Перейти к содержимому

Делаем дуа по Сунне

25 мая, 2010

Заметка: Имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, очень интересно говорит о том, что не следует заниматься чрезмерностью и само-выдумыванием дуа, а следует в этом пользоваться теми дуа, что пришли в Коране и Сунне.

Сказал аль-Куртуби:

ومنها أن يدعو بما ليس في الكتاب والسنة ; فيتخير ألفاظا مفقرة وكلمات مسجعة قد وجدها في كراريس لا أصل لها ولا معول عليها , فيجعلها شعاره ويترك ما دعا به رسوله عليه السلام . وكل هذا يمنع من استجابة الدعاء

«… К этому так же относится то, когда делают дуа (словами, выражениями) не пришедшими в Коране и Сунне, (когда молящий) избирает для этого выражения, сложенные в цепочку (абзацами) и воодушевляющие слова, которые он нашел в брошюрках (тетрадках), но чему нет основания и на что нельзя полагаться. Он делает это своей отличительной особенностью и оставляет то, как делал дуа Пророк, салляЛлаху алейхи ва саллям,- это все запрещает ответ на дуа».

Тафсир аль-Куртуби. том 9 стр. 248. Издательство «Муассара ар-Рисала» 24 тома. 1427 г.
Электронная версия.

Имам Абу Хайян аль-Андалусий (умер в 764 г.) в своем Тафсире, немного комментирует слова аль-Кутруби:

قال القرطبي وقد ذكر وجوهاً من الاعتداء في الدعاء قال: ومنها أن يدعو بما ليس في الكتاب العزيز ولا في السّنة فيتخير ألفاظاً مقفاة وكلمات مسجعة وقد وجدها في كراريس لهؤلاء يعني المشايخ لا معوّل عليها فيجعلها شعاره يترك ما دعا به رسول الله صلى الله عليه وسلم وكل هذا يمنع من استجابة الدّعاء

«аль-Куртуби, упоминая некоторые виды чрезмерности в дуа сказал: «К этому так же относится то, когда делают дуа (словами, выражениями) не пришедшими в Величайшей Книге и Сунне, (когда молящий) избирает для этого рифмованные выражения, и воодушевляющие слова, которые он нашел в брошюрках (тетрадках), — имея ввиду тетрадках Шейхов,- но чему нет основания и на что нельзя полагаться. Он делает это своей отличительной особенностью и оставляет то, как делал дуа Пророк, салляЛлаху алейхи ва саллям,- это все запрещает ответ на дуа»». Ссылка на электронную версию.

Подобные слова есть у Имама Ибн аль-Араби аль-Малики (ученика аль-Газали) в его тафсире. В нем он предостерегает делать дуа, кроме тех что приведены в 5 сборниках хадисов.

24 комментария leave one →
  1. .... permalink
    26 мая, 2010 00:10

    ассаламу алейкум

    когда говоришь «ХЕЙР ИН ША АЛЛАХ», потом говорят «АМИН»
    сказали что это как бы на дуа так говорят
    есть ли такое в сунне, надо ли произносить амин?

    • 26 мая, 2010 12:05

      Ваалейкум ассалам. Вообще то, когда говорят дуа, не надо говорить «инша-а-Ллах» (если пожелает Аллах). В дуа надо просить настойчиво Аллаха блага, и можно после такого дуа говорить «Амин».
      Необходимым условием дуа является обращение к Аллаху с решительностью. Мы не должны делать никаких исключений, говоря: «О Аллах, прости меня, если пожелаешь». Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если пожелаешь «, — но пусть проявляет решимость при обращении с мольбой, поскольку Аллах и так делает лишь то, что хочет, и никто не в силах принудить Его (к чему бы то ни было)» Приводит ат-Тирмизи.
      А говорить на дуа, «Амин», можно такое есть в Сунне. Хадис про Джибриля, который делал дуа и сказал Пророку (салляллаху алейхи уа саллям), говори «Амин».

  2. Putnik permalink
    26 мая, 2010 17:51

    Имам я тебе уже писал два раза не ответил, если не хочешь ответить так и скажи что бы ясность была.

    • 26 мая, 2010 21:55

      Что писал брат? Много комментов, не все успеваю читать. Некоторая часть комментов иногда в спам автоматически уходит.

  3. Putnik permalink
    26 мая, 2010 22:03

    Вот что я писал:

    Ассаламу алейкум, я как понял тут по комментариям у тебя есть м.агент, не могу бы дать адрес , я тебя добавил бы? заранее спасибо.Ассаламу алейкум.

    и это:

    Ассаламу алейкум.Вы тут приводите слова: Как пишет Имам Иззуд-дин ибн Абдус-Салам аш-Шафии (умер в 660 г.) в своей книге «аль-Къауваид аль-Ахкам» 1\121: «Если неверующие захватили большую территорию (где живут мусульмане) и назначили (шариатских) судей, которые будут заботиться об общих пользах мусульман. То как я считаю, следует исполнять это все, привлекая (осуществляя) общую пользу и устраняя полный вред. Так как далеко от Милости Законодателя (Аллаха) и Его заботы о общих пользах Своих рабов, чтоб упускалась эта польза и было бы необходимо терпеть полный вред».

    Вопрос в следующем разве кафиры могут назначать шариатских судей? и вообще это не означает что косвенно ты подчиняешься кафирам? а ведь это не входит в уалийство и под аят кто берет их уалиями тот из них? есть слова ученых где они разбирают вопрос о подчинении правителям кафирам?точно также когда женщина берет себе уалием кафира зная чтоон кафир он выходит из ислам или нет? не встерчал слова ученых по этому поводу где они разбирали, т.е когда границы разделяют где куфр а где нет?

    • 27 мая, 2010 20:22

      Ваалейкум салам.
      Дело не в том могут они или не могут назначать. Дело в том что они могут не препятствовать этому. А подчиняться им в том что надо ходит на двух ногах а не на руках, или в том что в основе своей побуждает Шариат, не проблема, можно и нужно. Это не входит в аяты где порицается брать их себе «аувлийя» и делать «таувалли».
      Слов ученных очень много на этот счет.
      Если девушка мусульманка берет себе валийем отца не мусульманина, это не куфр. Это просто не правильно.

      • Putnik permalink
        28 мая, 2010 01:54

        Ассаламу алейкум Имам не мог бы да ты эту тему более подробно разобрать приводя доводы и слова ученых ?

  4. .... permalink
    26 мая, 2010 22:37

    ассаламу алейкум

    нет, я не про это, но Джазака Ллаху хайр за напоминание

    я про то что когда говоришь «хейр ин ша Аллах», то тебе потом говорят «амин», разве после «хейр ин ша аллах» по сунне сказать «амин»?

    может я не правильно составляю вопрос, извините

  5. Абу Хамид permalink
    27 мая, 2010 14:44

    Салам алейкум!
    У меня вопрос на счет чтения суры аль-фатиха. Есть ли этом у основа в каком нибудь мазхабе или вообще в исламе. У нас как бы дуа не считается дуа, если не читать эту суру в конце. ДжазакаЛлаху хайран!

    • 27 мая, 2010 15:07

      Ваалейкум салам. Сура «аль-Фатиха»- это величайшая Сура! Это лучшее дуа само по себе! Но делать так, чтоб ее надо было, обязательно (ваджиб) или желательно (мустахаб) читать после всех дуа,- это не правильно. Если кто-то в частном порядке, сделает это, то не проблема. Проблема когда это делаю обязательным или желательным, и считают, что не сделав это дуа не дуа.

      Говорит Имам Ибн Дакик аль-Ид аш-Шафии(625-702 г.): «Мы запретили введение того, что (может являться) новым обрядом (церемонией) в религии, например: то что привнесли шииты третьим праздником и назвав его праздник аль-гъадир (ид аль-гъадир).
      Таким же образом собрание и исполнение его обрядов (церемоний) в определенное время и определенной форме, что не подтверждается достоверными источниками Шариата. На это похоже также то, когда какое либо поклонение в Шариате установлено в определенном виде, но однако некие люди, желают прибавить к этому что-то еще, из того, что не пришло в Шариате, и пытаясь оправдаться тем, что якобы это входит в общие указания (желательных благих дел). Это неверный путь, потому что поклонение (ибадат) преимущественно строится на служении Аллаху, а берется оно как «таувкъиф» (ниспосланное Свыше и только)». См. книгу «Ихкам аль-Ахкам фи шарх Умдат аль-Ахкам» стр. 102-103. Издательство «Бейт афкар ад-доувлийя» 2003 г.

      Говорил Абу Шама аш-Шафии (599-665 г.) говорит: «Не следует обусловливать поклонение (определенным) временем, если его не обуславливал этим Шариат. Благочестивые дела должны оставаться свободными, для совершения их в любое время, нет у одного из времени преимущества над другим, кроме того (времени), что выделил как преимущественное Шариат, и определил для него специальный вид поклонения…. Следовательно, тот на кого возложены Шариатские требования, не имеет права обусловливать (поклонение, временем, местом, видом), это прерогатива Возложившего шариат (Аллаха) и таковым был образ поклонения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». стр. 165.
      Аллаху Аълям.

  6. Абу Хамид permalink
    27 мая, 2010 23:06

    ДжазакаЛлаху хайран брат!

  7. .... permalink
    27 мая, 2010 23:55

    ассаламу алейкум
    а что насчет моего вопрос — «хейр ин ша Аллах» — «амин»?

  8. 28 мая, 2010 00:16

    Ваалейкум салам.
    Это выражение, обычно говорят, когда что-то произошло, хорошее или не очень… Т.е. ну что же,- «хейр иншаа-Ллах»\ благо (в этом), если пожелает Аллах. Как я понимаю,- это не дуа. Следовательно говорить, «Амин» не уместно. И как я ранее указывал, в дуа вообще не уместно говорить «иншаа-Ллах».
    Аллаху Аълям.

  9. .... permalink
    28 мая, 2010 01:04

    джазака ллаху хайр

  10. abu permalink
    31 мая, 2010 02:46

    ассаламуалеикум брат ради АЛЛАХА помагида мне кароче я живу в загранисе здес ест из кавказа братя мы в ниделу адин раз обезателно сабираемся играт фудбол платнам поле мы всегда там играли и платили патамучта ето платное поле спесална для фудбола там нада занимат зарание патамушто там могут забит другие и савсем недавна мы все сабралис и поиграли гдета почти час и пришол менджер и попрасил заплатит затошта мы забили ето поле и поиграли ну как обычна мы палтили и адин брат начел ему гавраит что не заплотим и так дале когда я спрасил ево почему он гаварит ето кувар и не будем палтит я ему сказал мы мусулмани и мы далжны заплати за ето место патамушта мы забили ето места и играли там ето палучается как дагавор потамушта ты званил и забил ето места штоб други не забили он мне нет ето куфары их нада вотак кидат так дале он старшыи чем я и у нас палучилас там фидна и брат кто ево падержйивал мне сказали скажи далил раз ты гавариш

    • 31 мая, 2010 13:28

      Аллах говорит в Коране:
      يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ
      «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам». Сура Маида 1 аят.
      Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
      المسلمون على شروطهم. رواه أبو داود
      «Мусульмане (выполняют) свои условия (обязательства)». Приводит Абу Давуд, ат-Тирмизи, хадис хороший.

  11. Имам permalink*
    22 сентября, 2010 10:03

    Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Алах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас делает дуа, то пусть он делает его проявляя настойчивость и ни в коем случае не говорит: «О Аллах, если Ты пожелаешь то дай мне». Поистине нет того, кто бы заставил Его». Приводит Ибн Абу Шейба 6\21 под номером 29162, Имам Ахмад 3\101 под номером 11999, аль-Бухари 5979, Муслим 2678.
    Сказал Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в своих комментариях к этому хадису из «Сахиха аль-Муслима»: «Есть так же передача: «…так проявляйте же настойчивость в своем желании. Поистине для Аллаха нет ничего значительного в том, что Он дает». Сказали Ученые: «Настойчивость (решительность) в просьбе,- это упорство в требовании, твёрдость, без проявления слабости в прошении, и не должно быть здесь привязки к «желанию» и чему то подобному. Сказали так же, что это является хорошим мнением о Аллахе Всевышнем в надежде на ответ от Него. Смысл хадиса:Желательность проявления настойчивости в дуа и нежелательность превязки в нем с «желанием» (т.е. словами: Если пожелает Аллах)». Конец цитаты.

  12. Саида permalink
    5 июля, 2011 18:13

    Ас-Саляму Аллейкум Уа РахьматуЛлахи уаБаракатуху. я-мусульманка ИншаЛлах. я совершаю пятикратную молитву, но не одеваюсь, как положено мусульманке. не одеваюсь, потому-что родители не разрешают. начала молиться я месяц назад. до этого почти два года просила родителей разрешения. два года я с ними боролась и теперь, хвала Аллаху разрешили. но теперь начались проблемы с одеждой. я много раз просила советы у сестёр.советовали начать, а насчёт одежды в скором времени всё устаканиться. так вот и я думаю, что если у меня нет другого выбора, выбираю из двух зол меньшее. Аллах(Субхьана уаТа»аля) видит всё: что на земле, что на небесах, что в наших сердцах. Аллах (Субхьана уаТа»аля) видит всё: Он видит как я к этому стремлюсь. ведь поступки оцениваются по намерениям. я уповаю на Аллаха, надеюсь что нет на мне тяжкого греха за мой внешний вид. Имам, дай ты тоже совет на этот счёт, пожалуйста

    • 7 июля, 2011 00:42

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлах ва баракатуху. БаракаЛЛаху фики сестра. Бойся Аллаха по мере своих сил и возможностей. Взвешивай возможность и обстоятельства, конечно из двух зол следует выбирать наименьшее. Будет не совсем правильно если сразу одев полный хиджаб, родители начнут запрещать молитву и постоянно оказывать давление, но скромно одеваться я думаю никто не запрещает. Одевайся максимально скромно.

  13. Саида permalink
    8 июля, 2011 20:29

    Джаза-кя Ллаху Хъайран, брат.

  14. Али permalink
    11 января, 2016 15:25

    Ассалам алейкум
    подскажите пожалуйста с каких слов надо начинать дуа, что надо говорить в начале и в конце дуа

    • 22 августа, 2016 11:57

      Ваалейкум ассалам. Начинать дуа следует со слов восхваления Аллаха и благословения на Пророка и этими же словами следует завершать дуа.

Оставьте комментарий