недостатке ума и религии женщины, то это лишь в двух аспектах, которые и пояснил сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Возможно, что женщина, совершая множество праведных дел, превзойдет многих мужчин, благодетельностью и богобоязненностью, чем заслужит более высокое положение в будущей жизни. Возможно, женщина будет уделять большее внимание в определенных вопросах, чем превзойдет многих мужчин в их решении и регулировании. Она может проявить такое усердие в изучении наук и исследовании, что сделает её авторитетным источником в получении знаний Исламской истории и во многом другом. Это станет абсолютно ясно каждому, кто ознакомится и поразмышляет над положением женщин во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и после.

Из этого всем должно быть ясно, что этот недостаток (в женщинах) не воспрещает опираться на их передачи хадисов, таким же образом, со свидетельством, если оно подтверждается словами второй женщины. Так же с её богобоязненностью: если она будет следовать верному пути, то может стать из числа лучших рабынь Аллаха, и это не смотря на то, что на нее не возлагается пост и молитва в определенные периоды времени, и снимается обязанность возмещения молитвы. Это не означает недостаток в женщинах с точки зрения её богобоязненности, религиозной ответственности, а так же точности и правильности совершаемых ею дел. Как пояснил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, этот недостаток ума и религии, относиться к определенным моментам, посему, верующему, не подобает упрекать женщину в недостатке ума во всех отношениях, и слабости религии во всех отношениях. Необходимо быть в этом справедливым, и делать благоразумные и правильные выводы со слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А Аллаху об этом ведомо лучше». Конец цитаты.

Шейх Абдул-Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах.

«Маджалля аль-Бухус аль-Ислямийя» 29\100-102.

8 комментариев leave one →
  1. 25 января, 2011 23:09

    ассаляму алейкум брат

    не скажешь где нибудь в сети в электроном виде эти журналы скачать /почитать можно?

  2. 31 января, 2011 22:46

    Ассаламу алейкум. Давно не видно тебя брат. Жив-здоров, как поживаешь?

  3. 12 февраля, 2011 17:16

    Ас-саламу ‘аляйкум!

    Про какого Абдуллаха ибн аль- Мубарака говорится на 4:58 в этом видео:

    это случайно не табиин?

  4. Абу Саад permalink
    12 февраля, 2011 21:50

    Уаалейкум ассалям. Нашего брата давно не видно. Могу лишь это сообщить,
    в «аль-Лиснуль-‘араб» приводятся слова Дауда б. ‘Али аль-Асбахани, который сказал: «Я был рядом с Ибн аль-А’раби и к нему пришел человек, который спросил его: «Каково значение слов:«Ар-Рахман ‘аляль-‘арши стауа»?» Он ответил: «Он над Троном, как Сам об этом поведал». Этот человек сказал: «О Абу ‘Абдулла! Воистину, это только значение «истауля» — завладел, властвовал». Ибн аль-А‘раби сказал: «Кто научил тебя этому? Арабы не говорят «завладел чем-то» если этому нет противоборствующего, и кто из них победит, тот и завладеет. Я слышал эти слова из источника». Также там приводятся знаменитые слова Имама Малика по поводу вопроса «Как Он утвердился?»где он ответил: «Как – непонятно, аль-истиуа (возвышение) – известно, уверовать в это – обязательно, а вопрос о нем – нововведение».

    • 14 февраля, 2011 07:15

      Шейх аль-Албани запрещяет говорить «утвердился» (мустакъиррун), а ибн Хаджар в свою очередь называет таких (истикърар, къу’уд, джулус) мушаббиха.
      От имама аль-Ба’ави (муфассир) передается что истава бима’на «иртифа’а» т.е. «возвысился» (возвышение)

    • 14 февраля, 2011 07:44

      ثُمَّ ٱسْتَوَىٰ عَلَى ٱلْعَرْشِ ، قال الكلبي ومقاتل: استقرّ. وقال أبو عبيدة: صعد. وأوّلت المعتزلة الاستواء بالاستيلاء. فأمّا أهل السنة يقولون: الاستواء على العرش صفة لله تعالى، بلا كيف، يجب على الرجل الإيمان به ويكل العلم فيه إلى الله عزّ وجل

      Затем возвысился (истава) над (аля) Троном. Сказали аль-Кяльби и Мукъатиль: «Истикърар»… сказали мутазилиты «истиля». Говорят Ахлисунна: «Истава аляль Арш» сифат Аллаха Всевышнего «биля кяйф». Человек обязан верить в это и оставлять знание об этом Аллаху (عزّ وجل). (имам Ба’ави)

      Имамы муфассиры Табари и Ба’ави приводят что захир слова «истава» — иртафа’а (возвышение).

      Имам аль-Ба’ави разделяет эти мнения. Первое — мнение антропомрфистов. Второе — му’тазилитов. Третье — Ахлисунна.

      Имам аз-Захаби называет Мукъатиля (Мукъатиль б. Балхи. ) мушаббихом:
      وعن أبي حنيفة قال : أتانا من المشرق رأيان خبيثان : جهم معطل ، ومقاتل مشبه قال البخاري : مقاتل لا شيء ألبتة .
      قلت : أجمعوا على تركه

      а об аль-Кялби вообще как о шиите.

      Имам Малик не говорил «утверждение известно», он сказал «истава (возвышение) известно». Говоря «утвердился, уселся, сидит» человек подподает под хукм «мушаббих» от мнооогих имамов в том числе хафиза аль-Аскалани.

  5. 27 февраля, 2011 09:51

    Наглый тадлис этих людей, которые создали этот ролик.
    Так, в отношении вознесения Аллаха на Трон, об аяте: «Милостивый вознесся на Трон» он говорит, что слово «вознесся» (истауа) в арабском языке имеет 15 значений, и в итоге придает к слову «истауа» в данном аяте значение «властвует», что происходит от слова «истауля».
    И при этом он делает ссылку на имама Ибн аль-Мубарака, потом на ас-Суюты и поздних людей, имевших в вопросах убеждений отклонения.
    Мнение имама ас-Суюты и других поздних имамов нас сейчас не интересует, так как их мнения в вопросе качеств Аллаха известно. Но вот мнение, которое приписал этот подлый лжец имаму Ибн аль-Мубараку, где он истолковал значение слова «истауа» (вознесся), как «истауля» (властвует), интересует очень сильно!
    Смотрите на подлый тадлис приверженцев своих страстей братья!
    Но в отличии от своих сторонников заблудших идеологий русскоязычные аш’арито-хабашито-суфисты намного порочнее и лживее. На самом деле это не известный имам-саляфи Абу Абдуррахман Абдуллах ибн аль-Мубарак ибн Уадых аль-Марузи, который скончался в 181 г. по хиджре.
    Автор ролика тут процитировал слова совсем другого человека, а это Абу Абдрурахман Абдуллах ибн Яхья ибн аль-Мубарак ибн Мугыра аль-‘Адауи, известный, как Ибн аль-Язиди, скончавшийся в 237г. по хиджре. Он как раз и есть автор книги «Гъариб аль-Къуран».
    Странно, как на арабском языке заблудшие проповедники процитировали точно кто он и когда скончался, тогда как русскоязычные заблудшие еретики не упомянули всего этого, чтобы выдать Ибн аль-Язиди за известного имама ахлю-Сунна Ибн аль-Мубарака!
    После просмотра этого грязного и лживого ролика меня постигли сомнения в отношении правдивости приписанного им имаму Ибн аль-Мубараку, что якобы этот саляф делал такой тауиль данному аяту. По этой причине я и стал подробнее искать источник данных слов. Ведь его мнение о вознесении Аллаха на Трон известно и это с достоверными иснадами передают от него множество имамов. Например, Али ибн аль-Хасан Шакыкъ сказал: “Я слышал, как Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: «Мы знаем нашего Всевышнего Господа, который над семью небесами, над Троном!»” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 216.

    • 27 февраля, 2011 10:05

      Верно. Выше приведены слова имама Багави, он под истава подразумевал возвышение, а истиля отводил к мнению мутазилитов.

Ответить на laysa Отменить ответ