Skip to content

Достоверен ли хадис: «Я видел своего Господа в образе безбородого мужчины, с вьющимися волосами в зеленом саду»?

Апрель 13, 2011

بسم الله الرحمن الرحيم

Вопрос: Некоторые приверженцы нововведений, обвиняют Шейха Ибн Теймийю, да смилуется над ним Аллах, в том что он «муджассим» и доводом на это приводят его подтверждение достоверности хадиса: «Я видел своего Господа в образе безбородого мужчины, с вьющимися волосами в зеленом саду». Действительно ли Шейх Ибн Теймийя указывал на достоверность этого хадиса и достоверен ли он на самом деле?

Ответ: Одна группа ученых указывала на слабость этого хадиса, другая группа на его достоверность. Хадис же передается в разных передачах.

Из тех, кто указывал на его слабость были: Имам Ахмад [1] (См. «Мунтахаб мин иляль аль-Халляль» Ибн Къудама, стр. 284), ан-Насаи (См. «аль-Иляль аль-мутанахия» Ибн аль-Джаувзий 1\30), Ибн Маин (См. «Тарих аль-Багъдад» Хатыб аль-Багъдади 13\311), Ибн Хиббан (См. «ас-Сикъат» 5\245), Ибн аль-Джаувзий (См. «аль-Иляль аль-мутанахия» 1\36), аз-Захаби (См. «Сияр» 10\113), ас-Субки (См. «ат-Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра» 2\312), Ибн Хаджар аль-Аскъалани (См. «Тахзиб ат-Тахзиб» 10\86), аш-Шаукани «См. «Аль-Фауваид аль-Маджмуа» стр. 447).

Из тех, кто указывал на достоверность этого хадиса в передаче: «Я видел своего Господа в образе безбородого мужчины, с вьющимися волосами в зеленом саду», были: Абу Зуръа (См. Книгу  «ар-Руъя» Имама ад-Даракъутни, стр. 358: «Ибталь ат-Таъвилят» Абу Яъля 1\140), Абу аль-Хасан ибн Башар (См. «Ибталь ат-Таъвилят» Абу Яъля 1\142, 222) , Абу Яъля (См. «Ибталь ат-Таъвилят» 1\141), Шейх Ибн Теймийя (См. «Байян тальбис аль-джахмийя», 7\290, 356).

Все, кто подтвердили достоверность этого хадиса, указали, что это является видением во сне, а не наяву. В виду этого, нет никаких проблем и никакого повода для критики!

قال شيخ الإسلام ابن تيمية (بيان تلبيس الجهمية 7/229): وكلها \يعني روايات الحديث\ فيها ما يبين أن ذلك كان في المنام وأنه كان بالمدينة إلا حديث عكرمة عن ابن عباس وقد جعل أحمد أصلهما \أي حديث ابن عباس وأم الطفيل\ واحدا وكذلك قال العلماء

Сказал Шейх Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах: «Во всех них \т.е. передачах хадиса\ есть указание на то, что это происходило во сне и то что он, да благословит его Аллах и приветствует, был в Медине, за исключением передачи Икримы от Ибн Аббаса. Однако Имам Ахмад указал, что основа их одна, и это же сказали Ученые». См. «Байян тальбис аль-джахмийя», 7\229.

Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, не единственный, кто не видел в указании этого хадиса проблемы, если его понимать как видение во сне. Среди ученых говоривших подобные слова были следующие:

Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах: «Это видение, если считать \передачу\ достоверной, является видением во сне». См. «Мизан аль-иътидаль» 1\594.

Имам ас-Суюти, да смилуется над ним Аллах: «Этот хадис, если понимать как видение во сне, то тут нет никаких проблем». См. «аль-Ляали аль-Маснуа» 1\34.

Имам аь-Аджлуни, да смилуется над ним Аллах: «Хадис, если понимать как видение во сне, то тут нет никаких проблем». См. «Кашф аль-хафа» 1\437.

قال النووي في شرحه على صحيح مسلم (15/24) :» قال القاضي واتفق العلماء على جواز رؤية الله تعالى في المنام وصحتها وإن رآه الإنسان على صفةٍ لا تليق بحاله من صفات الأجسام لأن ذلك المرئي غير ذات الله تعالى «

Сказал Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах: «Сказал аль-Кадий: «Ученые, единогласны в возможности видеть Аллаха Всевышнего во сне и правдивости этого. Это не смотря на то, что человек может увидеть Его в неподобающем для Него образе (качестве), из качеств тел, потому что увиденное, не является \на самом деле\ Сущностью Аллаха Всевышнего». См. «Шарх аля сахих аль-муслим» 15\24 [2].

قال شيخ الإسلام ابن تيمية في بيان تلبيس الجهمية 1/325-328: وقول من يقول ما خطر بالبال أو دار في الخيال فالله بخلافه ونحو ذلك إذا حمل على مثل هذا كان محملاً صحيحاً فلا نعتقد أن ما تخيله الإنسان في منامه أو يقظته من الصور أن الله في نفسه مثل ذلك فإنه ليس هو في نفسه مثل ذلك

Сказал Шейх Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах: «Выражение тех, кто говорит: «То что пришло в голову и представилось в мыслях, Аллах отличен от этого» и т.п., если применить к этому \хадису\, будет правильным применением. Мы не убеждены, в том, что Аллах таков, как это себе вообразил человек, во сне или наяву. Поистине Он не таков в Своей Сущности». См. «Байян тальбис аль-джахмийя», 7\325.

По материалам сайта


[1] Кадий Абу Яъля в книге «Ибталь ат-таъвилят» приводил передачи от Имама Ахмада подтверждающие достоверность этого хадиса.

[2] Ашариты, практически все, подтверждают возможность видения Аллаха во сне. См. «Шарх Джоувхара ат-таувхид» ас-Сауви, стр. 76.

Advertisements
19 комментариев leave one →
  1. Апрель 13, 2011 18:44

    ассаламу алейкум уа рах!матуЛлагьи уа баракатугьу брат.

    Псевдо суфии заявляют , что саляфиты утверждают , что все аяты и хадисы нужно буквально понимать , знаю , что это очередная ложь , но нужны слова ученых , что не все буквально принимается , если не затруднить , то ответ пожалуйста .

    БаракаЛлагьу фик

    • Апрель 13, 2011 19:08

      Ваалейкум салам ва рахматуЛлах ва баракатуху.

      Что значит «буквально»?
      Понимать в прямом а не переносном смысле?
      Коран и Сунну следует понимать в прямом-явном смысле, как говорят Алимы: основа в обращении — его явное значение.
      Коран в целом, а так же те аяты в которых говорится о Сифатах Аллаха, надо понимать в соответствии с контекстом, который проясняет смыл выраженный в тех или иных словах. Контекст играет важнейшую роль в прояснении смысла.

  2. Апрель 13, 2011 19:19

    Ас-саламу ‘аляйкум ахи! О каком «тадлисе» в статье «Ибн аль-Араби о мазхабе имама Малика», говорят ашариты?

    • Апрель 13, 2011 20:17

      Ваалейкум салам ва рахматуЛЛах, брат.
      Понятия не имею.

      Почитай в комментах, там было одно возражение на которое я ответил.

  3. Апрель 13, 2011 20:27

    Что значит «буквально»?
    Понимать в прямом а не переносном смысле?

    Ведь аяты есть многосмысловые и однозначные , если понимать многосмысловой аят как примеру (приблизительный смысл) «для верующего дозволена любая пища», если понимать буквально , то получается , что дозволена свинина и тому подобные аяты.

    Вот к примеру К. Рамазанов (да простит его Аллах) в своей книге говорит про ибн База , что он отрицал маджаза , ему якобы привели в довод «Кто слеп в этом мире, он и на том свете будет слепым и ещё больше заблудшим» (сура «Аль Исра‘», аят 72) и что это поставило его в тупик , знаю что это наговор.

    Коран и Сунну следует понимать в прямом-явном смысле, как говорят Алимы: основа в обращении – его явное значение.

    это да , что в основе надо принимать так как есть , как сказал имам Аш-Шафии: «Хадисы от Посланника Аллаха понимаются на обобщенности, или их очевидном смысле, до тех пор, пока не придет указание от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что он хотел частное, а не общее» см. «Ихтиляфуль хадис», 1-487

    но дело в том , что как говорят суфии о саляфитах » в Коране и хадисах маджаза не бывает.»

    • Апрель 13, 2011 22:11

      Бывает маджаз в Коране или нет, этот вопрос вызывал разные прения у ученных прошлого и настоящего. В ссылке, что я тебе дал в первом ответе, есть пояснение в исследовании позиции Шейха Ибн Теймийи на этот счет. (Взгляд стороннего исследователя).
      Маджаза нет, есть контекст, который определяет значение тех или иных слов в тексте. Маджаз-это термин появившийся позднее, о нем не упоминают никто из Саляфов и ученых языковедов прошлого. Понимание текстов зависит от контекста, и для того, чтоб пояснить различность смыслов, не обязательно следует выделять один из них истинным (хакика), другой аллегорическим, метафорическим (маджаз). Такое разделение не упоминает ни кто из первых поколений ученых. Контекст определяет значения слов, именно таким образом тексты Корана и Сунны понимались Салафами.

  4. Апрель 13, 2011 22:35

    ясно брат , джазакаЛлагьу хайран за поясния , да воздаст Аллагь тебе благом за твои старания в исламском призыве !

  5. Ибну Мурад permalink
    Апрель 14, 2011 04:50

    Ассаляму ‘алейкум уа рахматуЛлаh.
    Брат Имам что-то вас давно не видно (имею ввиду, что не обновлялась инфа на сайте долгое время)… как у вас дела?
    Ты не мог бы дать ссылку в док формате на статьи «Ширк в обращении с просьбами к умершим праведникам» и «Заметки из Сокращения Хамаувийской фатвы Ибн Теймийи» с арабским текстом (как здесь на сайте), а то я скопировал её с сайта в док и у меня все арабские тексты перевернулись. Как на исламхаусе бывают же статьи в док… Ну или прям на исламхаусе выстави эти 2 статьи. БаракаЛлаhу фик

  6. Ибну Мурад permalink
    Апрель 14, 2011 05:14

    И еще ахи там нет 23 ссылки в статье Истигъаса

    • Апрель 14, 2011 12:30

      Ваалейкум салам ва рахматуЛлах ва баракатуху.

      Я постараюсь сделать это в док и залить в блог. На сайт «Дом Ислама» (исламхаус) я не могу ничего ставить.

      На этом сайте есть отдельные статьи по этой теме:
      1-Истигъаса
      2- Тавассуль и истигьаса в Ханафитском мазxабе

      Но целиком нету. Будет время сделаю иншаЛЛах и поставлю на блоге.

  7. ержан permalink
    Апрель 14, 2011 13:08

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху!
    Брат, Имам, я если честно не все до конца понял-(
    Ведь есть ученые, считавший вышеприведенный хадис недостоверным, а каковы их доводы?
    Мы, заявляя, что мы саляфы, идущие по следам саляфов, утверждаем, что Аллаха никто наяву и во сне ни видел. Заявляя, что Аллах над Троном, и нет ничего подобного Ему, мы противоречили и будем противоречит заблудшим сектам. Но теперь как понять этот хадис? Ведь Аллаха никто не видел, и какой еще далиль на то, что Аллаха можно видеть во сне? Объясните, поподробнее, заранее, ДжазакаАллаху хайран!!!

    • Апрель 14, 2011 16:26

      Ваалейкум салам ва рахматуЛЛах ва баракатуху.

      Хадис надо понимать как сон и воображаемый образ, который ничего общего не имеет с Сущность Аллаха.
      Основа (далиль) на такую возможность является этот хадис, если его считать достоверным.
      Есть фатва Шейха Ибн База, рахимахуЛлах, на этот счет. Правда перевод не важный, я позже его доработаю, иншаЛлах.

      Ваийяка.

  8. ержан permalink
    Апрель 14, 2011 16:13

    брат, а где конкретно приводится этот хадис?

    • Апрель 14, 2011 16:33

      أخرجه ابن عدي ( 2/ 260 ) والبيهقي في الصفات ( 938 ) والقاضي أبو يعلى الفراء في إبطال التأويلات ( 122 ، 125 ، 126 ، 127 ، 129 ) من طريق الأسود بن عامر شاذان عن حماد بن سلمة عن قتادة عن عكرمة عن ابن عباس أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : رأيت ربي في صورة شاب أمرد جعد
      Ибн Адий, аль-Байхакъи, Абу Яъля.
      Здесь подробно.

  9. Апрель 14, 2011 18:13

    Вопрос 14096: Каково шариатское постановление в отношении того, кто заявляет что видел во сне Аллаха? Правда ли что Ахмад ибн Ханбаль видел Аллаха во сне более чем сто раз?
    Ответ:
    Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах, и другие ученые сказали, что человек может увидеть Господа во сне, но то что он увидит не является Им, потому что нет ничего подобного Аллаху. Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». 42:11 Ничто из творений не похоже на Него, но однако человек может видеть во сне, что Господь разговаривает с ним, но все чтобы он видел из образов, не является Аллахом, потому что нет ничего подобного Ему, и нет ничего равного Ему.
    Шейх Такъийяддин (Ибн Теймийя), да смилуется над ним Аллах, сказал относительно этого, что увиденное человеком؟ может различаться в различии от человека и его положения. Чем праведнее является человек, тем более ближе его сон будет к тому, что является Истиной и правильно, но однако не в той форме-образе и не в тех качествах, которые он увидит, \т.к. Аллах отличается от того, что он увидит\, потому что основным принципом является то, что нет ничего подобного Ему. Он может услышать голос приказывающий ему что-либо, без созерцания какого-либо образа, потому что нет ничего подобного Аллаху. Передается что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел Господа во сне. Передано от Муаза что Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) видел своего Господа, и было передано несколькими иснадами, что он видел своего Господа, что Аллах положил Свою Руку между плечами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) так, что он почувствовал холод в груди.
    Хафиз Ибн Раджаб, написал книгу, назвав её «Ихтийар аль-Аувля фи шахр хадис ихтисам аль-Мала аль-Аъля». В ней указание на то, что Пророки могут видеть Аллаха во сне, но что касается созерцания в этом мире глазами, то этого не происходило.
    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что никто не увидит своего Господа, пока не умрет. Это было передано Имамом Муслимом в «Сахихе». Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен о том, видел ли он Господа, он ответил: «Я видел Свет», есть передача: «Свет, как же мне видеть», передано Муслимом от Абу Зарра.
    Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили об этом и она сказала, что никто не увидит Его в этом мире, потому что созерцание Аллаха в Раю, является величайшей наградой для мусульман, и это будет только для людей в Раю и для верующих в следующей жизни, и для верующих в День Воскресения. Этот мир, местопребывание для испытаний и трудностей, и в нем живут как хорошие, так и плохие люди, поэтому это не место, где видят Аллаха. Аллах сохранил это для Своих верующих рабов в «славной обители», в День Воскресения.
    В отношении видения Аллаха во сне, как заявляют многие люди, то это зависит от положения того, кто видел это – как говорил Шейх Ибн Теймийя – на сколько праведным является человек. Некоторые людям могут представиться, что они видели Аллаха, тогда как этого не происходило, а на самом деле это шайтан может показаться перед ними и внушить им, что он их господь, как это было передано о том, что он явился к Абдуль Къадиру аль-Джилани, на троне над водой и сказал: «Я твой господь и я отменил для тебя обязательное». Шейх Абдуль Къадир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Замолчи, о враг Аллаха, ты не мой Господь, потому что приказы моего Господа не могут быть отменены для тех на кого они возложены», или подобные этим слова. Т.е. созерцание Аллаха в этом мире не возможно, даже для пророков, как об этом сказано выше в хадисе Абу Зарра. Об этом также свидетельствую слова Аллаха, пророку Мусе, мир ему, когда он попросил своего Господа показать Себя. Аллах сказал: «Ты не сможешь увидеть Меня». 7:143.
    Однако пророки и некоторые праведники могут увидеть Его во сне, так чтоб Он не походил на Свои создания, как указано в хадисе Муаза. Но если Он приказывает что-либо, что противоречит шариату, то это знак того, что он видит не Господа, а видит шайтана. Если он видит, что ему приказывается не совершать намаз, или не платить закят, или не поститься в Рамадан, или не проявлять благочестия к родителям, или он говорит, что нет запрета в риба (ростовщичестве) – все это признаки того, что он видел шайтана, а не Господа.
    Относительно сообщения о том, что Имам Ахмад видел Господа, я не знаю достоверные они или нет. Говорят что он видел Господа, но я не знаю правда ли это».
    См. «Маджму Фатава ва макъалят мутанввиах» Шейх Ибн Баз, 6:367

    • Апрель 14, 2011 18:23

      К этой фатве Шейха у меня есть небольшая поправка. Точнее к словам: «Однако пророки и некоторые праведники могут увидеть Его во сне, так чтоб Он не походил на Свои создания…». На самом деле, во сне может произойти видение в тех описаниях, которые имеют схожесть с творениями, но это не означает что такова Сущность Аллаха.
      Сказал Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах: «Сказал аль-Кадий: «Ученые, единогласны в возможности видеть Аллаха Всевышнего во сне и правдивости этого. Это не смотря на то, что человек может увидеть Его в неподобающем для Него образе (качестве), из качеств тел, потому что увиденное, не является \на самом деле\ Сущностью Аллаха Всевышнего». См. «Шарх аля сахих аль-муслим» 15\24.

  10. ержан permalink
    Апрель 15, 2011 16:28

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху! Брат, ДжазакаАллаху хайран за ответ, но все равно, есть какие та сомнения, которых необходимо развеять на основе твердых доводов.
    «Ничто из творений не похоже на Него, но однако человек может видеть во сне, что Господь разговаривает с ним, но все чтобы он видел из образов, не является Аллахом, потому что нет ничего подобного Ему, и нет ничего равного Ему».
    1) так кого видел Пророк (с.а.с) во сне в образе мужчины, если он говорит, что видел Господа в образе мужчины?
    2) Сказал Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах: «Сказал аль-Кадий: «Ученые, единогласны в возможности видеть Аллаха Всевышнего во сне и правдивости этого. Это не смотря на то, что человек может увидеть Его в неподобающем для Него образе (качестве), из качеств тел, потому что увиденное, не является \на самом деле\ Сущностью Аллаха Всевышнего». См. «Шарх аля сахих аль-муслим» 15\24 [2].
    Получается Господь явился Пророку в образе мужчины?
    Поправьте меня, если я ошибаюсь!
    Вот что я понял из вышеперечисленного:
    1) Нет ничего подобного Аллаху в именах и атрибутах;
    2) Аллах далек от всех описаниях и образах;
    3) Человек не увидит в этом мире Аллаха;
    4) Человек может увидеть Аллаха во сне;
    5) Тот образ, который он увидел во сне, вовсе не образ Аллаха, так как, есть правило — нет ничего подобного Ему;
    6) тут я не могу понять: видит во сне Аллаха в образе кого-то, но это не Аллах! Но тогда кто?

  11. ержан permalink
    Апрель 15, 2011 16:39

    Брат, Имам, еще одна просьба, можешь перевести хадис от Ибн Адий, аль-Байхакъи, Абу Яъля, со всеми другими передачами на русский язык!
    И еще, кто из ученых-саляфов что-нибудь говорил касательно этого хадиса?
    Ведь условием достоверности этого хадиса является, то что пророк видел Господа во сне. И это основа понимания хадиса. Каков довод, тех, кто посчитал этот хадис недостоверным, и можем ли мы основываться на их доводы!
    Будет сложновато объяснить все это братьям!!! Ведь мы же думали иначе!!!Нет ничего подобного Аллаху, и Аллаха только увидим в Раю, иншаАллах, а тут такое, и никто нибудь, а шейхульИслам Ибн Теймия!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: