Skip to content

Можно ли считать опекуна, «незаконно препятсвующим» браку, если он отказал выдать девушку замуж, за мужчину, уже состоящего в браке и имеющего детей?

Декабрь 2, 2011

Вопрос 174496: Брат мусульманин, уже состоящий в браке и имеющий двух детей, выразил желание взять меня второй женой и хочет придти свататься. Однако я хотела предварительно обговорить это в моей семье и в первую очередь обсудила это с моей матерью, понимая, что она не является моим опекуном. В результате она выразила свое категоричное «нет»  этому браку, обосновав это тем, что этот парень женат и имеет детей.

Из-за этой реакции матери, я еще не обсуждала это с отцом, который является моим опекуном, но я очень хочу замуж за этого брата мусульманина, потому что я чувствую, что с ним я приобрету большую пользу для своей религии, своей ближней и будущей жизни, а Аллаху об этом ведомо лучше.

Могли бы вы мне ответить, какие есть у меня варианты, чтоб все таки свершился этот брак? Нужно ли мне поговорить с отцом? Если отец откажется выдать меня замуж за этого брата мусульманина, можем ли мы заключить брак, если моим опекуном сделать имама мечети? Очень вас прошу ответье пожалуйста как можно скорее! Да воздаст вам Аллах благом!

Ответ: Хвала Аллаху. Если этот мужчина удовлетворяет вас своим нравом и религиозностью и вы желаете выдти за него замуж, то укажите ему, чтоб он пришел сватать вас к вашему опекуну. Вы же упомяните в своей семье его отличительные черты и хорошие качества, пояснив что вы желали бы выдти за него замуж. Если ваш отец даст положительный ответ на этот счет, то хвала Аллаху. Если же он откажет, по приемлемым причинам, то вам запрещено продолжать какое либо действие, чтоб выдти замуж за этого брата мусульманина, ни при помощи имама мечети, ни каким то другим способом!

Это в соответствии с достоверными доказательствами того, что опекун является обязательным условием для заключения брака, и нельзя обойтись без него, или обойти его решение, если только он не является «несправедливо препятсвующим» браку.

«аль-Адзль»\ «несправедливое препятствие» — это запрет женщине на брак с равным («куфун») для неё, если она довольна им.

Из них: Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет брака, кроме как с опекуном». Приводит Абу Давуд (2085), ат-Тирмизи (1101), Ибн Маджа (1881).

А так же хадис: «Если какая-нибудь женщина выйдет замуж без разрешения ее опекуна, то ее брак будет не действительным, то ее брак будет не действительным, то ее брак будет не действительным». Приводит Абу Давуд, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, сказавший, что хадис хороший.

Если установлено «несправедливое препятствие» браку со стороны опекуна, то от отца, право опекунства переходит по мужской линии, тому кто после него: деду, родному дяде (родному брату отца), родному брату подопечной и т.д. Если нет никого из них, либо все они не хотят выдавать женщину замуж, то шариатский судья берет на себя эту функцию, если таковой существует. Если никого нет, то имам мечети или кто-то из исламских авторитетов, выдает ее замуж.

Опекун, отказывающий выдать замуж свою подопечную, за уже женатого и имееющего детей мужчину, считая, что он ей не подходит, либо боясь несправедливости в отношении нее, либо опасаясь проблем между ней и первой женой этого мужчины, как это часто происходит, и многое другое, понимая что этот брак может плохо закончиться, такой опекун, не является «несправедливо препятствующим» браку.

Опекун обязан быть предусмотрительным и решать в пользу свой подопечной и он в большинстве случаев, более способен к тому, чтоб преодолевая эмоции, решать на основании разума и принимать мудрые решения. Поэтому Шариат и дал ему такое право.

Приводит ан-Насаи (3221), от Бурейды сказавшего: «Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, посватались к Фатиме. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Она молодая». Следом к ней посватался Али, да будет доволен им Аллах, и он поженил их». Шейх аль-Албани указал на достоверность этого хадиса в «Сахих ан-Насаи».

Сказал ас-Сандий в своих комментариях в «Сунане ан-Насаи»: «Отсюда понимается, что он, да благословит его Аллах и приветствует, учел ее молодость по отношении к ним обоим (Абу Бакру и Умару), в отношении  же Али, этот фактор был не уместен и он выдал ее замуж. В этом есть указание на то, что следует учитываеть близость по возрасту и родству, так как это больше располагает к хорошим взаимоотношениям в браке». Конец цитаты.

Из этого так же понимается, что можно отказывать в женитьбе на своей дочери тому, кто религиозен и обладает хорошим нравом, если опекун считает, что он не подходит ей по возрасту, либо боясь в отношении нее несправедливости, или неприятностей со стороны другой жены, либо просто, желая чтоб ее посватал кто-то более подходящий.

Написано в книге «Асна аль-Матолиб» 3\108: «Сказал в «аль-Ихья»: «Так же как желательно жениться на девственицах, так же для опекуна, желательно выдать замуж свою подопечную дочь за того, кто является девственником, потому что души сотворены так, что они более сердечны и близки к первому интимному союзу». Конец цитаты.

Поэтому вам не следует противиться своим родителям в их решении отказать подобному претенденту. Они более опытны в семейной жизни, чем вы и более предусмотрительны в том, чтоб принести для вас благо. Их мнение основано на опыте и здравом смысле, а не на чувствах и эмоциях. Возможно Аллах в вашем послушании родителям, наделит вас благом.

А Аллаху об этом ведомо лучше.

Реклама
10 комментариев leave one →
  1. абу ахмад permalink
    Декабрь 2, 2011 23:46

    ассаламуалейкум ва рахматуллахи ва баракяту, ахи джазакяллаху хайран за статью, а как быть если у нас джахили, невыдают дочерей за то что национальность другая, хоть человек религиозный но готовы за такого же своей нации даже если он джахиль, или если из-за возвраста зарелигиозного, даже если она не против но при этом они с легкостью ее выдадут за джахиля или кяфира их нации и подходящего возвраста? и может ли человек опекун принимать решение если он называя себя муслимом не соблюдает религию и соблюдающего считает заблудшим фанатиком, или отец суфий никогда не выдаст за саляфита, и как ты знаеш ахи в дагестане не к кому обратится за решением этого вопроса, че делать сестрам? ждать пока отец выдаст ее за того кто его устроил??? ахи если есть возможность ответь на этот вопрос…. просто ахи у них критерии блага совсем другие те которые им насаждались все это время куффарской системой, и понятие религиозности тоже свое… и у инх нету в сердцах любви и ненависти ради Аллаха… а оценивают они человека только из-за принадлежности к определенному роду, по состоянию итд

    • Декабрь 3, 2011 13:48

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛЛах ва баракатуху брат. Ва ийяка.
      Проблема невежества и греховности была есть и к сожалению будет всегда и у нас в Дагестане и повсеместно, где то больше где то меньше, Аллаху Мустаан. Право опекуна мусульманина и даже грешника (если его греховность (фискъ) не абсолютно лишает его рассудка: как например, алкоголизм, наркомания, и т.п. когда он уже вообще не заботится о благе подопечных а его самого надо опекать), право опекуна мусульманина остается закрепленным за ним, пока Шариат не лешит его этого.
      Сказал Шейх Саийд Сабик в своей книге «Фикъх ас-Сунна» 2\185: «Не является праведность – «адаля», условием в попечительстве, т.к. грешность (нечестие), не лишает правоспособность на выдачу замуж, кроме случая, когда нечестие переходит границы полной безнравственности. В этом случае попечителю не доверяется то, что находится под его опекой, и он лишается своего права на попечительство».
      Пренебрегать этим правом запрещено, а брак заключенный без разрешения опекуна, будет недействительным.

      Проблема заблуждений, и различных фобий (страхов) вокруг религиозной молодежи, насущная но ее никак не преодолеть действуя игнорируя диалог с этим обществом и еще хуже действуя игнорируя право опекуна защищенное Шариатом, а так же традицией и гос. законами действующими на определенной территории.
      Проблема отношений отцов и детей, решается так же диалогом, объяснениями и убеждением. Можно подключить к этому общеизвестных религиозных авторитетов, сами дочери зачастую знают как лучше воздействовать на отцов.
      Выходить замуж за джахиля и кафира нельзя и нельзя выдавать мусульманку за джахиля и кафира, и мусульманка имеет полное право отказаться выходить замужь и никто не имеет право ее заставить.

      В общем, полагаясь на Аллаха, надо всеми возможными дозволенными способами постараться убедить опекуна выдать замуж девушку.
      А уводить ее из дома джахилей и заблудших, без согласия опекуна-мусульманина, это как доказывает многолетняя практика, плохой опыт и не редко заканчивается конфликтом, обрывом родственных связей, а иногда и кровью.

      Будь этот опекун суфием, он мусульманин пока не доказанно обратное, следовательно он законный опекун. Вот представь, будь у салафита дочка, которая влюбится в суфия, и этот суфий, посчитав, что ее пахан салафит, не выдаст ее за него, возьмет и уведет ее подальше поставив никах с каким нибудь имамом мечети, обосновав, что ее отец заблудший салафит. Разве отец не будет требовать дочь обратно? Разве он не объявит этот брак незаконным? А вернув ее домой, после ночи другой с этим парнем, разве ее будущее замужество не будет под вопросом? И много других примеров.

      Подробнее читай здесь:
      1-Можно ли выйти замуж не спросив грешного и заблудшего отца?
      2-Замуж без разрешения отца

  2. абу ахмад permalink
    Декабрь 4, 2011 13:22

    джазакяллаху хайран ахи

  3. саид permalink
    Декабрь 17, 2011 22:32

    в дагестане есть брат абу умар саситлинский. он специалист как раз в этой теме. думаю сестре лучше с этим вопросом обратиться к нему. махачкала нурадилова 90. в дагестане родители зачастую не соглашаются на то чтобы дочь вышла второй женой за праведного мусульманина, зато с радостью отдают ее за пьющего джахиля или кафира. и далеко не потому что боятся несправедливого к ней отношения или зла первой жены. а просто потому что не могут люди столько лет живущие под властью кафира принять многие ахкамы шариата. и это тоже надо учитывать в данном вопросе.

  4. Декабрь 17, 2011 23:02

    Номер вопроса (174496) этой фатвы, кликабелен, т.е. на него можно нажать и попасть на сайт автора этой фатвы, Шейха Мунаджида.
    Каждую ситуацию необходимо рассматривать по отдельности, и решать вопрос находясь в прямом контакте с девушкой и ее опекунами (отцом и т.д.).

    Только довольство Аллаха, наша цель…

    • саид permalink
      Декабрь 18, 2011 15:29

      я как раз таки это и имел в виду что каждую ситуацию нужно рассматривать в частном порядке, а не так как оно тут представлено.

      • Декабрь 18, 2011 16:46

        Конечно, каждый частный вопрос, должен расматриваться в частном порядке,- это должно быть ясно всем. Фатва отличается от случая к случаю и зависит от обстоятельств каждого рассмотренного прецедента.
        Извини брат, а как оно тут представлено? По моему тут указывается на основу, от которой и следует отталкиваться в любой ситуации, и это то, что «вали» это отец, пока он не совершил вероотступничество. Нельзя отвечать на вопрос абстрагируясь от этой основы и давать повод не спрашивая отца или игнорируя его шариатское право, «выходить замуж». Только къадий может решить вопрос «лишения опеки» отца из-за его «несправедливого препятствия» или «порочного мировозрения». Я знаю не один случай, когда девушки выскакивали замуж без разрешения своих родителей суфиев, или джахилей, а потом это заканчивалось кровью, или они после развода оставались одни, т.к. родственники оборвали с ними связь… А «братья мусульмане» поженяться, поженяться и разводят…

  5. саид permalink
    Декабрь 18, 2011 18:53

    а я не знаю ни одного случая когда бы родственники в итоге не примирились.

  6. саид permalink
    Декабрь 18, 2011 18:55

    я к тому что в таких случаях лучше даже воздержаться от ответа и направить задающего вопрос к местным знающим, которые разберутся во всех тонкостях проблемы и тогда фатва будет чистой.

    • Декабрь 18, 2011 19:04

      Именно так и должно быть. Никто не имеет права выдавать себя замуж и лишать права опекунства отца, без частного разбирательства в каждом конкретном случае. Решает это авторитетный Алим (образованный в шариатских вопросах человек) в этой местности.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: