Перейти к содержимому

Является ли работа торгового представителя, торговлей, перебивающей торговлю другого?

3 февраля, 2012

Вопрос 82267:  Я работаю торговым представителем в одной компании, в связи с чем, занимаюсь маркетингом и продвижением наших товаров, которые вполне возможно уже имеются в большинстве магазинов, которые я обхожу, а некоторые магазины, даже имеют договоренности с поставщиками аналогичных товаров. Скажите пожалуйста, является ли мое предложение конкурентноспособной цены за товар, в торговой точке, имеющей договоренность с другим поставщиком аналогичного товара, «торговлей перебивающей торговлю моего брата»? Хочу обратить внимание на то, что это является сутью работы торговых представителей во всех компаниях.

Ответ: Хвала Аллаху.

Приводит аль-Бухари (5142) и Муслим (1412) от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «И не следует человеку перебивать торговлю своего брата». Приводит Муслим (1408) от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «И не следует перебивать цену своего брата».

Ученые пояснили обстоятельства при которых действует это порицание. Существуют следующие сценарии обстоятельств между продавцом и покупателем:

1-      Когда стороны начинают торговаться и каждый пытается убедить другого, но это пока не привело к конкретным договоренностям. На этом этапе может происходить «предложение по повышению цены», если продавец пожелает выставить свой товар на аукцион, здесь так же может происходить «предложение по понижению цены», если покупатель изъявит желание в покупке объявляя тендер[1]. В этих обстоятельствах нет ничего плохого во вступлении в переговоры по продаже или покупке, предлагая конкурентноспособные цены на ряду с другими продавцами и покупателями.

2-      Если покупатель и продавец склонились к осуществлению сделки по купли-продажи, довольны ей и желают ее заключить, то никому не дозволено вмешиваться в их договоренность, предлагая купить или продать что-то по более выгодным ценам.

3-      Когда договор осуществлен и сделка осуществилась, однако еще есть выбор- «хияр аль-маджлис»[2]  или «хияр аш-шорт»[3], то никому не дозволено вмешиваться в их договоренность, предлагая купить или продать что-то по более выгодным ценам и условиям.

4-      Когда договор между сторонами заключен и прошло время «хияр аль-маджлис», они разошлись с места сделки и не было между ними договоренности по «хияр аш-шорт», то некоторые ученые высказывались, что можно после этого предлагать сторонам сделки то, что более выгодно для них. Это является мнением Имама аш-Шафии и ханбалитов, опирающихся на хадис, приводимый Имамом ан-Насаи (4504) от Ибн Умара: «И не следует человеку предлагать торговлю на торговлю своего брата, пока они не завершат сделку и не разойдутся». Хадис достоверный.

Сказал Имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах: «Я не считаю порицаемым, чтоб кто-то из людей (продавцов и покупателей) предлогал более выгодные условия сделки тем из двух сторон, кто еще не договорился о сделке купли-продажи или уже заключил сделку и разошелся с места сделки, т.к. это не считается торговлей перебевающей торговлю другому, которая запрещена». Конец цитаты. См. «Китаб аль-Умм» 3\92.

Другие же ученые склонились к запрету на торговое предложение в таких обстоятельствах, т.е. когда сделка завершена и нельзя ее рассторгнуть, потому что \новое более выгодное предложение\ может подтолкнуть покупателя к решению расторгнуть ранее заключенную сделку или приведет к прениям между ним и продавцом по поводу того, что цена на товар была несправедливо завышена и он мог бы приобрести этот товар дешевле.

Сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали, что это является мнением группы ученых ханбалитов и по его мнению является более верным мнением. Так же к нему склонился Шейх аль-Мардауви в «аль-Инсаф», 11\178.

Это мнение посчитал более приоритетным Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказав в своей книге «Шарх аль-Мумтиа», 8\204: «Это мнение является более приоритетным. Т.е. торговля перебивающая торговлю брата является запрещенной, будь это во время двух выборов \хияр аль-маджлис и хияр аш-шорт\ и после, однако если это происходит после протяженного периода, то нет в этом ничего страшного, как например если сделка состоялась неделю или месяц назад и кто-то пришел и прелагает такой же товар за 9 условных едениц, тогда как тот приобрел его за 10, то нет в этом ничего плохого, т.к. попытка аннулирования сделки и возврата товара маловероятна». Конец цитаты.

Торговому представителю, чтоб не попасть в грех, следует быть внимательным к вышеоговоренным правилам и обстоятельствам. Если он знает, что владелец торговой точки согласился на предложение другой компании и намерен покупать, то ему запрещено делать свое бизнес-предложение. Если же он ничего не знает, как это часто происходит, то нет на нем греха предлагать товар по той цене, которую он считает нужной.

А Аллаху об этом ведомо лучше.


[1] Конкурсная форма проведения подрядных торгов. Т.е. кто предложит лучший товар и по выгодной для покупателя цене у того, он этот товар и преобретет.

[2] Право расторжения торговой сделки сторонами, пока они не покинули место, где сделка заключалась, т.е. разрешается аннулирование сделки, пока стороны не разошлись.

[3] Если в торговой сделке имеется условие (шорт), что обе стороны (или одна) имеют право расторгнуть договор.

3 комментария leave one →
  1. Ибрахим permalink
    20 марта, 2012 19:27

    ассаламу алейкум брат, не пропадай

  2. Dill permalink
    27 марта, 2012 04:18

    Полностью согласен с братом Ибрахимом 🙂

  3. 1 апреля, 2012 13:49

    ASSALAMU ALAYKUM WA RAHMATULLAHI WA BARAKATUH…Смысл свидетельства

    لا إله إلا الله
    (ля иляха илля-Ллах)…………………………………………………………………..
    Почему Курейшиты многобожники, отказывались его произносить..BRAT ETO VASHA STA4YA?……………………NA ETU STA4U NAPISALI VOT ETO…………………………………………………..

    Ассаламу алейкум! слышен звон да не знает где он. По какому праву ты толкуешь аяты священного корана, кто дал тебе право?То что ты пишешь относится к идолопоклонникам а не авлия لا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلاَّ لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ
    “А те, которые взяли себе “авлия”, кроме Него, и говорили: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху». Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив и неверен!” Сура Толпы, 3 аят В арабском тексте где авлия видишь?Аллах Всевышний запретил человеку следовать тому, чего он не знает, и говорить то, чего он не знает…………………………………………………………………..SHTO VI MOJETE SKAZAT4 NA ETO? RAZYASNITE ESLI MOJNO. I KAKOV VASH OTVET….BARAKALLAHU FIKUM

Оставьте комментарий