Skip to content

50 ответов на вопросы, связанные с молитвой

Апрель 6, 2012
بسم الله الرحمن الرحيم
Вступление

Хвала Аллаху, Господу миров!
Мир и благословение Посланнику Аллаха, семье и сподвижникам Посланника, а так же всем последовавшим за ним вплоть до Судного Дня! Затем:

Достоинство, порядок и описание молитвы являются темой множества трудов, написанных и переведенных на русский язык. Однако эти общие темы порой не дают ответа простому мусульманину на все те насущные вопросы, с которыми он повседневно сталкивается в течение своей жизни. Данная брошюра является переводом религиозных постановлений (фетв) признанных Исламских ученых касаемо молитвы (ас-салят) – второго столпа Ислама.
Цель данного перевода – помочь русскоязычным мусульманам разобраться в вопросах, связанных с этим великим обрядом Ислама, донося до них слова компетентных людей, а так же приобщить их к таким великим ученым современности как Ибн Баз, Ибн Джибрин, Ибн ‘Усеймин, аль-Альбани, а так же Постоянный Комитет по Научным Исследованиям и Религиозным Постановлениям Королевства Саудовская Аравия, в который в разное время входили такие ученые как ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи, ‘Абдуллах Ибн Гъудаян, ‘Абдуллах Ибн Къу’уд и др. При подборке материала мы руководствовались актуальностью затрагиваемых вопросов, а также легкостью и доступностью стиля ответа для относительно неподкованного русскоязычного читателя. Пусть Аллах сделает эту работу полезной для мусульман и воздаст добром благородным ученым, а так же работавшим над подготовкой и распространением материала.

От переводчика [Абу Ислам]

Что делать при зевоте во время молитвы?1. Вопрос:
Зевота случается во время молитвы и вне ее, однако, мой вопрос о зевоте во время молитвы. Обязательно ли прикрывать рот рукой со словами «Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана!» даже во время молитвы? Что следует делать в этой ситуации молящемуся?

1. Ответ:
Если кто-то из вас захотел зевать во время молитвы или вне ее, то ему нужно сдерживать себя насколько он может. Если же не смог, то пусть прикрывает рот рукой. Потому что зевота – от шайтана, и он смеется из-за нее. Также передано, что шайтан заходит в рот человека, если он не прикрыл рот своей рукой. Аллах знает лучше.(1)

Шейх Ибн Джибрин

Можно ли молится при полной темноте и является ли это нежелательным?

2. Вопрос:
Какова достоверность передаваемых слов о том, что молитва в полной темноте нежелательна?

2. Ответ:
Я не знаю такого Хадиса, а тот, кто передает такой Хадис, должен его проверить. Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в основном молились именно при мраке, поскольку в Мечетях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в те времена не было светильников согласно тому, что сказала Аиша (да будет доволен ею Аллах): «В те времена в домах не было светильников…» (Аль-Бухари, Муслим)(2)

Шейх Ибн ‘Усеймин

3. Вопрос:
Каково суждение о молитве в такой темноте, при которой не видно даже собственных рук?

3. Ответ:
Если соблюдены условия молитвы, состоялись ее столпы и совершены обязательные элементы, то она считается действительной. Наличие света не является ни условием, ни столпом, ни обязательным элементом в ней. За исключением только лишь того случая, когда темнота становится причиной появления страха у молящегося и это сбивает его с толку, а его смиренность в молитве пропадает. В таком случае совершать молитву во мраке нежелательно.(3)

‘Абдуль-Карим аль-Худайр

Следует ли приветствовать людей, занятых поклонением?

4. Вопрос:
Приветствует ли тот, кто зашел в Мечеть тех мусульман, которые зашли раньше него? Если они все заняты чтением Корана и молитвами, следует ли ему поздороваться? И следует ли приветствовать людей, сидящих в собрании для требования знания?

4. Ответ:
Следует поприветствовать молящихся и читающих, а им следует ответить на его салам. Молящиеся делают это жестом, согласно действию посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и по причине того, что он не порицал здоровавшихся с ним в то время, когда он молился. Таким же образом и кружки для требования знания, следует поприветствовать их и если ответят некоторые – то этого достаточно.(4)

Шейх Ибн Баз

Как человек может ответить на приветствие, находясь в молитве?

5. Вопрос:
Можно ли поприветствовать человека в то время, когда он молится, делает Зикр или читает Ду’а?

5. Ответ:
Дозволено мусульманину начать с пожелания мира своему брату мусульманину, в то время как он молится. Однако тот не отвечает ему саламом во время молитвы, а просто делает знак рукой, заботясь о своей молитве. Поскольку установлено от Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что он казал: «Я спросил Биляла о том, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал им, будучи в молитве, когда они здоровались с ним. На что он ответил: «Он делал знак рукой» (Ахмад, Абу Дауд)(5)

Постоянный Комитет больших ученых

Как попросить разрешения в каком-либо вопросе у человека, в то время как он молится?

6. Вопрос:
Каково суждение относительно произнесения слов «Субхана-Ллах», или хлопка во время молитвы?

6. Ответ:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если у мужчины попросили разрешения (в чем-либо), в то время как он молится, то его согласием будет произнесение слов «Субхана-Ллах». Если попросили разрешения (в чем-либо) у женщины, в то время как она молится, то ее согласием будет хлопок» (Муслим). Этот Хадис указывает на слабость другого Хадиса, передаваемого Ханафитами, который звучит так: «Тот, кто сделал во время молитвы такой знак, который будет понятен, путь совершит молитву снова». Потому что первый Хадис – достоверный и ясно указывает на дозволенность делать знак словами «Субхана-Ллах» для мужчин, и хлопком для женщин, так как же может быть запрещен знак рукой или головой?! Тем более что пришло много других Хадисов, в которых это дозволяется, некоторые из них передал Абу Дауд в его сборнике «Сахих Аби Дауд».(6)

Шейх аль-Альбани

Нужно ли давать Азан и Икъамат тому, кто молится не в Мечети?

7. Вопрос:
Я молюсь обязательные молитвы один из-за того, что поблизости со мной нет Мечети. Обязательно ли мне давать Азан и Икъамат для каждой молитвы? Или мне можно молиться без Азана, либо можно без Икъамата?

7. Ответ:
Сунна для тебя, чтобы ты давал Азан и Икъамат. Что касается обязательности этого, то в этом разногласие между учеными. Однако лучше и безопасней для тебя давать Азан и Икъамат, из-за обобщенности доводов.(7)

Шейх Ибн Баз

Может ли быть Имамом в молитве тот же самый человек, который дал Икъамат?

8. Вопрос:
Может ли муаззин, после того как дал Икъамат, быть Имамом в молитве?

8. Ответ:
Да, он может совместить призыв на молитву с главенством в молитве.(8)

Шейх Ибн Джибрин

Что делать, если коллектив молится вечернюю молитву, а я еще не молился послеобеденную?

9. Вопрос:
Если кто-то пропустил послеобеденную молитву и, зайдя в Мечеть, обнаружил, что коллектив уже молится вечернюю молитву, (помолился с ними, а потом восполнил послеобеденную). Нужно ли ему (после восполнения послеобеденной молитвы) снова повторить вечернюю, чтобы сохранить порядок молитв?

9. Ответ:
Тот, кто пропустил послеобеденную молитву по причине сна или забывчивости, потом зашел в Мечеть и обнаружил коллектив, молящийся вечернюю, то ему дозволено взять намерение помолиться послеобеденную позади Имама, который молится вечернюю, а когда Имам закончит молитву и произнесет слова «Ассаляму ‘алейкум…», то он встает и домаливается один ракаат. После этого дает Икъамат и молится вечернюю. Если же он помолится вечернюю вместе с коллективом, после этого помолится послеобеденную, то ему не обязательно снова повторять вечернюю. Аллах знает лучше.(9)

Шейх Мухаммад Сафуат Нуруддин

Что делать человеку, узнавшему во время молитвы, что на его теле или одежде нечистота?

10. Вопрос:
Если человек, будучи Имамом в молитве, узнал во время нее, что на его теле или одежде нечистота, каковы должны быть его действия?

10. Ответ:
Это требует детального разбора. Если рядом с ним есть вода, и он сможет достать ее не отклоняясь от Киблы, то ему дозволено подойти к воде и почиститься от этой нечистоты, а после этого продолжить свою молитву. Например, рядом с ним кран, или сосуд с водой и он может черпнуть, не отклоняясь от Къиблы. Большинство ученых разрешили в подобной ситуации сделать это и продолжить молитву, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снял свои сандалии (во время молитвы, узнав, что на них нечистоты), а снятие сандалий – это движение для удаления нечистот. Сняв сандалии он сделал движение (для удаления нечистот), таким же образом можно сделать движение для того, чтобы удалить нечистоту с одежды помыв ее. Потому что если какая-то вещь разрешена, то необходимое для этого тоже разрешено. Поскольку удалить нечистоты во время молитвы разрешено, то разрешены и необходимые для этого движения, из-за которых он не перестает оставаться молящимся, и не отклоняется от Къиблы.
Если же вода далеко, или до нее трудно добраться, или для того чтобы добраться до нее нужно сделать много движений, или нужно отклониться от Киблы, то ему следует прервать молитву, почиститься и помолиться сначала. Если он Имам, то когда прерывает молитву, ему следует назначить кого-либо Имамом вместо себя. Всевышний Аллах знает лучше.(10)

Мухаммад Мухтар аш-Шанкъити

Что делать, если во время дополнительной молитвы услышал Икъамат?

11. Вопрос:
Человек зашел в Мечеть и хотел прочитать сунну до обеденной молитвы. После того, как он начал молиться сунну дали Икъамат. Следует ли ему прервать свою молитву, или же следует до конца дочитать ее? Я надеюсь, что вы разъясните этот вопрос!

11. Ответ:
Если был дан Икъамат, а часть коллектива молится молитву приветствия или другую дополнительную молитву, то им следует прервать ее и готовиться к обязательной молитве, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если дали Икъамат на молитву, то нет молитв, кроме обязательной» (Муслим).
Некоторые ученые склонились к тому, что ему следует дочитать побыстрей, поскольку Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния» (Сура Мухаммад, 33), и эта группа ученых сказала, что упомянутый Хадис относится к тому, кто начал молитву после Икамата. Однако первое мнение является верным, потому что упомянутый Хадис включает в себя оба положения (и того кто начал молиться до Икъамата, и того кто начал после).(11)

Шейх Ибн Баз

Если помолился обязательную молитву до времени ее наступления, будет ли за нее награда и обязательно ли ее перечитывать?

12. Вопрос:
Если человек помолился раньше времени по незнанию, то каково суждение относительно этого?

12. Ответ:
Молитва человека раньше времени не освобождает его от обязательной молитвы вовремя, потому что Аллах сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) конкретизировал эти времена в Хадисе: «Время обеденной начинается с…» и до конца хадиса (Аль-Бухари). Основываясь на этом человеку, совершившему обязательную молитву раньше времени ее наступления, необходимо совершить ее в предписанное для нее время. Молитва, совершенная раньше времени будет для него дополнительной, в том смысле, что он получит за нее награду как за дополнительную. Однако ему обязательно снова помолиться в ее надлежащее время. Аллах знает лучше.(12)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Можно ли женщинам молиться коллективную молитву?

13. Вопрос:
Дозволено ли женщинам молиться в доме коллективом, выбрав себе Имама?

13. Ответ:
Нет проблем в том, чтобы женщины молились коллективом, выбрав себе Имамом одну из них. Но она должна встать в ряду вместе с остальными, а не выступать впереди них. Если она встанет в ряду вместе с ними, то это нормально.(13)

Шейх аль-Фаузан

Как молятся вместе муж и жена, и можно ли жене возглавлять молитву?

14. Вопрос:
Я недавно женился, хвала Аллаху. Мне хотелось бы, чтобы вы разъяснили мне то, как мусульманин должен совершать молитву вместе со своей женой, если это является дозволенным?

14. Ответ:
Хвала Аллаху. Мужчине дозволено быть Имамом для своей жены во время молитвы, и она должна встать позади него. Однако ей нельзя становиться рядом с ним, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершая молитву с Анасом и сиротой, поставил Умм Сулейму позади них, хоть она и была матерью Анаса. Так же довод на это в том, что пришло от Анаса Ибн Малика: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился вместе с ним и его матерью или его теткой, (Анас) сказал: «И он поставил меня справа от себя, а ее позади нас»(14) (Муслим)
Касани сказал: «Если вместе с Имамом (молится) женщина, то следует поставить ее позади себя».
Ибн Рушд сказал: «Нет разногласий в том, что женщина молится позади Имама, а так же в том, что если вместе с ней (и этим Имамом) молится еще один мужчина, то этот мужчина становится рядом с ним, а она позади них».(15)
Аллах знает лучше.(16)

Шейх аль-Мунаджид

Дистанция, которую необходимо соблюдать, если проходишь перед молящимся

15. Вопрос:
Какова дистанция, которую необходимо соблюдать и которую нельзя преступать, проходя перед молящимся? Да воздаст вам Аллах благом!

15. Ответ:
Расстояние перед молящимся, которое нельзя преступать, в случае если он отгородил себя сутрой – это расстояние между ним и сутрой, не дозволено никому проходить в этом месте. Если нет сутры, но есть молитвенный коврик, то этот коврик и принимается за это расстояние, и никому нельзя проходить перед молящимся на этом коврике. Если же нет ни сутры, ни коврика, то дистанцией, которую нельзя преступать является расстояние между его ногами и местом прикосновения лба в поклоне, нельзя проходить между ним и этим местом.(17)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Какой высоты должна быть сутра молящегося?

16. Вопрос:
Какой должна быть высота сутры Имама в молитве? И хватает ли просто провести черту рукой?

16. Ответ:
Взятие сутры это сунна из прав Имама в коллективной молитве и молящегося отдельно, в неколлективной молитве. Что касается молящихся позади Имама, то сутра Имама является их сутрой. Это может быть стена, столб, палка, воткнутая в землю перед молящимся, или любая другая неподвижная вещь, как ветка дерева или камень. Лучше, чтобы сутра была высотой как задняя часть седла, если же не нашел подходящую неподвижную вещь, то следует прочертить линию.(18)

Шейх аль-Фаузан

Оказался перед выбором: помолиться с сутрой, или в первом ряду

17. Вопрос:
Человек зашел в Мечеть перед началом молитвы, и хочет помолиться молитву приветствия за сутрой, зная, что если он помолится за ней, то не успеет на первый ряд. Следует ли ему помолиться за сутрой, или ему нужно помолиться в первом ряду?

17. Ответ:
Если он помолившись за сутрой не успеет на первый ряд, то важней успеть на первый ряд, потому что Посланник Аллаха казал: «Ели бы люди знали какая (награда ждет) призывающего (на молитву) и того, кто (находится) в первом ряду, и кроме жребия по стрелам не нашли бы другого пути (для того, что бы решить кто станет призывать и кто встанет в первом ряду), то они обязательно прибегли бы к этому!» (Аль-Бухари, Муслим) Пускай встанет на первый ряд и возьмет небольшую сутру, «Если кто-то из вас будет молиться, пускай отгородит (себя хотя бы) стрелой» (Ахмад). Человек может положить перед собой свой сивак, и это будет его сутрой.(19)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Нужно ли ставить сутру прямо перед собой, или нужно сместить немного в сторону?

18. Вопрос:
Наш Шейх, да благословит вас Аллах, Ибн аль-Къаййим в своей книге «Зад аль-ма’ад» говорит, что молящемуся желательно отгородить себя сутрой и она не должна быть прямо перед ним, чтобы он не был направлен прямо в ее сторону, а нужно чтобы она была чуть левее него или чуть правее.(20) Мы хотим, чтобы вы разъяснили это, да воздаст вам Аллах благом!
18. Ответ:
Ибн аль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах) имеет ввиду, что если ты взял сутру в молитве, то не должен поворачиваться прямо в ее сторону, а должен поставить ее немного правее себя или немного левее, потому что об этом передается Хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Однако Хадис, который передается об этом не имеет твердой основы, в нем есть слабость. Очевидное из доказательств это то, что сутра должна быть прямо перед молящимся, и он направляется прямо в ее сторону, а не в право или влево. Положение в этом вопросе свободное, если направился прямо в ее сторону, то нет проблем, потому что люди далеки от того, чтобы брать их себе идолами. Если же поставил ее чуть правее или левее, тоже нет проблем.(16)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Два ракаата приветственной молитвы. Обязательны ли они и спадают ли, если была совершена обязательная молитва?

19. Вопрос:
Являются ли необходимыми два ракаата приветственной молитвы для каждого, кто вошел в Мечеть? Если он хочет сразу совершить обязательную молитву (фард), является ли необходимым прежде этого помолиться молитву приветcтвия?
19. Ответ:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если зашел кто-то из вас в Мечеть, то пусть помолится два ракаата прежде чем сядет» (Аль-Бухари). Тот, кто зашел в Мечеть и хочет сесть, тому следует помолиться два ракаата прежде, чем сесть. Тот, кто зашел в Мечеть мимоходом и не собирается садиться, просто хочет взять что-то, например, и удалиться, то такому не обязательно совершать молитву. Точно так же, зашедший для того, чтобы помолиться обязательную молитву и люди уже встали для ее совершения, тому следует присоединиться к коллективной молитве и совершить обязательную молитву, этого хватает взамен молитвы приветствия.(17)

Шейх аль-Фаузан

Следует ли произносить слово «Амин» в молитве, читаемой шепотом?

20. Вопрос:
Если человек прочитал Фатиху в молитве, читаемой шепотом, следует ли ему произносить слово «Аминь»?
20. Ответ:
Если человек закончил читать Фатиху, то ему следует сказать «Амин» в любой молитве – как читаемой вслух, так и читаемой шепотом. Однако в молитве, читаемой шепотом, не следует произносить это слово вслух, а в молитве, читаемой вслух – следует произносить вслух.(18)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Поднятие ноги во время земного поклона

21. Вопрос:
Уважаемый Шейх, мы замечаем, что некоторые молящиеся во время земного поклона приподнимают одну стопу или обе, каково суждение относительно этого?
21. Ответ:
Совершающему земной поклон не дозволено поднимать какую-либо из семи точек, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нам было велено совершать земной поклон на семь костей(19): на лоб, – и при этом он указал рукой себе на нос, – ладони, колени и кончики пальцев ног» (Аль-Бухари). Если кто-то поднимал обе стопы или одну из них; поднимал лоб или нос, или поднимал и лоб и нос – то его земной поклон считается недействительным и не засчитывается, а если земной поклон недействителен, то и молитва недействительна.(20)

Шейх Ибн ‘Усеймин

О Хадисе «Да помилует Аллах того, кто помолился перед послеобеденной молитвой четыре ракаата»

22. Вопрос:
Уважаемый Шейх, вопрос касается Хадиса «Да помилует Аллах того, кто помолился перед послеобеденной молитвой четыре ракаата» – тут имеется ввиду молитва в четыре ракаата до Азана или после?
22. Ответ:
Этот хадис – «Да помилует Аллах того, кто помолился перед послеобеденной молитвой четыре ракаата»(21) – если он является достоверным, то подразумевается время между Азаном и Икъаматом.(22)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Заменяет ли дополнительная молитва перед фардом молитву приветствия при входе в Мечеть?

23. Вопрос:
Заменяют ли два ракаата дополнительной молитвы перед утренней молитву приветствия в Мечети? Если человек совместил два ракаата молитвы приветствия вместе с двумя ракаатами до утренней, то хватает ли этого?

23. Ответ:
Два ракаата дополнительной молитвы перед утренней являются и дополнительной молитвой перед фардом, и молитвой приветствия одновременно, и делать так является предпочтительным. Если же помолится молитву приветствия отдельно, а потом два ракаата до утренней, то нет проблем.(23)

Постоянный Комитет больших ученых

24. Вопрос:
Уважаемый Шейх, под облегчением сунны до фаджра подразумевается быстрота его выполнения?

24. Ответ:
В сунне до утренней молитвы есть облегчение, и предпочтительней человеку читать в первом ракаате эту Суру:
{ قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ }
«Скажи: «О неверующие!»…» (Сура Аль-Кафирун)
А во втором эту:
{ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ }
«Скажи: «Он — Аллах, единый…» (Сура Аль-Ихлас)
Или же прочитать в первом ракаате:
{ قُولُواْ آمَنَّا بِاللّهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْنَا }
«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам…» (Сура Аль-Бакара, 136-ой Аят)(24)
А во втором:
{ قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ }
«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас…» (Сура Аль-Имран, 64)
Поясные поклоны тоже облегчаются до минимума, нужно сказать три раза «Субхана Раббиль-‘Азым», земные поклоны облегчаются аналогично, и ташаххуд тоже не следует затягивать.
Это сунна Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) относительно дополнительной молитвы перед утренней. Поэтому мы говорим: если человек вышел из дома в Мечеть, не помолившись сунну до утренней в своем доме, то лучше ему по прибытию помолиться сунну до утренней облегчив ее, и она включает в себя молитву приветствия при входе в Мечеть.
Это будет лучше, чем, если он помолится молитву приветствия, а потом отдельно сунну. Потому, что облегчение посланником Аллаха дополнительной молитвы в это время указывает на то, что не следует добавлять к предпочтительному количеству чего-либо.(25)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Можно ли сидеть в Мечети, направив ноги в сторону Киблы, а так же принимать пищу и спать в ней?

25. Вопрос:
Каково суждение относительно направления ног в сторону Къиблы в Мечети? И дозволено ли есть, и спать в Мечети?
25. Ответ:
Нет греха на мусульманине, если он направил ноги в сторону Къиблы, без разницы в Мечети он это делал или в другом месте. Также нет проблем в том, чтобы поесть в Мечети или поспать там, если в этом есть нужда. Однако ему надлежит беспокоиться о чистоте в Мечети и следить за ней. Если во время сна в Мечети произошло непроизвольное семяизвержение, то, как только он проснется, ему нужно поспешить с тем, чтобы выйти из нее и искупаться.(26)

Постоянный Комитет больших ученых

Повышение голоса при чтении Корана в Мечети

26. Вопрос:
В нашей Мечети есть большой Шейх и у него есть свое мнение по некоторым вопросам. Например, он предостерегает нас от того, чтобы читать Коран перед утренней молитвой, говоря: «Это время для поминания Аллаха (зикров), а не для чтения». Что вы скажете по этому вопросу? Да воздаст вам Аллах благом!

26. Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху – Господу миров!
Нет греха в чтении Корана во время наступления любой молитвы. Однако если вокруг него те, кто молится или читает поминания (зикры) предписанные по утрам и вечерам, то ему не следует повышать голос при чтении Корана, чтобы не сбивать с толку своих братьев. Если же вместо чтения Корана в это время заняться поминанием, предписанным по утрам и вечерам, то это лучше.(27)

Шейх Ибн Баз

Разговор в Мечети без поминания Аллаха

27. Вопрос:
Каково суждение относительно того, кто разговаривает в Мечети без поминания Аллаха?

27. Ответ:
Не надлежит, чтобы прихожане разговаривали в Мечетях не поминая Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Следует пользоваться случаем пребывания в Мечети и заполнять ее поминанием Аллаха, чтением Корана и молитвами. Аллах, Свят он, сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята» (Сура Свет, 36-37)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Мечети построены только для того, чтобы в них поминали Аллаха, Всемогущ он и Велик» (Муслим)
Ели же людям нужно поговорить о житейских делах, то в этом нет греха. Дозволено мусульманам обсуждать житейские дела, ели есть нужда в этом. Если же этот разговор был из запрещенных видов, как, например, злословие, клевета и пр., то в Мечети это усугубляется. Это запрещено как в Мечети, так и в другом месте, однако в Мечети запрет еще сильнее ожесточается.
Мусульманам следует уделять внимание этому и использовать свое время для того, в чем будет польза для них.(28)

Шейх аль-Фаузан

Можно ли проводить линию на полу в Мечети, отклоненной от направления Къиблы

28. Вопрос:
Каково суждение относительно проведения линий на полу или ковре в Мечети для того, чтобы ряды были ровными, т.к. Къибла чуть-чуть отклонена?

28. Ответ:
В этом нет проблем. Если же помолятся в таком месте и без линий – тоже нет проблем, потому что небольшое отклонение не вредит.(29)

Постоянный Комитет больших ученых

Необходимо ли шевелить губами во время чтения молитв?

29. Вопрос:
Уважаемый Шейх, обязательно ли человеку шевелить губами в молитве, когда читает в ней Коран и поминания? Или же достаточно читать, без шевеления губами?

29. Ответ:
Необходимо шевелить губами во время молитвы при чтении Корана, так же необходимых для молитвы слов, как слова «Аллаху Акбар», «Сами’а-Ллаху ли ман хамидах», «Раббана уа лякаль-хамд», так же молитву за Пророка (да бласголовит его Аллах и приветствует). Потому что сказанным называется только то, что было произнесено, а произнесение не считается состоявшимся без шевеления губами и языком. Поэтому Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) узнавали что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершает молитву по колебанию его бороды, т.е. она тряслась. Однако ученые разделились во мнениях, обязательно чтоб он слышал сам себя, то есть обязательно ли ему произносить так громко, чтобы он слышал сам себя. Правильное мнение в том, что достаточно просто произнести буквы.(30)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Что делать при сомнении во время молитвы в количестве совершенных ракаатов

30. Вопрос:
Как мы должны завершить молитву, во время которой сомневаемся в количестве совершенных ракаатов? Некоторые говорят: следует в конце молитвы сделать один таслим (произнесение слов «Ассаламу ‘алейкум…»), а после него сделать поклоны для невнимательных. Другие же говорят: нужно сначала закончить молитву, а потом уже сделать поклоны для невнимательных. Этот вопрос серьезный и запутанный для нас, мы надеемся, что вы разъясните его.

30. Ответ:
Хвала Аллаху. Поклоны для невнимательных являются обязательными при добавке к молитве чего-либо по невнимательности, или при убавке чего-либо из нее, или при сомнении в количестве совершенных ракаатов. Ваш вопрос о сомнении в количестве совершенных ракаатов, и ответ на это следующий:
Во-первых: Что такое сомнение? Сомнение (шакк) – это колебание между достаточно-вероятными или равновероятными положениями.
Во-вторых: Тот, кто сомневается в количестве совершенных ракаатов уже после окончания молитвы, тому не следует обращать внимания на эти сомнения. Например, кто-то закончил молиться обеденную молитву, а потом, после ее окончания, стал сомневаться: я помолился три ракаата или четыре? Этот человек не должен обращать внимания на эти сомнения, кроме как если будет какое-либо подтверждение этому, или если он будет уверен, что помолился меньше. Будь то иначе, были бы открыты двери для наущений и добавкам к поклонению.
В-третьих: Положение того, кто сомневается в количестве совершенных ракаатов во время самой молитвы бывает двух видов:
Первый вид: Когда человек может подумать и что-то одно станет для него более вероятным. В таком случае ему нужно продолжить согласно тому количеству, которое он посчитал более вероятным, а потом совершает поклоны для невнимательных после произнесения слов приветствия. Довод на это – передал Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молился и (случайно) прибавил (к необходимому количеству ракаатов) или убавил, после произнесения слов приветствия ему сказали «О Посланник Аллаха, случилось ли в молитве что-либо? (т.е. изменилось ли количество ракаатов)» Он спросил: «В чем дело?» Они сказали: «Ты помолился так-то так-то». Он сел, повернулся к Къибле, сделал два земных поклона и дал салам. После этого, повернувшись к нам лицом, сказал: «Если бы случилось что-либо в молитве (т.е. если бы количество ракаатов изменилось), то я сообщил бы вам. Однако (дело в том), что я просто человек, такой же как вы – забываю, как забываете и вы, поэтому если я забуду – напомните мне. Если один из вас сомневается (в количестве совершенных ракаатов) во время молитвы, то пусть (подумает и) постарается узнать правильное (количество) и продолжит молитву, потом произнесет слова приветствия и сделает два земных поклона». (Аль-Бухари)
Второй вид: Если ни одно из двух возможных количеств не стало для него более вероятным. В таком случае он должен выбрать то количество из двух, которое меньше и домолиться согласно этому количеству, а до произнесения слов приветствия сделать два земных поклона. Как, например, если молился обеденную молитву и во время молитвы засомневался: помолился только три ракаата или уже четыре? – и он не склонился ни к одному из двух вероятностей. Ему следует выбрать то, что меньше и домаливаться согласно ему, в этом случае – это три ракаата, этому человеку нужно помолиться еще один ракаат и в конце молитвы сесть на ташаххуд, а потом сделать два поклона для невнимательных перед тем как дать салам.
Доводом на это служит то, что передал Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас сомневается в молитве и не знает сколько ракаатов он совершил: три или четыре, то пусть отбросит сомнения и продолжит согласно тому (количеству ракаатов), в (совершении которых) он уверен, а затем ему следует сделать два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если же в итоге окажется, что он помолился пять (ракаатов), то (два поклона) доведут его молитву до четного (количества ракаатов), если же окажется что он помолился четыре ракаата, то эти два поклона будут унижением для шайтана» (Муслим).
Унижение для шайтана т.е. это расстроит шайтана, унизит его и отправит обратно отвергнутым, чьи планы обмануть молящегося оказались тщетны. См. Имам Ан-Науауи в «Шарх сахих Муслим» (5/60).(31)

Шейх аль-Мунаджид

Кто больше достоин возглавлять молитву – тот, кто знает больше из Корана или тот, кто лучше его читает?

31. Вопрос:
Человек заучивает Священный Коран, но не знает хорошо таджвид(32). Другой человек знает только один джуз, однако знает таджвид отлично. Кто из них больше достоин возглавлять молитву?

31. Ответ:
Имамом выдвигается тот, кто заучил больше из Священного Корана, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) казал: «Возглавляет группу тот, кто взял больше из Корана».(33)

Шейх аль-Фаузан

Тот, кто опоздал на молитву и застал Имама в земном поклоне, присоединяется к нему сразу или ждет пока он встанет?

32. Вопрос:
Тот, кто застал Имама когда тот в земном поклоне, тому следует подождать пока он встанет, или присоединяется к нему сразу?

32. Ответ:
Лучше присоединиться к Имаму в каком бы положении он его не застал, а не ждать. По причине обобщенных слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Молитесь то, что застали…» (Аль-Бухари, Муслим)(34)

Шейх Ибн ‘Усеймин

33. Вопрос:
Можно ли тому, кто пропустил ракаат и застал Имама только когда тот был в земном поклоне, сказать «Аллаху Акбар» и присоединиться к земному поклону, или ему следует подождать пока имам поднимется?

33. Ответ:
Если человек застал Имама в каком-то положении, то ему лучше присоединиться к нему, в каком бы положении он его не застал. Если застал в земном поклоне – то пусть скажет «Аллаху Акбар» и присоединится к земному поклону, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитесь то, что застали, а то, что не застали — восполняйте» (Аль-Бухари, Муслим). Быть может, этот поклон послужит причиной прощения его грехов. Так пусть не лишает себя этого, путь сделает земной поклон и встанет вместе с Имамом. Однако весь этот ракаат не будет засчитываться совершенным, т.к. для того чтобы застать ракаат, необходимо застать поясной поклон.(35)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Что делать если застал Имама в поясном поклоне? Можно ли дать ему знак, чтобы он подождал?

34. Вопрос:
Имам сделал поясной поклон возле меня на расстоянии, которого хватит для того чтобы он меня услышал. Можно ли мне в таком случае сказать «Субхана-Ллах» для того, чтобы он меня подождал, или сказать «Поистине Аллах с терпеливыми» для того, чтобы он потерпел недолго? Или покашлять (дав тем самым ему знак)?

34. Ответ:
Если Имам сделал поясной поклон в то время как ты заходишь в Мечеть, то тебе следует идти, быть спокойным и вести себя достойно. То, на что ты успеешь – молись, а то, что упустишь – восполни. Не дозволено тебе говорить что-то или делать что-то для того, чтобы он тебя подождал.(36)

Шейх Ибн Баз

Когда я призвал другого человека к совершению молитвы – я не успел на вступительный Такбир(37)

35. Вопрос:
Человек по пути в Мечеть увидел рабочих, остановившись возле них, он призвал их к совершению молитвы и сделал им наставление. Таким образом, он пропустил вступительный Такбир по причине своей задержки возле тех рабочих. Достанется ли ему вознаграждение, равное вознаграждению тех, кто успел на вступительный Такбир?

35. Ответ:
Ему достанется вознаграждение, которое превышает вознаграждение тех, кто успел на вступительный Такбир. Потому что присутствие на вступительном Такбире – это вещь желательная, а наставление для тех рабочих и призыв их к добру – это вещь обязательная! По этой причине он получит награду большую, чем та, которую он упустил вместе с вступительным Такбиром.(38)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Восполняются ли дополнительные молитвы?

36. Вопрос:
Каково суждение относительно восполнения дополнительных молитв, а так же молитв Уитр и Духа, пропущенных из-за сна, лени, или забывчивости.

36. Ответ:
Желательно соблюдать совершение дополнительных молитв – сунн, связанных с обязательными, – а так же молитв Уитр и Духа, и если они были пропущены, то могут быть восполнены в любое время, кроме времен, нежелательных для совершения молитв.(39)

Шейх Ибн Джибрин

Я зашел в Мечеть в то время, когда муаззин давал Азан. Что мне лучше сделать?

37. Вопрос:
Если человек зашел в Мечеть в то время, когда муаззин призывал на молитву, что ему будет лучше сделать?

37. Ответ:
Ему лучше отвечать на призыв муаззина, после Азана воззвать соответствующим Ду’а, после этого совершить молитву приветствия (тахийатуль-масджид). Единственное, что сделали исключением некоторые ученые, это если человек зашел в Мечеть в пятницу, а муаззин дает второй Азан, то ему надлежит сразу молиться молитву приветствия во время Азана, для того чтобы успеть послушать Пятничную Проповедь (Хутбу). Причиной этого исключения они сделали то, что слушание Пятничной Проповеди является обязательным, а ответ муаззину не является обязательным, а соблюдение обязательного важней, чем соблюдение необязательного.(40)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Дозволено ли без необходимости выходить из Мечети после Азана?

38. Вопрос:
Какого суждение относительно выхода из Мечети после Азана?

38. Ответ:
(Однажды) Абу Хурайра увидел человека, который вышел из Мечети после Азана, и сказал: «Что касается этого человека, то он ослушался Абу Касыма(41), да благословит его Аллах и приветствует!» (Муслим) Ослушание в основе является запретным, Аллах сказал: «А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сонмы, 36) Поэтому сказали ученые: поистине, не дозволено людям выходить из Мечети после Азана, кроме как по необходимости, как, например, если ему нужно выйти для того, чтобы взять омовение и вернуться. Если есть опасение, что он по причине своего выхода из Мечети (по делам) пропустит коллективную молитву, то не дозволено ему выходить из нее, кроме как если ему нужно сходить в уборную для исправления большой или малой нужды, в таком случае ему нужно выйти, даже если он пропустит коллективную молитву, в соответствии со словами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Нет молитвы(42) (у голодного) в присутствии (рядом с ним) еды, и нет у того, кто хочет справить нужду» (Муслим).(43)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Разговор после Икъамата до начала молитвы

39. Вопрос:
Каково суждение относительно разговора после Икъамата до начала молитвы о вещах вне молитвы, как выравнивание рядов и пр., или же если этот разговор о мирских, житейских делах?

39. Ответ:
Если разговор после Икъамата и до начала молитвы был связан с молитвой, как, например, выравнивание рядов и т.п. – это дозволено. Если же он не был связан с молитвой, то лучше оставить это, потому что молитва очень важна и к ней следует готовиться.(44)

Шейх Ибн Баз

Что следует произносить тому, кто слышит Икъамат?

40. Вопрос:
Каково суждение о том, кто, слыша Икъамат, говорит: «О Аллах, установи ее и продли столько, сколько существуют небеса и земли!»?

40. Ответ:
Узаконено, чтобы слышащий Икъамат повторял то, что слышит. Если читающий Икъамат сказал: «Къад къамати-ссалят», то слышащий повторяет за ним это: «Къад къамати-ссалят». Потому, что Икъамат – это второй Азан, а от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) достоверно известно, что он сказал: «Если вы услышите муаззина, то говорите то же, что говорит и он» (Аль-Бухари, Муслим). Некоторые ученые сказали, что услышавшему Икъамат следует сказать: «Да установит ее Аллах и да продлит!», основываясь на переданном от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он говорил эти слова, когда слышал призывающего на молитву. Однако это Хадис слабый. Поэтому правильное мнение состоит в том, чтобы повторять сказанное муаззином.(45)

Постоянный Комитет больших ученых

Принимается ли молитва в Мечети, в которой есть могила?

41. Вопрос:
В конце Мечети есть могила, отделенная стеной. Можно ли молиться в этой Мечети? И принимается ли молитва, совершенная в ней?

41. Ответ:
Нельзя совершать молитву в Мечети, в которой есть могила, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) порицал то, чтобы брали могилы Мечетями,(46) смысл этого в том, что бы не молились рядом с ними. Нет разницы построена Мечеть в могиле или наоборот. Это если могила была смежной с Мечетью, или же Мечеть была построена из-за нее. Если же могила находится отдельно от Мечети, через дорогу или коридор, то нет проблем.(47)

Постоянный Комитет больших ученых

Что делать, если Имам во время молитвы вспомнил, что он без омовения? И засчитывается ли молитва тех, кто позади него, если он вспомнил только после молитвы?

42. Вопрос:
Если человек проводил коллективную молитву и во время нее вспомнил, что он без омовения, не потерял во время нее, нарушается ли только его молитва, или же нарушается молитва всех, кто позади него?

42. Ответ:
Ему необходимо уйти с молитвы, не дозволено ему продолжать ее и поклоняться Аллаху не так, как Он узаконил, приближаться к Аллаху Всевышнему при помощи того, что гневит Аллаха. Ведь поистине Аллах не доволен тем, чтобы его раб молился без омовения. Ему следует уйти с молитвы и сказать одному из коллектива: «Такой-то, встань Имамом в молитве». Если же он ушел, не назначив никого, то коллектив может сделать две вещи: либо продолжить молитву каждый отдельно, либо выдвинуть одного из них, чтобы он продолжил молитву.
Что касается коллектива позади Имама, потерявшего омовение, то их молитва действительна, не зависимо от того вспомнил ли Имам то, что он без омовения во время молитвы, или же потерял его во время нее. Тот, кто стоит за Имамом оправдан вообще в любом случае, потому что он не знает с омовением Имам или без, если бы знал, что тот без омовения, не молился бы позади него.(48)

Шейх Ибн ‘Усеймин

После того, как омовение было сделано, сомнение в его потере не обязывают повторить его

43. Вопрос:
Если я взял омовение для того, чтобы помолиться вечернюю молитву, например, и помолился. После этого пришло время ночной молитвы, и я хочу помолиться ее с тем же омовением, которое взял для вечернего. Однако я не знаю, потерял ли омовение или нет, что мне нужно делать?

43. Ответ:
Хвала одному Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, семье Его Посланника и сподвижникам. А затем:
Ели ты сомневаешься в том, потерял ли ты омовение после того, как ты был с омовением, то отбрось сомнения и считай, что ты с омовением, ведь поистине сомнение не нарушает убежденность.(48)

Постоянный Комитет больших ученых

44. Вопрос:
Если человек сделал омовение и пошел молиться, однако во время молитвы или после нее засомневался в том, потерял ли он омовение. Что ему следует делать?

44. Ответ:
Если он убежден в том, что сделал омовение полностью, после этого к нему пришли сомнения – потерял ли он омовение или нет? – то пусть не обращает на них внимания, т.к. он убежден, что сделал омовение, а убежденность не нарушается сомнением согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть не уходит никто из вас, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Аль-Бухари). Таким образом, убежденность не нарушается сомнением, как в вопросах омовения, так и в других делах.(49)

Шейх аль-Фаузан

Можно ли делать Ду’а без омовения?

45. Вопрос:
Иногда ночами я пробуждаюсь ото сна во втором часу ночи, и делаю Ду’а Аллаху о том, что у меня на душе, будучи без омовения, не молясь дополнительных молитв. Дозволено ли это, или необходимо взять омовение и сделать дополнительную молитву?

45. Ответ:
Нет проблем в том, чтобы делать Ду’а будучи без малого омовения, и даже без большого омовения, потому что нет условия быть с омовением для того, чтобы делать Ду’а. Это из милостей Аллаха, Свят он, потому что раб нуждается в Ду’а в любое время и в любом положении. Однако сделать Ду’а будучи с омовением и помолившись молитву – это будет ближе к тому, чтобы на него было отвечено, особенно в земном поклоне, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Ближе всего раб к своему Господу в то время, когда он в земном поклоне. Так взывайте же чаще!» (Муслим)(50)

Шейх Ибн Баз

Можно ли давать Азан без омовения?

46. Вопрос:
Можно ли давать Азан без малого омовения? И каково суждение об Азане, данном без большого омовения?

46. Ответ:
Зачитывается Азан, данный будучи без малого и большого омовения, но лучше быть и с большим и с малым омовением.(51)

Постоянный Комитет больших ученых

Что делать если во время молитвы потекла кровь из носа?

47. Вопрос:
Каково суждение в том случае, если человек молился, и у него стала течь кровь носом?

47. Ответ:
Если крови мало, то следует вытереть ее платком или чем-то другим. Если же крови много, то следует прервать молитву и почиститься. Так же ему следует повторить омовение, чтобы выйти из разногласия ученых(52), после чего начать молитву заново, как будто потерял омовение таким способом, в котором нет разногласий, как газы и моча – такой прерывает молитву, совершает омовение и повторяет молитву.(53)

Постоянный Комитет больших ученых

Молитва в прозрачной одежде

48. Вопрос:
Многие люди молятся в тонких одеждах, через которые просвечивается кожа тела, одевая под ними короткие шорты, не закрывающие бедер. В итоге его бедра остаются видными через его одежду. Каково суждение относительно молитвы этих людей?

48. Ответ:
Молитва этих людей – молитва тех, кто молится вообще без одежды, не считая коротких шортов. Потому что прозрачная одежда, через которую просвечивается кожа тела, не закрывает тело, и ее присутствие равнозначно ее отсутствию. Основываясь на этом – их молитва является недействительной, согласно наиболее правильному мнению ученых, и это распространено в мазхабе Имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах. Это потому, что молящемуся мужчине обязательно закрыть то, что между пупком и коленями – это наименьшее что он может делать в подчинение словам Аллаха: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой Мечети» (Преграды, 31) Такому надлежит либо одеть штаны, закрывающие его тело между пупком и коленями, либо одеть сверху шорт достаточно плотную одежду, через которую не будет видно кожу. Что же касается действия, упомянутого в вопросе – это ошибочное и опасное явление.(54)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Желательно ли после совершения обязательной молитвы поменять место, для совершения дополнительной?

49. Вопрос:
Уважаемый Шейх, да воздаст вам Аллах благом, каково суждение о смене места после совершения обязательной молитвы для того, чтобы совершить сунну?

49. Ответ:
Ученые (да смилуется над ними Аллах) упомянули, что является желательным отделять дополнительную молитву от обязательной, либо разговором, либо перемещением на другое место. Это основано на Хадисе от Муавии: «Велел нам Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) чтобы мы не соединяли молитвы, пока не отойдем или не поговорим» (Муслим). Поэтому лучше делать разделение между обязательной молитвой и желательной.(55)

Шейх Ибн ‘Усеймин

Как следует повторять движения за Имамом: во время слов «Аллаху Акбар», или после их произнесения?

50. Вопрос:
Если мы стоим за Имамом, когда именно нам следует начинать движение опускаясь в поясной поклон: когда слышим, что имам начал говорить «Аллаху Акбар», или чуть позже, или же после того, как он закончит говорить эти слова?

50. Ответ:
Хвала Аллаху. Тому, кто стоит за Имамом нужно следовать за ним, не опережая его, не совершая движения одновременно с ним и не опаздывая от него. Однако он должен делать все сразу после Имама. На это указывает то, что передали Аль-Бухари (378) и Муслим (417) – Хадис от Анаса Ибн Малика и Абу Хурайры (да будет доволен Аллах ими обоими), о том что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали за ним, и если он возвеличит Аллаха словами «Аллаху Акбар», то вы тоже скажите «Аллаху Акбар», если он совершит поясной поклон, то и вы совершите поясной поклон, но не совершайте поясной поклон до тех пор, пока он не совершит. Если он совершит земной поклон – совершите земной поклон и вы, но не совершайте его до того, как он его совершит». Последнее предложение приводится у Абу Дауда (603). Его слова: «он совершит поясной поклон, то и вы совершите поясной поклон, но не совершайте земной поклон до тех пор, пока он не совершит» и такие же про земной поклон являются доводом на то, что стоящий за Имамом не начинает движение до того, как Имам завершит движение – не опускается в поясной поклон, пока Имам не сделает это, не опускается в земной поклон, пока Имам не сделает это. Об этом так же есть и прямой Хадис от Бара Ибн Азиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил «сами’а-Ллаху ли ман хамидах» (встав выровнявшись), ни один из нас не сгибал своей спины, пока Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оказывался в земном поклоне, мы опускались в земной поклон (только) после него» (Аль-Бухари, Муслим)
Имам Ан-Науауи сказал: «В этом Хадисе указывается на этикет молитвы, а именно на то, что стоящий за Имамом не сгибает свою спину до тех пор, пока Имам не прикоснется лбом к полу»(56)
Поэтому стоящему за Имамом следует повторять за ним сразу после того, как тот сделает движение. Тот, кому видно Имама учитывает действие Имама, а не его слова «Аллаху Акбар», а тот, кому не видно Имама, тот начинает движение после того, как Имам закончит произносить слова «Аллаху Акбар».(57)

Шейх Аль-Мунаджид

Это все, а Аллах – Дарующий успех, Разъясняющий.
На Него мы уповаем, у Него просим помощи, нет ни силы, ни мощи, ни у кого, кроме Него. Да благословит Аллах своего Пророка Мухаммада.

___________________________________
(1) Сборник «Фатауа Исламия»: – Т. 1. – Стр. 317.
(2) Сборник фетв Шейха Ибн Усеймина: – Т. 13. – Стр. 216 – №595.
(3) Сборник «Суаль уа джауаб»: – № 8378.
(4) Сборник фетв Шейха Ибн База: – Т. 4. – Стр. 263.
(5) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 7. – Стр. 31.
(6) «Сильсиля ас-сахиха»: – №497.
(7) Сборник «Фатауа Исламия»: – Т. 1. – Стр. 254.
(8) Сборник «Фатауа Исламия», т. 1; с. 102
(9) Журнал «Ат-Таухид»: – 1430. – №3. – Стр. 34.
(10) М. М. Аш-Шанкити «Шарх зад аль-мустакна»: – Гл. 17. – Стр. 61.
(11) Сборник фетв Шейха Ибн База: – Т. 11. – Стр. 392.
(12) Журнал «Ат-Таухид»: – 1431. – № 6. – Стр. 61.
(13) Избранное из фетв Шейха Фаузана: – Т. 3. – Стр. 45.
(14) То есть он не поставил их рядом друг с другом позади себя, несмотря на то, что это были мать и сын.
(15) См. «Ахкам аль-Имама»: – Стр. 319-320.
(16) Сборник «Суаль уа джауаб»: – № 13757.
(17) Сборник «Нур аля-д-дарб»: – Т. 1. – Стр. 124.
(18) Избранное из фетв Шейха Фаузана: – Т. 3. – Стр. 45.
(19) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 54. – Стр. 100.
(20) См. «Зад аль-маад»: – Т. 1. – Стр. 305.
(16) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 69. – Стр. 218.
(17) Избранное из фетв Шейха Фаузана: – Т. 4. – Стр. 53.
(18) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 68. – Стр. 188.
(19) «Костей» т.е. частей тела. См. Й. Ан-Науауи «Шарх сахих Муслим»: – Гл. 4. – Стр. 208.
(20) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 25. – Стр. 22.
(21) Передал Имам Ат-Тирмизи – № 5806. – и др., Шейх Аль-Альбани сказал, что его степень хорошая. См. Сборник «Сахих аль-джами»: – №3493.
(22) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 24. – Стр. 19.
(23) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 7. – Стр. 244.
(24) Хадис об этом передал Имам Муслим от И. Аббаса. См. «Аль-Джами ас-сахих»: – №1196.
(25) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 44. – Стр. 85.
(26) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 6. – Стр. 291.
(27) Сборник фетв Шейха Ибн База: – Т. 4. – Стр. 162.
(28) Избранное из фетв Шейха Фаузана: – Т. 3. – Стр. 98.
(29) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 6. – Стр. 316.
(30) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 2. – Стр. 12.
(31) Сборник «Суаль уа джауаб»: – № 211.
(32) Наука, изучающая правильное чтение Корана.
(33) Журнал «Ат-Таухид»: – 1426. – № 9. – Стр. 34.
(34) Сборник фетв Шейха Ибн Усеймина: – Т. 10. – Стр. 108.
(35) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Т. 1. – Стр. 543.
(36) Сборник фетв Шейха Ибн База: – Т. 4. – Стр. 426.
(37) Произнесение слов «Аллаху Акбар», с которых начинается молитва.
(38) Сборник «Нур аля-д-дарб»: – Т. 1. – Стр. 197.
(39) Сборник фетв Шейха Ибн База: – Стр. 426.
(40) Сборник фетв Шейха Ибн Усеймина: – Стр. 192.
(41) Одно из имен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
(42) Имеется ввиду, что эта молитва не будет совершенной, а не то, что она будет недействительной. См. «Ихкаму аль-ахкам»: – Т. 1. – Стр. 105.
(43) Сборник фетв Шейха Ибн Усеймина: – Стр. 200.
(44) Сборник «Фатауа Исламия»: – Т. 1. – Стр. 339.
(45) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Стр. 93-94.
(46) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не берите могилы местами для поклонения, поистине, я запретил вам это!» Хадис достоверный (Передал Муслим в своем «Сахихе»)
(47) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 1. – Стр. 140.
(48) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Т. 1. – Стр. 543.
(48) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 5. – Стр. 280.
(49) Избранное из фетв Шейха Фаузана: – Т. 3. – Стр. 79.
(50) Сборник «Фатауа Исламия»: – Т. 4. – Стр. 215.
(51) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 6. – Стр. 67.
(52) Т.е. среди ученых разногласие ломает ли истекание кровью омовение, и чтобы избежать разногласий лучше взять омовение.
(53) Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 8. – Стр. 36.
(54) Сборник фетв Шейха Ибн Усеймина: – Гл. 8. – Стр. 264.
(55) Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 70. – Стр. 224.
(56) Й. Ан-Науауи «Шарх сахих Муслим»: – Гл. 4. – Стр. 191.
(57) Сборник «Суаль уа джауаб»: – № 38634.

 

Реклама
9 комментариев leave one →
  1. Ибн Фулян permalink
    Апрель 10, 2012 14:16

    Салам алейкум ахи

    Почему ты не дописал полностью слова имама Сабуни?

    Вот твой перевод: Спас Аллах Ахлю-Сунну, от изменения, и от того, чтоб задаться вопросом «как?», и даровал им познание и понимание, так, что они проложили путь Единобожия “тавхида” и очищения “танзиха”, и оставили разговоры о глубоком объяснении и о уподоблении, последовав Слову Аллаха: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». Сура Шура 11 аят. И таким же образом, говорят они обо всех Качествах, о которых упомянул Коран и достоверная Сунна… без уподобления чего-либо из этих Качеств, качествам созданий. Нет, они останавливаются в них на том, что сказал Аллах и Его посланник, без добавления к ним чего-либо, и постижения формы этого, задаваясь вопросом «как?», без уподобления и без изменения и подмены, и без удаления от “лафза” [произношения], той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё ложную метафору — “маджаз”. Они “Асхабуль-Хадис”, проходят его на внешнем (смысле)». Страница 106-108.

    Вот пропущенное: «уповая знание этого Аллаху Всевышнему. Они утверждают, что толкование (таъвиль) этого не знает никто кроме Аллаха, как поведал нам Аллах об ученых обладающих основательными знаниями»

    Вот оригинал: وقد أعاذ الله تعالى أهل السنة من التحريف والتكييف، ومن عليهم بالتعريف والتفهيم، حتى سلكوا سبل التوحيد والتنزيه، وتركوا القول بالتعطيل والتشبيه، واتبعوا قول الله عز وجل: ا ليس كمثله شيء وهو السميع البصير).

    وكذلك يقولون في جميع الصفات التي نزل بذكرها القرآن، ووردت بها الأخبار الصحاح من السمع والبصر والعين والوجه والعلم والقوة والقدرة، والعزة والعظمة والإرادة، والمشيئة والقول والكلام، والرضا والسخط والحياة، واليقظة والفرح والضحك وغرها من غير تشبيه لشيء من ذلك بصفات المربوبين المخلوقين، بل ينتهون فيها إلى ما قاله الله تعالى، وقاله رسوله صلى الله عليه وآله وسلم من غير زيادة عليه ولا إضافة إليه، ولا تكييف له ولا تشبيه، ولا تحريف ولا تبديل ولا تغيير، ولا إزالة للفظ الخبر عما تعرفه العرب، وتضعه عليه بتأويل منكر، ويجرونه على الظاهر، ويكلون علمه إلى الله تعالى، ويقرون بأن تأويله لا يعلمه إلا الله، كما أخبر الله عن الراسخين في العلم أنهم يقولونه في قوله تعالى: (والراسخون في العلم يقولون: آمنا به، كل من عند ربنا. وما يذكر إلا أولو الألباب).

    Как тебя понять? Что это, если не тадлис? Объясни пожалуйста, а то я потерял к тебе доверие ((

    • Апрель 14, 2012 00:52

      Ваалейкум салам ва рахматуЛЛах. Я не переводил книгу ас-Сабуни полностью, а эту цитату переводил для того, кто утверждал, что Салафы делали тафвид смысла Сифатов, и ничего не понимали из ляфза, и зохир для них был не ясен, поэтому перевел то, что обсуждалось. Далее же перевод цитаты просто использовался для статьи. В словах же ас-Сабуни рахимахуЛЛах, в этом отрывке слов, ясное указание, что Салафы понимали тексты о Сифатах —«без удаления от “лафза” [произношения], той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё ложную метафору – “маджаз”. Они “Асхабуль-Хадис”, проходят его на внешнем (смысле)”». Продолжение его слов нисколько не противоречит ранее изложенному, а слова: “оставляя знание этого Аллаху Всевышнему. Они утверждают, что толкование (таъвиль) этого не знает никто кроме Аллаха».
      Эти слова надо понимать в полном контексте, а это значит, что они понимали внешний смысл текстов, оставляя истинное значение Сифатов на Знание Аллаха, отказываясь углубляться в толкование этого. Другими словами- Тафвид аль-кейфийя.

      Очень важно понять ас-Сабуни в этих двух аспектах, которые он выразил. Поняв его, будет ясна и позиция всех приверженцев Асхаб аль-Хадис по сей день.
      Брат, почитай внимательно фатву и комменты по этой ссылке.

      Слепо доверять можно только Аллаху, а затем Его посланнику, салляЛлаху алейхи ва саллям.

  2. Ибн Фулян permalink
    Апрель 14, 2012 15:24

    Ясно ахы.

    ///для того, кто утверждал, что Салафы делали тафвид смысла Сифатов, и ничего не понимали из ляфза, и зохир для них был не ясен, поэтому перевел то, что обсуждалось///

    Твоё понимание тафвидза ашаритов не сходится с пониманием самих ашаритов

    imam писал: «То есть, тексты, пришедшие в Коране и Сунне, абсолютно не несут никакой “смысловой нагрузки”, они в равной степени по содержанию смысла для нас, как незнакомый иностранный язык, слышим звуки, но не понимаем о чем речь.»

    Соответствует ли его объяснение действительности?

    ваъалайкумуссалам
    Это ложь и невежество автора.
    Тафвидз который основа убеждения салафов и ъакъида ашъаритов, это оставление знания истинного смысла всех сифатов Аллаху, а не отрицание смысла, потому как мы никогда не сможем понять и охватить знанием сущность Всевышнего
    валлохъу аълам

    http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=1106&st=300

    Какова разница понимании сыфатов между саляфитами и ашаритами, которые делают тафвидз?

    Сказал муджаддид (обновитель религии) 8 века хиджры, Хафиз аль-Ираки (725-808 г.х.) о слове «вадж (лик)»:

    قال الحافظ العراقي في معرض الكلام عن «الوجه» : «تكرر ذكر وجه الله تعالى في الكتاب والسنة وللناس في ذلك — كغيره من الصفات — مذهبان مشهوران : (أحدهما) : إمرارها كما جاءت من غير كيف فنؤمن بها ونكل علمها إلى عالمها مع الجزم بأن الله ليس كمثله شيء وأن صفاته لا تشبه صفات المخلوقين (وثانيهما) : تأويلها على ما يليق بذاته الكريمة فالمراد بالوجه الموجود »( طرح التثريب، للعراقي، ج3 ص). ويقصد بالناس «أهل الحق».

    «В Куране и Сунне многократно повторяется упоминание Лика Аллаха. И у людей истины на счет этого, как и на счет других атрибутов есть два известных пути:

    Первый: Оставление этого, как оно пришло к нам, не спрашивая (как). Мы веруем в это и оставляем знание об этом Всезнающему (Аллаху) и вместе с этим убеждены, что Аллах не подобен ничему и что Его сифаты, не подобны сифатам творений.

    Второй: Толкование этого сифата подходящим смыслом к Его великой Сущности, то есть под «Ликом» имеется в виду Его Существование».

    [«Тараха Тасриб лиль-Ираки», 2/107]

    Из слов имама «Оставление этого, как оно пришло к нам, не спрашивая (как). Мы веруем в это и оставляем знание об этом Всезнающему (Аллаху) и вместе с этим убеждены, что Аллах не подобен ничему и что Его сифаты, не подобны сифатам творений.» ведь понимается, что он принимал частичный смысл, но отрицал прямой полный смысл, подобно же объяснял Арсен Абу Яхья, что основа смысла известна, но полный смысл неизвестно.

    Внеси пожалуйста ясность.

    • Апрель 14, 2012 22:16

      С разными ашаритами я говорил про их понимание тафвида, но дам слово аль-Баджури из его Шарха к «джовхарат ат-тавхид»:
      والمراد من التشبيه — في هذا الموطن — المشابهة للحوادث، ومحل الشبهة أن ظاهر بعض النصوص يوهم أن لله تعالى مكاناً، أو جارحة، وهو مخالف لصريح قوله تعالى: {لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ}
      وقوله: {وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُواً أَحَدٌ}. والمراد من التأويل — هنا — حمل اللفظ على خلاف ظاهره مع بيان المعنى المراد فيحكم المكلف بأن اللفظ مصروف عن ظاهره قطعاً، ثم يؤول اللفظ تأويلاً تفصيلياً بأن يبين فيه المعنى الذي يظن أنه المقصود من اللفظ. والمراد من التفويض صرف اللفظ عن ظاهره، مع عدم التعرض لبيان المعنى المراد منه، بل يترك ويفوض علمه إلى الله تعالى، بأن يقول: الله أعلم بمراده.

      «…под тафвидом понимается, устранение произношения от его внешнего (смысла-указания) с отказом от пояснения смысла подразумевающегося в нем. Напротив это не делается и оставляется на Знание Аллаха…».

      Как видим его слова координально противоположны тому, что передает ас-Сабуни от Салафов: “без удаления от “лафза” [произношения], той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё ложную метафору – “маджаз”. Они “Асхабуль-Хадис”, проходят его на внешнем (смысле)””.

      Об этом я и спорил со многими ашаритами.
      Ответивший тебе на фатава форуме, недоговаривает. Спроси точнее: Он отрицает понимание смысла во внешних указаниях текстов о Сифатах?
      Понятно что он не отрицает смысл Сифатов Аллаха как таковых, но понимает ли он с текстов Корана и Сунны внешнее указание? Т.е.
      спроси что он понимает из (خلقت بيدي):
      قال يا إبليس ما منعك أن تسجد لما خلقت بيدي

      Я склонен понимать слова аль-Иракъи, так же как и ты, но боюсь что найдутся те, кто будет утверждать, что аль-Иракъи имел ввиду, полный отказ от понимания внешних смыслов…
      Салафы же вопринимали информацию с текстов о Сифатах отрицая подобие и не задаваясь вопросом «как?».
      «аз-Зохир», воспринимается но не познается в истином значении присущем Аллаху.

      Как говорил Имам аз-Захаби во вступлении к своему сборнику «аль-Арбаин фи сифат ар-Роббиль Аламин»:
      «…Хвала Аллаху Высочайшему Величайшему, Которому нет подобных и Он Сышаший Видящий. Который отличен Своими Сифатами от сифатов творений, даже если они совпадают в названиях«.

      Имам аз-Захаби говорил:
      «Я скажу: Сегодня внешнее указание [аз-Зохир] делится на две части, одно из них истина, а другое несостоятельная ложь.
      Истина, если сказать, что Он Слышащий, Видящий, Желающий, Говорящий, Живой, Знающий, все исчезает кроме Его Лика, создал Адама Руками Своими, беседовал с Мусой, избрал Ибрагима любимцем и другое, подобное этому. Мы пройдем это так, как оно пришло, понимая из этого указание сообщения, как подобает Ему Всевышнему, и не скажем метафорой противоречащей этому.
      Другое внешнее указание, есть ложь и заблуждение. Убежденность, сравнивая скрытое с явным, уподобляя Творца творениям, да возвысится Аллах от этого. Напротив, следует знать, что Качества и Атрибуты Его подобны Сущности Его. Нет равного Ему, и нет противоположности Ему, нет подобного, и нет похожего на Него. Нет ничего подобного Ему, ни в Сущности Его, ни в Его Качествах и Атрибутах. В этом вопросе равны и ученые и простые люди. А Аллаху об этом ведомо лучше”.
      Читайте “Сияр” 19\448-449.

  3. Ибн Фулян permalink
    Апрель 14, 2012 23:38

    Баракаллагьу фика за пояснения, подождём ответа

    В блоге Лейса Джамиля встретил следующие слова

    Имам аль-Баздави говорит: “Также и с подтверждением (исбат) сифатов аль-Йад (Рука) и аль-Ваджх (Лик) – они истинны (хакъ) в нашей Школе, (сифаты) известены (ма’люмун) в своей основе (асль) и неясны (муташабихун) в описании (васф). Не разрешается аннулировать “асль” из-за чего (человек) не сможет понять смысл (текстов). Мутазилиты споткнулись только в этом вопросе, они отрицали “асль” из-за своего невежества об Аттрибутах и стали опустошителями (му’аттыля)”

    Точно так же пояснял Арсен Абу Яхья, ашариты разные видимо )

  4. Ибн Фулян permalink
    Апрель 18, 2012 21:06

    Салам алейкум ахи

    В своём ЖЖ ты приводил http://imamm.livejournal.com/21004.html#comments

    А так же хочется спросить Ашаритов, отрицающих «джиха» и подтвердивших «руья»(настоящее видение Аллаха верующими в ٍсудный день и в Раю),//// как по вашему возможно видеть глазами Аллаха, если только не над собой?////

    Поэтому я спрашиваю Ашаритов: подтвердив видение Аллаха, взор, направленный на Аллаха но необьемлящий Его, верующие, куда будут смотреть?

    Откуда шейх взял, что верующие будут видеть Аллагьа над собой?

    Имам Тахави писал: Видение Аллаха обитателями Рая — Истина, но их видение не охватывает всѐ и будет без «как». В Книге Господа нашего объявлено: «Лица в тот день сияющие, на их Господа взирающие» (Сура аль-Кияма, 22-23).
    Смысл этого таков, как Аллах знает и желает. Всѐ это пришло к нам от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверных сообщениях, таково, как он сказал, и означает то, что он подразумевал. Мы не вдаемся в детали относительно подобных аятов, пытаясь растолковать их согласно нашим мнениям или представлениям.

  5. Muhammad permalink
    Май 9, 2012 18:49

    Ас саляму аляйкум ахи. Я также согласен с тобой, что ибну Таймия не делал таджсим, но ты перевел чуть не до конца, там же ниже написано:

    » ….. также сказали великие имамы, как имам Ахмад… «, скорее всего надо контекст понимать так, что он да, согласен был с этим, но НЕ ОТНОСИЛ это к АЛЛАГЬУ, потому что мазхаб шейха понимается из его разных книги, а не с одной строчки.

    Я НЕ прав относительно того, что написал тебе?

    Жду брат ответа, вдруг есть другое разъяснение, просто не могу в данный момент читать эту книгу.

    Валлагьи, нет никакой издевки брат, я лишь хотел уточнить и не более. Джазакаллагьу хайр.

  6. lga permalink
    Июнь 15, 2012 13:12

    Ассаламу алейкум уа рахматуЛлах. Ахы, есть возможность выставить все материалы сайта или выслать по почте ( если с комментариями, то еще лучше)

  7. Март 6, 2014 17:11

    Интересный пост!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: