Skip to content

Харис аль-Мухасиби и аль-Улув

Апрель 17, 2010

Заметка: Интересно, что куллябит, один из первых суфиев, Харис аль-Мухасиби (умер в 243 г.), подтверждал аль-Улув, на что есть ряд доказательств из его же книг. Однако он как и его предшественники куллябибы отрицали Действия (Афъаль) Аллаха ихтиярийя (связанные в Его Волей и Желанием), т.е. Истива, Нузуль и т.д.

В общем он подтверждал аль-Улув (Возвышенность) Аллаха, но отрицал Истива (Вознесение над Троном), и т.к. все куллябиты считал, что Аллах не может (Ему не подобает) совершать Действия, и они не могут быть связаны с Его Волей и Желанием. Имам Ахмад ибн Ханбаль, порицал аль-Мухасиби за его «калям» и предостерегал от него (1).

аль-Улув (Возвышенность), куллябиты подтверждали естественно опираясь на разум, а затем подкрепляли это текстами Корана и Сунны.

Некоторые доводы разума на Возвышенность Аллаха Сущностью Своей:

1- Был Аллах, и не было ничего с Ним. Затем Он сотворил творения. Есть два варианта: 1) либо Он сотворил их в Своей Сущности, 2) либо Он сотворил их вне Неё.

Первое, невозможно и несостоятельно по единогласному мнению, т.к. Аллах пречист, от нечисти и несовершенства, чтоб в Нем было что-то из этого. Отсюда следует, что Аллах отделен от Своих творений, и творения отделены от своего Создателя.

2- Скажем: Либо Он проник в Бытие (мир творений), либо Он отделен от него. Как мы понимаем, обязательно следует подтверждать Его отделенность от Бытия, и если необходимо подтверждать отделенность, то необходимо признать что Он над Бытием. Далее пояснение этому:

3- Понятие «быть Выше», «быть Над», — есть качество совершенства и превосходства во всех отношениях, а ни как не наоборот. Поэтому следует Его описывать этим, т.к. лишь совершенство и превосходство присуще Его Сущности во всех отношениях. Какая бы сущность не существовала бы после сотворения, на ряду с Его Сущностью, то Его Сущность всегда будет над ней и превыше неё, во всех отношениях!

Харис аль-Мухасиби, подтверждал Возвышенность Аллаха Сущностью Своей над всеми творениями и говорил в своей книге «Фахм аль-Къуран»:
«А что по поводу Слов: «Милостивый вознесся над Троном». Сура Та-ха 5 аят.
«Он – Одолевающий и находится над Своими рабами». Сура аль-Анам 18 аят.
«Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе». Сура аль-Мульк 16 аят.
«…то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона». Сура аль-Исра 42 аят.
Это и другие аяты, подобны Его Словам:
«Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему». Сура аль-Мааридж 4 аят.
«К Нему восходит прекрасное слово». Сура аль-Фатыр 10 аят.
Это категорично делает обязательным то, что Он над Аршем, над абсолютно всем вещами, Пречист от того чтоб быть вхожим внутрь творений, ничто от Него не скрывается, т.к. Он пояснил в этих аятах, что Сущность Его над Его рабами, ведь Он сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас»? Сура аль-Мульк 16 аят. Что значит, Он над Троном, а Трон над небесами».
См. «Фахм аль-Куран» стр. 48.

Далее аль-Мухасиби пишет: «Сказал Аллах: «Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы». Затем он (Фараон) говорит: «Воистину, я считаю его лжецом». Т.е. в том, что он (Муса) сказал мне, что его Бог над небесами. Аллах пояснил нам что Фараон посчитал Мусу лжецом, в его словах… А если Муса сказал бы, что Он повсюду, то тот , наверняка  начал бы искать Его в доме или в самом себе, или в стоге сена. Превыше Аллах этого». стр. 49.

Позже, некоторые ашариты, отрицая аль-Улув, стали отрицать и эти рациональные доводы в пользу этого. Отрицая, они не нашли никакого способа, кроме как вернуться к нереальным, выдуманным гипотезам философов, которые говорили что Аллах,- это некая субстанция, которая нечто, не вне и не внутри Бытия

Ибн Сина писал: «…поистине установленная истина к которой следует обратиться в утверждении верного Единобожия в подтверждении Творца,- это… чтоб излагать убеждение о Нем как Единой Сущности, к которой невозможно приписать соучастие как виду, …, и не может быть чтоб Он был вне или внутри бытия (мира)». Книга «ар-Рисаля аль-Адзхаувийя фи амр аль-маад». стр. 44. Под редакцией д. Сулеймана Даньйя. Каир. Дар аль-Фикр аль-Араби 1994 г. Первое издательство.

Некоторые суфийские ученые в частности аль-Калябази (умер в 381 г.), в своей книге  «Тааруф ли мазхаб ахлю ат-Тасауввуф» утверждал, что Харис аль-Мухасиби, в конце жизни, считал что Речь Аллаха, имеет Голос и буквы, что явно противоречит его ранним убеждениям, которые выражал до него Ибн Кулляб и аль-Ашари.

аль-Калябази пишет:

وقالت طائفة منهم: كلام الله حروف وصوت «! وزعموا: أنه لا يعرف كلامه إلا كذلك، مع إقرارهم أنه صفة الله تعالى في ذاته غير مخلوق! وهذا قول حارث المحاسبي، ومن المتأخرين ابن سالم

«Сказала группа из них (Суфиев): «Речь Аллаха буквами и Голосом. И заявили, что по другому речь вообще не бывает. Но вместе с этим, они утверждали что Качество Аллаха в Его Сущности не сотворенное! Это являлось мнением Хариса аль-Мухасиби, а из более поздних (суфиев), Ибн Салима«. См. Глава десятая. Разногласия о Речи Аллаха.

(1) Учитель аль-Джунейда, Шейх ас-Сарий ас-Сакъатий предостерегал его от каллямических убеждений аль-Мухасиби. Абу Хамид аль-Газали в «Ихья» 1\37-38, пишет: «Сказал аль-Джунейд, да смилуется над ним Аллах: «Сказал мне мой Шейх ас-Сарий: «Когда ты покидаешь мое собрание с кем ты сидишь?» Я сказал: «С аль-Мухасиби». Шейх мне сказал: «Хорошо. Возьми от его знания и манер поведения, но оставь его разногласия в каляме и его прения с мутакаллимами».

Advertisements
12 комментариев leave one →
  1. Atika permalink
    Апрель 17, 2010 22:33

    Ассаламу алейкум уа РахматуЛлах. В вашем блоге очень много сравнительных материалов отностельно ахли сунна и ахли тасаввув.Но как мне известно сегодняшние суфии мало чем отличаются от многобожников.Не думаете ли вы что они менее чем достойны чтобы писать об их ложных убеждениях.Тогда как в наше время появились более опасные течения приписывающие себя к ахли Сунна уаль джамаа.Хотелось бы увидеть больше материалов известных ученых относительно их вероубеждении.

    И еще, в некоторых переведенных трудах слова арш и курси приводятся как трон и престол.То есть если в одном материале арш это трон, а престол это курси, а в другом материале наоборот.Как профессиональный переводчик ответьте, какой из переводов наиболее близок к оригиналу?

    И еще, есть ли среди ваших работ книги Ибн АльКайим Джаузия , то есть каких из его книг вам приходилось переводить?
    Уа джазакумуЛлахи кулли хайра.

    • Апрель 18, 2010 00:05

      Ваалейкум салам ва рахматуЛлахи ва баракаху. Ва ийаки.
      Каждый по разному смотрит на то, кто более достоин чтоб уделять внимания предостерегая от его заблуждений. Имам Ахмад, Имам аль-Бухари и многие имамы Ахлю-Сунна, в свою время писали работы опровергая джахмитов, в чьем неверии и многобожии не было сомнения ни у кого в Умме, однако я знаю имена около 20 Алимов первых веков, которые всегда от них (джахмитов) предостерегали.
      Этот блог, я веду о том, что интересно мне, что я изучаю, и что на мой взгляд важно. Есть конечно немаловажные темы сегодня, но я считаю не нужными их обсуждать на своем блоге, разве что я иногда реагирую на некоторые действия, к которым Ислам не имеет отношения, как террор и убийства женщин и детей.
      Я не считаю что сегодня суфии, мало чем отличаются от многобожников. Это неверное заключение.
      Я веду блог, для исследования и анализа. Выставляю информацию, которая надеюсь, инша-а-Ллах- даст полезную пищу для размышления всем ищущим Истину, мусульманам.
      Я не отношусь ни к каким политическим или религиозным группам, партиям, сектам, организациям. Я простой мусульманин, приверженец Ахлю-Сунна.

      На счет перевода: Арш-это Трон. Курсий- это иногда переводят как «престол» ( в частности Кулиев так переводил в Коране. Поэтому я иногда использую это слово для перевода). Но в принципе престол и трон, в русском языке имеют тождественные значения. Курсий- если быть точней, это то, что под Троном, на что кладут ноги. Даже не знаю как это более точно перевести.

      Я не переводил книги Ибн Къайима аль-Джаувзии, полностью. Переводил лишь некоторые главы и пользы из его книг.

  2. Апрель 20, 2010 14:00

    Ас-саламу аляйкум! Правда ли что Ибн Теймия говорил что творения без начальные (кидам), т.е. придавал творениям Сифат Аллаха???

  3. Апрель 21, 2010 17:19

    Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари в своем «Сахихе» привел следующее предание:
    «Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах,: сказал: «‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах: отправил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из Йемена неочищенный от породы золотой самородок в (мешке из) дублёной кожи, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует), разделил его на четверых. (Части этого самородка получили) ‘Уйайна бин Бадр, Акра‘ бин Хабис и Зайд аль-Хайль, что же касается четвёртого, то им был либо ‘Алькама, либо ‘Амир бин ат-Туфайль. (Узнав об этом), один из сподвижников (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «У нас было больше прав на (это золото), чем у них!» Это дошло до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Неужели вы не доверяете мне, несмотря на то, что доверяет мне Тот, Кто на небесах, и что получаю я вести с небес по утрам и вечерам?» (После этого со своего места) поднялся человек с ввалившимися глазами, широкими скулами, выпуклым лбом, густой бородой и бритой головой, на котором был высоко подобранный изар и который воскликнул: «О посланник Аллаха, побойся Аллаха!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает именно мне бояться Аллаха больше всего?!” Тогда этот человек ушёл, а Халид бин аль-Валид сказал: “О посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Нет, ибо, возможно, что он относится к числу совершающих молитвы”. Халид воскликнул: “А сколь много молящихся, на языке у которых (совсем) не то, что на сердце!” (В ответ ему) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мне не было велено ни проникать в сердца людей, ни рассекать их утробы!” А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел вслед этому человеку и сказал: “Поистине, среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но дальше их глоток (их чтение) распространяться не будет, и они отойдут от религии подобно тому, как выпущенная стрела отходит от лука!»
    (Передатчик этого хадиса сказал):
    “И я думаю, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
    «Поистине, если они появятся, когда я буду жив, я непременно стану убивать их подобно тому, как убивали самудян!”».

    Цитата: [(После этого со своего места) поднялся человек с ввалившимися глазами, широкими скулами, выпуклым лбом, густой бородой и бритой головой, на котором был высоко подобранный изар и который воскликнул: «О посланник Аллаха, побойся Аллаха!»]

    Этот человек был из племени Бану-Тамим, а как мы знаем Мухаммад ибн абд ул-Ваххаб был именно из этого племени… не является ли этот хадис про Ибн абд ул-Ваххаба???

    _____________________
    Суфии используют этот хадис против нас…

    Баракя-Ллаху фикум!

  4. Апрель 21, 2010 17:31

    Еще один суфий в лекции «Хариджиты — худшие из творений Аллаха» говорит: [Цитирую без изменений]
    «Ибн Теймия сказал: «Куда бы Али-асхаб не обратился — этот человек был униженным, он фактически воевал ради мирских целей, чтобы получит власть, и те действия (т.е. война) который делал Али-асхаб — они никакого отношения к исламу не имели…» «

  5. Апрель 21, 2010 17:53

    Али ибн Абуталиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи ва-ссалям) сказал: «Во времена ближе к Концу света появятся люди молодые годами и бестолковые умами, которые станут произносить слова лучшего из созданий (т. е. Пророка (салляллаху ‘аляйхи ва-ссалям)), однако они выйдут из Ислама подобно стреле, которая вылетает из пробитой насквозь дичи.

    этот хадис тоже используют против нас (саляфитов)

  6. МУХАММАД permalink
    Апрель 21, 2010 23:13

    Но тем не менее, даже про тех хариджитов Али ибн Аби Талиб сказал, что они братья наши муслимы….

    И «Абдуллагь ибн «Аббас когда призвал 6000 хариджитов , 4000 из которых снова вернулись на истинные убеждения…

    а те кто применяют этот хадис из числа суфиев, они хотят сказать, что ВАХАБИТОВ не исправить, они уже все, как выпущенная стрела, но даже те кто на самом деле назывались ХАРИДЖИТАМИ, и то и справились по воле Аллагьа, 4000 из 6000….

    ВОТ ОНА СУЩНОСТЬ СУФИЗМА

    • Ibrahim permalink
      Апрель 22, 2010 02:20

      По-моему у суфистов как-раз имеются некоторые признаки этих хаваридж. Например, многие из них читают Куран и вообще не понимают о чем там (читают, чтобы аджр заработать, на могилах читают и т.д.), некоторые из них бреют головы, среди них часто можно встретить людей, проявляющих чрезмерность в поклонении. Это то, что я вспомнил сейчас, так, навскидку. Если провести анализ, то еще много можно будет найти, я думаю. А среди шиитов этих признаков еще больше можно найти. Их фитна как-раз и началась в «Наджде» (в Ираке).

  7. Ibrahim permalink
    Апрель 23, 2010 06:42

    Также они говорят о несостоятельности понимания хадисов про Наджд в пользу Ирака.
    Вот, например, что они говорят:

    «1. В благородном хадисе сказано, что пришли люди из Шама, Йемена и из Неджда, и что Пророк (с.а.с) сделал дуа Шаму и Йемену, а Недждийцы попросили для себя тоже дуа, и сказали: «О, Посланник Аллаха, а как же наш Неджд?». Если предположить, что Неджд использован тут как возвышенная земля, то разве говорят люди, после упоминания местности Шама и местности Йемена, «А как же наша возвышенная земля?», нет, так люди не говорят, потому что возвышенных мест бывает много. Поэтому, если Шам и Йемен это название местности, то соответственно и «Неджд» — это название местности.

    2. Во времена Пророка (с.а.с.) было известно 13 мест с названием Неджд в зависимости от того, где находился человек. Причиной этому то, что «неджд» лингвистически означает поднятая/возвышенная земля. Представьте себе человека, который живет в Аравии, знает что есть 13 так называемых «недждов», и просит благословить его Неджд, без уточнения из какого именно он «неджда». Если даже допустить, что этому человеку не было известно о существовании 13 недждов, не может быть такого чтобы Пророку (с.а.с.) не было известно об этом, или другим сподвижникам. Тогда получается что Пророк (с.а.с.) сказав «Там появится Рог Шайтана», указал на все 13 «недждов». Этого не может быть, это абсурд. Поэтому это тоже указывает что «Неджд» в хадисе, это название района в Саудовской Аравии.

    3. Нет достаточного логического и аргументированного основания, чтобы оставить Неджд — район Саудовской Аравии, который подходит под все описания хадисов, и «перевести стрелки» на Ирак, только из-за того, что земля Ирака выше, чем земля Медины, и в Ираке были землетрясения и бедствия. Землетрясения и бедствия были везде, и во многих возвышенных местах по отношению к Медине, но в хадисе прямо сказано «Неджд».

    4. Но и самое главное доказательство того, что этот хадис не относится к Ираку, это то, что все эти хадисы приводятся, рассказывая о Востоке, а Ирак, находится на севере от Саудовской Аравии, и в этом может убедиться любой, кто умеет пользоваться картой мира.»

    О том, что Ирак вообще на Севере находится от Мадины я тоже думал… В общем все это непонятно для меня… Давно я так сильно не желал знаний…

  8. Апрель 25, 2010 00:04

    надо эти вопросы знающим задать иншаллах

  9. Апрель 26, 2010 14:28

    Кто разбирается в WP Бисми-ЛЛах помогите! На моем блоге «Анти-Суфия» не получается опубликовывать статьи. В черновиках сохраняется а кнопка «опубликовать» исчезла почему то..
    ????

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: