Skip to content

Опоздание с возмещением постов прошлого Рамадана, до наступлении следующего Рамадана

Июнь 16, 2015

Вопрос 26865: Я не постилась некоторые дни Рамадана по причине менструального цикла. С тех пор прошло уже несколько лет, но я так и не возместила их до сих пор. Что мне делать?

Ответ: Все Имамы единогласны в том, что для того, кто пропустил один или несколько дней поста в Рамадан, ему обязательно следует их возместить, до наступления следующего месяца Рамадан.

В доказательство они привели то, что привел Имам аль-Бухари (1950) и Муслим (1146) от Аиши, да будет доволен ею Аллах, сказавшей: “Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце шаъбане”.

Сказал Хафиз (Ибн Хаджар аль-Аскъалани): «Из ее озабоченности этим, в Шаъбане, можно сделать вывод, что нельзя откладывать возмещение пропущенных постов до наступления следующего Рамадана. Если же произошло так, что пост не возмещен и наступил следующий Рамадан, то тут могут быть два варианта:

1)      Это опоздание произошло по уважительной причине, как например, болезнь продолжающаяся до наступления следующего Рамадана. В этом случае на человеке нет греха, т.к. у него была уважительная причина для оправдания. На нем не лежит ничего, кроме восполнения пропущенного поста тех дней, которые он пропустил.

2)      Это опоздание произошло без уважительной причины, как например, если бы у него была возможность возместить, но он не отдавая себе отчет, упустил ее до наступления следующего Рамадана. Этот человек грешен за свое упущение без уважительной причины. Все Имамы единогласны в том, что он обязан возместить пропущенные дни. Однако они разногласили в том, нужно ли этому человеку вместе с возмещение поста, кормить за каждый день одного бедняка?

 

Имамы Малик, Аш-Шафии и Ахмад, да смилуется над ними Аллах, считали что ему следует кормить и привели в доказательство на это, то что пришло от некоторых сподвижников, таких как Абу Хурейра и Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах.

Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, считал, что не следует кормить вместе с возмещением поста, доказывая это тем, что Аллах Всевышний, тому кто пропустил пост в Рамадане, приказал только возмещение поста, без необходимости кормить бедняка. Аллах сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». Сура Корова 185 аят.

См. «Маджмуа» 6\366, «аль-Мугъний» 4\400.

Это второе мнение, выбрал Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в своем сборнике «ас-Сахих» сказав: «Сказал Ибрахим \ан-Нахаъи\: «Если он запустил так, что наступил следующий Рамадан, то он постится эти пропущенные дни \возмещая позже\ но не кормит бедняков. Упоминают от Абу Хурейры и Ибн Аббаса, что следует кормить». Затем говорит Имам аль-Бухари: «Однако Аллах не упоминает \необходимость\ кормления. А говорит: «…то пусть постится столько же дней в другое время…»».

Сказал Шейх Ибн аль-Усеймин, да смилуется над ним Аллах, подтверждая мнение о не обязательности кормления: «В доводе, основанном на мнение сподвижников и при этом не соответствующем внешнему указанию Корана, есть слабая сторона. Обязательность кормления, не соответствует внешнему тексту Корана, потому что Аллах не сделал обязательным ничего, кроме поста стольких же дней в другое время и ничего более. Поэтому мы не обязываем рабов Аллаха, ничего кроме того, что обязал Аллах, разве только после твердых доказательств, снимающих с нас ответственность.

То что приводится от Абу Хурейры и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, то это можно отнести к желательному, а не обязательному действию. Поэтому верным в этом вопросе \мы считаем\, что необходимо возместить только пост, а так же то, что этот человек грешен за свое упущение». См. «аш-Шарх аль-Мумтиъ» 6\451.

Таким образом, обязательным является только возмещение поста. А если человек пожелал так же накормить за каждый пропущенный день, одного бедняка, то это будет похвально.

Для спрашивающей, если ваше упущение постов, было без уважительной причины, то вам следует покаяться за это, и никогда больше так не допускать в будущем. А на Аллаха мы возлагаем надежды, чтоб Он помог нам в том, что Он любит и чем доволен.

Реклама
5 комментариев leave one →
  1. 'абдуЛлах permalink
    Август 2, 2011 20:52

    ас Саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух!
    барака Ллах за статью! ахи, а как обстоит дело с постом у женщин кормящих грудью, или ссылку где можно почитать?

    • Август 3, 2011 11:12

      Пост беременной и кормящей женщины:

      Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85, он сказал – это хасан хадис).

      Однако прервать пост беременной или кормящей женщине разрешено только в том случае, если есть угроза для ее здоровья и здоровья ребенка. В противном же случае она обязана поститься.

      Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
      Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.

      Если беременная и кормящая женщина разговелись в месяц Рамадан, то им необходимо восполнить эти дни позже, согласно наиболее сильному мнению.

      Шейху Мухаммаду Солиху аль-Мунаджиду был задан следующий вопрос:

      Я читала, что допустимо беременным женщинам и кормящим грудью матерям не поститься, и что они могут накормить бедных и не должны восполнять пропущенные дни. В качестве доказательства они приводили сообщение, рассказанное от Ибн ‘Умара. Насколько это верно? Пожалуйста ответьте со доказательством. Да благословит вас Аллах.

      Он ответил:

      Хвала Аллаху!

      Ученые разошлись во мнениях относительно постановлений о беременных и кормящих грудью матерях, если они не постятся. Есть несколько мнений :

      1) Они должны только восполнить пост. Это – мнение Имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Среди сахабов, этого мнения придерживался ‘Али ибн Аби Таалиб (да будет доволен им Аллах).

      2) Если они боятся за себя, они должны только восполнить пост, и если они боятся за их детей тогда они должны восполнить пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это – мнение Имама аль-Шафии и Имама Ахмада. Аль-Джассас также передал это от Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах).

      3) Они должны только накормить бедняков, и не должны восполнять пост. Среди сахабов, это было мнением ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). Ибн Кудама также рассказывал это в аль-Мугни (3/37) от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах).

      Абу Дауд (2318) передал от Ибн ‘Аббаса и ‘Али, что эта фраза – “те, кому трудно поститься” (аль-Бакара 2:184), была уступкой, предоставленной старикам и старухам, которым трудно поститься, разрешая им не поститься и кормить одного бедняка взамен каждого пропущенного дня. То же относится и к беременным и кормящим грудью женщинам, если они боятся. Абу Дауд сказал: “То есть, боятся за их детей – тогда они могут не поститься и им можно вместо этого накормить (бедных).” Ан-Навави сказал: его иснад – хасан.

      Также рассказано от аль-Баззара, который добавил в конце: “Ибн ‘Аббас имел обыкновение говорить своей наложнице, которая была беременна: “Ты как те, которые не могут поститься, таким образом ты должна заплатить фидья, но тебе не надо восполнять посты”. Аль-Даракатни классифицировал его иснад как сахих, как заявлено аль-Хаафиз в аль-Толкис.

      Аль-Джассас передал в Ахкам аль-Коран, что ученые разошлись во мнениях относительно этой проблемы.

      Он сказал: “Салафы отличались во мнениях относительно этого вопроса, и было три точки зрения. ‘Али сказал: они должны восполнить пост, если они не постятся, но они не должны заплатить фидья. Ибн ‘Аббас сказал: Они должны заплатить фидья, но не должны восполнять пост. Ибн ‘Умар сказал: Они должны заплатить фидья и восполнить посты”.

      Те, кто сказал, что они должны только восполнить посты, указывали следующее доказательство:

      1) Сообщение, рассказанное аль-Насаи (2274) от Анаса, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин”. Классифицируемый как сахих аль-Альбани в Сахих аль-Насаи.

      Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил, что постановление о беременных и кормящих грудью женщинах походит на постановление о путнике. Путник не должен поститься и должен восполнить пропущенные дни позже, и это также относится к беременным и кормящим грудью женщинам. См. Ахкам аль-Коран аль-Джасаас.

      2) По аналогии с больным. Так же, как больным позволяются не поститься и они должны восполнить это позже, то же самое относится к тем, кто беременный и кормит грудью. См. аль-Мугни, 3/37; аль-Маджму’, 6/273. Это мнение было одобрено множеством ученых.

      Шейх Ибн Баaз сказал в Маджму’ аль-Фатва, 15/225:

      “Беременные и кормящие грудью женщины подходят под то же самое постановление как те, кто болен. Если это слишком трудно для них поститься тогда предписано для них не к поститься, но они должны восполнить посты, когда они будут в состоянии это сделать, как те, кто болен. Некоторые из ученых имеют мнение, что это достаточно для них, накормить одного бедного человека за каждый пропущенный день, но это – слабое мнение. Правильное мнение – это то, что они должны восполнить пропущенный пост, точно так же как путешественники и те, кто болен, потому что Аллах говорит: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.» (аль-Бакара 2:184)”

      Он также сказал в Маджму’ аль-Фатва, 15/227:

      “Правильное мнение относительно этого вопроса – то, что беременные и кормящие грудью женщины должны восполнить пост. А то, что было рассказано от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, что беременные и кормящие грудью женщины должны накормить бедных взамен пропущенных дней – является слабым мнением, которое идет против шариатских свидетельств. Аллах говорит: “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время,” (аль-Бакара 2:184)

      Беременные и кормящие грудью женщины уподоблены тем, кто болен, и не подходят под постановление о стариках, которые являются неспособными поститься. Скорее они попадают под постановление о тех, кто болен, таким образом, они должны восполнить пост, когда они станут способными сделать это, даже если это будет отсрочено.

      Сказано в Фетва аль-Ладжна аль-Даима (10/220):

      “Если беременная женщина боится за себя или ее плод по причине поста в Рамадане, она может разговеться, и ей только надо будет восполнить пропущенный пост. В этом отношении она походит на тех, кто болен и неспособен поститься или боится, что участие в посте будет вредить ему. Аллах говорит: “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.” (аль-Бакара 2:184)”

      Также, если кормящая грудью женщина боится за себя, если она кормит ребенка в течение Рамадана, или она боится за своего ребенка, если она будет поститься и не будет кормить грудью его, тогда ей можно не поститься, и ей нужно будет только восполнить пропущенные дни поста.

      Сказано также в Фетва аль-Ладжна аль-Даима (10/226):

      «Беременная женщина должна поститься во время беременности, если она не боится за себя или ее плод, в противном случае ей разрешается не поститься, но она должна восполнить пропущенные посты после того, как она родит и очистится от нифаса …, это не достаточно для нее, накормить взамен бедняка, Более вероятно, что ей надо поститься и не следует кормить бедняка, если она не поститься».

      Шейх Ибн ‘Усеймин в аль-Шарх аль-Мумти , 6/220, после упоминания о различиях мнениях ученных относительно постановлении по этому вопросу, и выражая свои предпочтения мнению, что ей нужно только восполнить пост, сказал:
      «Это мнение, на мой взгляд, наиболее верно, потому что более всего они походят на тех, кто болен или в пути, которые только должны восполнить пропущенные посты».

      А Аллах знает лучше.

      http://www.islamqa.com/ar/ref/49794

  2. Абдурахман permalink
    Август 3, 2011 03:59

    Ассаламу алейкум, брат Имам, вопрос, у меня жена имеет долг за прошлые 2 года рамадана, не смогла полностью держать пост, т.к. это ей очень трудно дается, слабый организм, и восполнять постом ей тяжело, достаточно ли ей сделать таубу, что до сих пор не восполнила, и накормить бедняка за каждый пропущенный день??
    заранее джазакаЛЛаху хайран!

    • Август 3, 2011 11:08

      Ваалейкум салам ва рахматуЛЛах брат. На сколько мне известно, тут надо сначала разобраться какова болезнь (проявляющаяся общей слабостью организма) вашей супруги. Если это болезнь исцеление, от которой вы не ожидаете получить, то она пусть делает (постится) то, что в ее силах, а за пропущенные из-за болезни, пусть кормит бедняков, либо вовсе не постится из-за болезни и кормит за каждый пропущенный день бедняков. Если же это болезнь, исцеление от которой вы надеетесь получить, то она может откладывать пост до этого исцеления. Греха за это на ней нет, т.к. у нее уважительная причина.
      В общем, если ваша супруга больна и ей трудно поститься, и исцеления от этой болезни вы не ожидаете, то она может не утруждать себя постом, а кормить бедняка за каждый пропущенный день Рамадана. А Аллаху об этом ведомо лучше.

  3. kamila permalink
    Август 6, 2011 19:39

    Ассаляму аляйкум ва рахматуЛлах. Джазака Ллагьу хайр. Брат, я переписала туда на ваш ответ о том, что нужно есть, пить до азана на фаджр, слова ученых что есть и пить можно и после азана в зависимости от того, когда был дан призыв к фаджру. Посмотрите пожалуйста — вы согласны с этим? от того, когда был дан призыв к фаджру. Посмотрите пожалуйста — вы согласны с этим?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: