Skip to content

Послание-ответ на тему таувасуля, истигъасы.

Апрель 15, 2010

بسم الله الرحمن الرحيم

و به أستعين و هو حسبي و نعم الوكيل

الحمد لله و الصلاة و السلام على رسول الله

Ассаламу алайкум ва рахматуЛлах ва баракатух уважаемый брат Ибн Мухаммад!

Отвечаю на твой вопрос:

[ваалейкум салам ва рах!матуЛлагьи ва баракатугьу! …Прежде чем начать отвечать на твой вопрос, я тебе скажу брат, что мы (последователи суфизма), обращаемся к Аллаху прямо без посредников, по посредством Его прекрасных имен, посредством наших благих поступков, и конечно же посредством Пророка (с.а.в.), посредством аулия и праведных людей! А то, что некоторые люди пытаются показать и говорить людям, что якобы суфии обращаются ТОЛЬКО посредством мертвых, это конечно брат неправда, и очень обидно что люди называющие себя Знабщими такие вещи говорят! Возможно, где-то там в Сирии, Турции, в АФрике или в самом Аравии люди называющие себя суфиями делают так, но это не означает что истинные суфии так поступают!

Отвечая на твой вопрос я скажу следующее: 1) Мы с тобой знаем что есть хадис в котором Пророк (с.а.в.) сказал чтобы мы следовали его сунне и сунне Хулафау Ррашидин, так вот, если ты не отрицаешь что мы должны следовать и Пророку (с.а.в.) и Хулафау Ррашидинам, то значит то что узаконили или сами делали они является Сунной, по крайней мере Мубах точно является, ведь так? ]

Я не сомневаюсь что Вы [последователи суфизма], верите в Аллаха, и обращаете к Нему своим мольбы, покорно склоняя перед ним голову, сжимая свои сердца в любви к Нему и униженностью перед ним, в нужде к Нему и желании получить ответ и помощь от Него, в благоговейном страхе перед Ним, надеясь, что ваши нужды будут удовлетворены,- это и есть ‘Ибадат [поклонение],- это один из лучших ‘Ибадатов, — это мозг ‘Ибадата [как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Дуа- это мозг ‘Ибадата”. (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауд; достоверный хадис).  Поэтому мы должны признать, что само по себе Дуа, является ‘ибадатом, и в нем есть две части; 1- это действие сердца [покорность, смирение, унижение, надежда на одного лишь Аллаха, желание получить помощью от одного лишь Него и т.п.] и 2- действие органов, языка и частей тела. Это второе может быть двух видов:

А) –Дуа мас’ала” [просьба-обращение] что является дозволенным, если обращено к  живому, присутствующему человеку. К тому, кто может помочь, и имеет к этому силу, данную Аллахом [на что пришли сотни указаний из Корана и Сунны].

Т.е. если в основе у нас нельзя ничего просить ни “дуа мас’ала” ни “дуа ‘ибада”, никого кроме Аллаха. Т.к.  Аллах сказал:

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

“Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи”. Сура Фатиха.

И сказал:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَداً

“Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом”. Сура Джин.

يقول الإمام القرافي قال الله تعالى في كتابه العزيز حكايةً عن نوح عليه الصلاة والسلام {إنّي أعوذ بِكَ أنْ أسأَلَك ما ليس لي به علم} أي بجواز سؤاله ، فاشترطَ العلم بالجواز قبل الإقدام على الدّعاء وهو يدل على أنَّ الأصل في الدُّعاء التحريم إلا ما دلَّ الدليل على جوازه ، وهذه قاعدة جليلة يتَخرّجُ عليها كثيرٌ من الفروع الفقهيّة ، وقد تقدَّم بسطها في الفروق)) انتهى      كتاب الفروق: (4ـ 1408) الفرق 272

Сказал Имам Къурафи аль-Малики (умер 684 г.); Сказал Аллах в Книге Своей передавая от Нуха, мир ему;

«Он сказал: «Господи, я ищу у Тебя защиты, чтобы мне не просить Тебя о том, чего я не знаю». Сура Худ 47 аят. Т.е. дозволенность на обращение к Нему. (Аллах) установил условием знание, прежде того чтоб приступать к обращению к Нему. Это указывает, что основа в дуа (мольбе) запрет, кроме того, на что пришло доказательство дозволенности. Это великое правило…». См. Книга «аль-Фурукъ» 4\1408.

И это “асль” [основа], здесь идет приказ “аль-‘амм” [общий], исключением из него, может быть только лишь другой приказ в Коране или указание в Сунне; словом, действием или “такьриром”. Так вот из Корана и Сунны нам пришли оповещения, что обратиться за помощью к живому присутствующему человеку можно.

Аллах сказал:

فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِن شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ فَوَكَزَهُ مُوسَى فَقَضَى عَلَيْهِ

“Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь [истагьаса] ему против того, кто был из числа его врагов. Муса (Моисей) ударил его кулаком и прикончил”. Сура Кьасас 15 аят.

Так же, на то, что взывать следует к Аллаху, есть десятки приказов от Аллаха:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ

“Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»”. Сура Гофир 60 аят.

“Дуа мас’ала” к живому, присутствующему:

1) Оно дозволено в Шариате, т.к. есть на него указание в Коране и Сунне, что идет, как исключение из общего приказа, не просить никого кроме Аллаха.

2) Это  не является ширком, т.к. Аллах исключил это, и т.к. это дуа,- обращение с просьбой, к живому — присутствующему, обычно не сопровождается связью сердца с ним, с унижением в сердце, нуждой к тому к кому обращается, со смирением перед ним, страхом и надеждой на него. Так как это, [страх, смирение, надежда] относится к “дуа- ‘ибада”.

Б) “Дуа- ‘ибада” [мольба просьба-поклонение], оно отличается от “дуа мас’ала”, тем, что в ней присутствует действия сердца; смирение, страх и надежда, с унижением и нуждой к тому, к кому обращаешься. А в “дуа мас’ала”, это отсутствует.

Поэтому Ибн Теймийя [и я следую за его мнением здесь] считал, что если человек просто обращается к умершему возле могилы с просьбой попросить Аллаха, о своей нужде, то это не ширк, но однако это дверь, которая открывает дорогу к ширку[1], которую следует наглухо закрыть.

Дуа в своей основе это,- ‘Ибадат, а разница в ней та, что я упомянул. Аллаху А’лям.

Говорит Имам Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби аш-Шафии [4 век по Хиджре], поясняя истинность дуа человека, к Аллаху: “Истинность ее [дуа] это выражение своей нужды к Нему [своей бедности перед Ним], признавая, что нет силы и мощи,- это и есть эталон ‘Убудии [сущности поклонения] и человеческой смиренности [униженности перед Аллахом] ”. В своей книге “Ш’ан ад-ду’а” стр. 4.

Фахр ар-Рази аш-Шафии (6 век), говорит в своем тафсире, опровергая тех, кто говорил о дуа: “Сказали “джумхур” [большинство Улема], что дуа величайшее из “макьамов” [степеней] ‘ибадата [поклонения], и указывает на это много сторон…”. Тафсир ал-Кабир 5/106-107.

Имам ан-Навави в Шархе на Сахих Муслима пишет в комментариях к хадису, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делает дуа: “О Аллах прости мне ошибки мои и незнание мое…”. Сказал ан-Навави: “В любом случае ему, e, прошено все из грехов, а взывал он в смиренности этими и другими словами, потому что дуа ‘ибадат [поклонение]”. 17 том. 40 стр.

Эти слова Алимов Шафиитов, я привел как указание на то, что Дуа, в основе своей,- это поклонение, и его в основе своей, нельзя обращать ни к кому, кроме Аллаха, как и другие виды поклонения; “суджуд”(земной поклон), “забх” [жертвоприношение], “сиям” [пост], Хадж [паломничество], таувваф и т.д.

Исключением является то, что обращение к живому присутствующему дозволено: повторюсь почему, т. к.:

1)      На это пришло указание в Коране и Сунне, как исключение от общего приказа, не просить никого кроме Аллаха.

2)      Т.к. это обращение свободно от действия сердца [страх, надежда, смирение, нужда…].

Возвращусь к тому, с чего я начал, а именно к тому, что Дуа,- есть поклонение, и у него две стороны: 1-действие сердца и 2- действие органами [языком в частности].

Скажу: что нельзя первую часть, действие сердцем, обращать к кому-то помимо Аллаха, так как это будет Ширк, то же, относится к действиям органами, если оно не свободно от участия сердца. Т.е. если в “дуа мас’ала” присутствует сердце, то это тоже ширк. А в “дуа мас’ала”, которое обращено к живому присутствующему, и явно способному помочь [поднять мешок, перенести шкаф из комнаты в комнату, дать в долг, сходить за хлебом и т.п.], то это не ширк, т.к. оно свободно от действия сердца [в смирении, унижении перед тем, к кому обращаешься, в полагании на него, благоговея перед ним в надежде и страхе]. И так же, потому что указание на это, пришло из Корана и Сунны.

Надеюсь, я понятно пояснил.

Попробую все  вкратце:

Дуа

1)      действие сердца,- это Ширк, т.к.  это “дуа ‘ибада”.

2)      действие органов [язык…]:

  • “дуа мас’ала” [просьба] без участия сердцем, к живому присутствующему, способному помочь,- дозволено. [Замечу, что оговариваю присутствие, потому что обращение к отсутствующему, неслышащему тебя человеку, есть придание этому человеку качества Аллаха, Всеслышащего. А доказательство с “карамата” Умара ибн Хаттаба, обращавшегося к Сарие,- это “карамат”, данный Аллахом некоторым избранным, праведным рабам, а не нам грешным рабам. Мы не “авлия” Аллаха как Умар, чтоб обращаться к отсутствующим (исключение сегодняшняя возможность позвонить по телефону). А исключаю умерших, т.к. указание на подобное не пришло ни в Коране, ни в Сунне, как исключение из общего приказа, не обращаться ни к кому, кроме Аллаха, тем более к умершим, т.к. они покинули этот мир, и между ними и нами, “Барзах”. А действия бедуинов, сны, и слабые хабары, не являются указанием на “Хукм аш-Шар’ий”, т.к. этот “Хукм”, ограничен Словом Аллаха, Сунной, “Иджма” и верным “кьиясом”].
  • “Дуа ‘ибада” с участием сердца, — не дозволено.

Поэтому, мой уважаемый брат, я призываю всех взывать к Аллаху, и делать “тавассуль” через Его прекрасные имена, наши хорошие дела, и делать “тавассуль” через Пророка, e, в смысле через наше следование за ним, и любовь к нему, да благословит его Аллах и приветствует. А “Тавассуль” через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в смысле обращение к Аллаху посредством великого положения Пророка [хакка, джаха], я не считаю ширком, хоть и не признаю, что это дозволительно, т.к. хадисы слабые. Однако не считаю нужным это порицать среди тех, кто посчитал эти хадисы достойными доверия. Но надо отметить, что этот вид “тавассуля”, заключен в обращении к Аллаху, а это у же само по себе исключает ширк в “дуа-‘ибада”.

Следование сунне праведных Халифов, есть основной довод против позволительности обращения с просьбами к покойным, т.к. Умар ибн Хаттаб, в самый сложный период своего правления, попросил в “солят аль—истискьа” [молитва о испрашивании дождя у Аллаха], делать дуа Аббаса, а после обратился к Аллаху ответить на дуа Аббаса, и это дозволительный вид “тавассуля” через живого, присутствующего праведника. Он не пошел на могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и никто и Сахабов, и тем более праведных Халифов, не просили у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возле его могилы, ничего! Сколько было трудностей у Халифов и Сахабов; вероотступничество племен, сражение с ними, с лжепророками, обиды и сражения между Сахабами, претензии Фатимы к Абу Бакру по поводу сада в Хайбаре [вопрос о наследовании от Пророка], разногласия между Али и Муавией, недельная осада Усмана в Медине, и убийство его, да так, что никто не мог его защитить от первых хавариджей… И ни раз они не взывали к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и не приходили на его могилу с просьбами,… что может быть большей нуждой и трудностью, если не те нужды и трудности, которые обрушивались на Халифов и Сахабов, и они все же продолжали со смирение и покорностью взывать к Аллаху, и не считали дозволенным идти на могилу, и просить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Тем более есть разница между тем, чтоб просить Пророка попросить Аллаха, что есть не дозволенный вид “тавассуля”, и просить лишь Пророка о спасении и помощи,- что есть истигьаса”. Первое не дозволено, и есть дорога к ширку, но не  ширк, а второе есть ширк.

[2) Ты, и не только ты, а почти все кто запрещает делать посредниками умерших Пророка (с.а.в.) или Аулия, говорите: Можно при их жизни и если они рядом так? Дуаю ты не станешь это отрицать! Вы утверждаете что после смерти если сделать их посредниками, то это — Ширк! Но тут не понятно и не сходится такое понимание, почему? потому что Если когда человек находится рядом, ширк не получается в чем причина того, что при его отсутствии это становится ширком? это мой вопрос, а шас я отвечу на него же как я читал из книг, затем ты тоже ответь как ты прочитал. Так вот, просьба при отсутчтвии человека рядом обращенная к нему становится ширком, если просящий человек убежден, что тот отсутствующий человек, сам, без воли Аллаха, своим могуществом может ответить! И если действительно, кто то просит с таким убеждением то мы и сами его порицаем, и учим что так нельзя, что ВСЕ ПРОИСХОДИТ ПО ВОЛЕ АЛЛАХА, И НИКТО КАКОЙ БЫ ПРОРОК ОН НЕ БЫЛ, КАКОЙ БЫ ВАЛИ ОН НЕ БЫЛ, ДАЖЕ ПАЛЬЦЕМ НЕ МОЖЕТ ПОШЕВЕЛИТЬ ЕСЛИ ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ ЕМУ НЕ РАЗРЕШИТ! ]

 

Во-первых, в этом вопросе вернемся снова к основам в Шариате и положения ‘ибадатов в нем.

  • Где доказательство, что можно обращаться к умершим. Доказательство, как исключение из общего приказа не взывать ни мольбой просьбой [дуа мас’ала], ни мольбой поклонения [дуа ‘ибада], ни к кому кроме Аллаха?
  • Разве нет разницы между жизнью и смертью? Т.е. неужели, по-твоему, все, что позволено было делать Пророкам и праведникам при жизни, они могут делать после смерти? Или жизнь в “Барзахе” имеет свои особенности, отличные от жизни в “дуния” и жизни в “Ахирате”. Разве жизнь в “Барзахе” это не жизнь душ, которые находятся в “Маляиль А’ля”, а жизнь в “Дуния”, это жизнь тел и душ в месте? Разве Жизнь в “Барзахе” схожа с жизнью в “Дуния”; т.е. перешедший в жизнь “барзахия” остается мукаллиф?

Если бы не было разницы между его, да благословит его Аллах и приветствует, жизнью и смертью, и можно было бы после смерти, обращаться к нему с просьбами и мольбами, то с таким же успехом, можно было бы обращаться к нему, да благословит его Аллах и приветствует, с вопросами желая получить фетву, обращаться, за советами желая получить от него наставление в решении важных политических вопросов и т.п.

Если кто-то понимая аяты:

وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذ ظَّلَمُواْ أَنفُسَهُمْ جَآؤُوكَ فَاسْتَغْفَرُواْ اللّهَ وَاسْتَغْفَرَ لَهُمُ الرَّسُولُ لَوَجَدُواْ اللّهَ تَوَّاباً رَّحِيماً

“Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным”. Сура Женщины 64 аят.

Так вот, если кто-то взял эти аяты доказательством на то, что можно просить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после смерти о нужде, заступничестве и т.п. То он так же должен тогда обращаться к нему с просьбой, рассудить и решить важные судебные и спорные вопросы. Ведь Аллах говорит в следующем аяте:

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجاً مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيماً

“Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними”. Сура Женщины 65 аят.

Во вторых, нет сомнения, что все по воле Аллаха, и Он Создатель творений и того, что они совершают. И то, что никто кроме Аллаха не помогает, верили и мекканские многобожники, признававшие Аллаха как Господа, Творца Единственного Управляющего миром, и Владеющего всем в бытие, однако они обращали ‘ибадат, в том числе “дуа-‘ибада”, к идолам — умершим праведникам, пророкам, и т.д.  За это они и попали в ширк. А если бы проблема, была лишь в этой тонкости, относящейся к вопросу “Кьадара” [“Хальк афьаль аль-Ибад”, “Касб” (как поясняют “ашариты”)], то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который был самым знающим и понимающим обстоятельства, объяснил бы им, что просить их [умерших праведников] можно, но только не следует считать, что они вам помогают без Воли Аллаха,- и закончились бы все проблемы, не правда ли?. Но факт то, что мекканцы многобожники упрямствовали и продолжали поклоняться, надеясь лишь приблизиться к Аллаху, и желая, что эти умершие праведники ходатайствовали за их нужды, и заступались  перед Аллахом. Это и был их ширк в ‘ибадате, как ширк “дуа-‘ибада”.

Сказал Аллах о Курейшитских многобожниках:

وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللّهِ إِلاَّ وَهُم مُّشْرِكُونَ

«Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!» Сура Юсуф 106 аят.

Табиины, ученики ‘АбдуЛлах Ибн ‘Абаса, ‘Убейя ибн Ка’ба, Ибн Мас’уда, указали на то, что вера многобожников выражалась лишь в признании Аллаха Творцом и Владыкой всего сущего и Управляющим бытием, однако они совершали многобожие [“ширк”] в поклонении Ему.

Передали от Муджахида, да смилуется над ним Аллах: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!», Иман (Вера) их, [заключалась] в словах: «Аллах, Создатель наш, [Он] Кормит нас, Умерщвляет нас. Это Иман (Вера) вместе с «ширком» [многобожием] их поклонения другим».

Передали от ‘Икримы, да смилуется над ним Аллах: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!». [Если] ты спросишь их [«мушриков»]: Кто создал вас? Кто создал небеса и землю? Они скажут Аллах. Этo и есть их Иман [Вера], но они поклоняются другим [наряду с Ним]». Тафсир Ибн Джарира ат-Табари аш-Шафии.

Аллах сказал:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ

…А те, которые взяли себе “авлия”, кроме Него, и говорили: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху ». Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив и неверен!” Сура Толпы, 3 аят.

Имам ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Слова Его

(وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى) “А те, которые взяли себе “авлия”, кроме Него, и говорили: Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху”. Аллах в них оповещает, что те, которые взяли помимо Аллаха себе «авлия», поручают им [свои просьбы], поклоняются им помимо Аллаха и говорят им [т.е. идолам]: “О божества, мы поклоняемся вам лишь с тем, чтоб вы приближали нас к Аллаху, приближением и положением, и ходатайствовали за нас перед Ним в наших нуждах”.

И сказал Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах): Сказал Катада, ас-Суди, Малик от Зейда ибн Асляма и Ибн Зейд: (إِلا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى) “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”, т.е. ходатайствуя за нас и приближая нас к Нему положением. Потому они и говорили в “тальбии”: “Мы перед Тобой, нет Тебе сотоварища, кроме сотоварища, который Твой, ТЫ владеешь им и всем тем, чем он владеет”. И это всего лишь “шубха”- сомнение [предположение], на которое опирались, многобожники прошлого и настоящего…и далее.

В этой “тальбии” мекканских многобожников, суть их ширка и опровержение на то, что ты читал из книг, в которых идет речь; что если верить что Аллах всем Владеет и всем управляет в действительности [ТЫ владеешь им и всем тем, чем он владеет], то просить умерших праведников о чем-то, не будет ширком. Мекканские многобожники верили в Аллаха и то, что Он Творец, Властелин всего, Он управляет всем в бытие:

Вот смотрите, что сказал Аллах о тех многобожниках, с которыми сражался посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует:

قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ والأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللّهُ فَقُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ

Скажи [этим “мушрикам”]: “Кто посылает вам удел с неба и земли, кто владеет слухом и зрением? Кто выводит живое из мёртвого и выводит мёртвое из живого? И кто правит делом?” Они скажут: “Аллах!” Скажи: “Разве вы не побоитесь?” Сура Юнус 31 аят.

Всевышний также сказал:

قُل لِّمَنِ الْأَرْضُ وَمَن فِيهَا إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ * سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ * قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ * سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ * قُلْ مَن بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيْهِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ * سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ فَأَنَّى تُسْحَرُونَ

“Скажи: “Кому принадлежит земля и кто на ней, если вы знаете?” Они скажут: “Аллаху”. Скажи: “Неужели же вы не опомнитесь?” Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь Великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Разве вы не побоитесь?” Скажи: У кого в руке власть над всякой вещью, и Он защищает, а против Него нельзя защитить, если вы знаете?” Они скажут: “У Аллаха”. Скажи: “До чего же вы очарованы!” Сура аль-Му’минун, 84-89 аяты.

И после всех этих своих слов, они делали “ширк”, а в частности взывали, поклоняясь своим заступникам перед Аллахом. Они не видели этих заступников, кроме как рабов Аллаха, праведных и удостоенных у Него великой Милости ходатайствовать за них. И таким образом эти “мушрики” искали приближения к Аллаху, через этих мертвых праведников, “авлия” Аллаха, как аль-Лат, Наср, Вадд, Я’укь, Ягьус, Сува’ — они “авлия” Аллаха.

На лицо то, что они не считали, что их помощники,- “авлия”, которых они просили походатайствовать за них, и от которых они желали приближения к Аллаху, умершие праведники, сами без Воли Аллаха им помогают. Они признавали Аллаха как абсолютного Властелина и Управляющего мирозданием и всем  в нем. Они считали, что они им помогали по Воле Аллаха.  Это и было сутью их убеждений, на которые свидетельствует сам Аллах, и что они явно выражали в “тальбие”. А если ты скажешь, что они ведь произносили слово – «сотоварищ»,- то это, лишь название, т.к. как может быть сотоварищ Аллаху таковым, что им все равно владеет Аллах? Сотоварищ [“щариик”] это тот, кто сам владеет собой, и распоряжается как соучастник со своим партнером во владении. Однако Мекканцы многобожники, говорили: “кроме сотоварища, который, Твой, Ты владеешь им, и всем чем он владеет”! Отсюда ясно, что это «сотоварищ» лишь в их глупом понимании. А ширк их был в том, что они поклонялись этим в их понимании сотоварищам, от которых желали помощи, и заступничества, свидетельствуя, что только Аллах владеет всеми ними, и тем чем они им помогают.

Это было пояснение того, что нет разницы между тем, что делали мекканские многобожники, прося у идолов, и тем, что просят сегодня псевдо-суфии от “Кутба”, “Гьовса”, 4 “Аувтадов”, “Актабов”, “абдалей” [умерших шейхов которых они поднимают на эти “макьаматы”] и т.д.  Кстати, по убеждениям некоторых, “Кутб” и 4 “автада”, управляют всеми Мирами, что даже муравей и ангелы в небесах не шевелятся без их позволения. Подобные убеждения псевдо-суфиев опровергал Султан аль-Уляма, Изз ибн Абдус-Салам[2] аш-Шафии (7 век). У меня есть много чего сказать по этому поводу, и доказать еретичность и куфр подобного убеждения, ну об этом позже иншаЛлах.

Поэтому утверждение, что кто-то просит не Аллаха, а умерших праведников и Пророков, о спасении, ризкье, исцелении болезни, помощи в трудной ситуации, утверждая что он признает, что Аллах Властелин всего [принесения блага и удаления зла], то что Аллах Управляет всем, а следовательно все происходит по Воле Его, ни что иное как то, во что верили и мекканские многобожники, нет разницы. Есть другая разница, многобожники Мекки, не признавали Мухаммада как Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и бросали сомнения на все, с чем он пришел из сообщений, т.к. в основе своей не принимали его как посланника Божьего. Однако их ширк, был в ‘ибадате, а их вера заключалась, что Аллах Творец и Властелин всего, а эти умершие праведники помогают и спасают и ходатайствуют по Воле Аллаха.

[3) Приведи мне далиль из Корана, или Сунны, или сунны хулафау ррашидин, или слов табиинов, или ученых живших до ибн Таймийи (обязательно чтобы они были общепризнанными Ахлу сунной вал джамаа») о том, что просьба посредством умерщего Пророка (с.а.в.), или праведных людей, это ШИРК? пока у меня все! жду ответа]

 

Всегда когда я говорю с теми братьями суфиями, которые отстаивают запрещенный вид “тавассуля”, “истигасы”, “истианы” и “истиазы”, у нас возникают недопонимания по поводу терминов и сути разговора.

Что ты брат, вкладываешь в смысл: просьба посредством умершего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и праведников???

  • Если обращение к Аллаху, посредством высокого положения и права Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [хакка и джаха], то это не ширк. И я следую мнению, что это недозволенный метод “тавассуля”, т.к. доказательство на него слабые. Но я знаю, что многие Алимы позволяли это, опираясь на слабые хадисы, считая их не слабыми. Это такие Алимы как ан-Навави, Ибн Кудама [если не ошибаюсь, есть даже риваят от Имама Ахмада] и многие другие. Но некоторые из Алимов если позволяли это делать по средством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  запрещали по средством кого-либо еще, из праведников и “авлия”, как например тот же Имам Ахмад, Изз ибн Абду-Салам аш-Шафии (7 век), и нет из авторитетных Алимов, кто сравнивал “джах” и “хакк” Пророка с обычными праведниками, позволяя делать подобный “тавассуль” через их “джах” и “хакк”.

Имам Абу Ханифа и многие другие ученые выражали мнение, что запрещено делать “тавассуль” через “джах” и “хакк” какого либо творения, и даже Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

В книге «ад-Дурр аль-Мухтар» (2/630), которая является одним из наиболее известных трудов представителей ханифитской школы, говорится буквально следующее: «Передают, что Абу Ханифа сказал:

لا ينبغي لأحد أن يدعو الله إلا به، والدعاء المأذون فيه، المأمور به ما استفيد من قوله تعالى: ولله الأسماء الحسنى فادعوه بها

«Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. О молитвах, которые нам дозволено и велено читать, говорится в словах Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…».

Похожее высказывание приводится в книге «аль-Фатава аль-Хиндийя» (5/280).

بــ «شرح الكرخي» في (باب الكراهة): (قال بشر بن الوليد حدثنا أبو يوسف قال أبو حنيفة: لا ينبغي لأحد أن يدعو الله إلا به، وأكره أن يقول: بمعاقد العز من عرشك، أو بحق خلقك، وهو قول أبي يوسف، قال أبو يوسف: معقد العز من عرشه هو الله، فلا أكره هذا، وأكره أن يقول: بحق فلان، أو بحق أنبيائك ورسلك، وبحق البيت الحرام والمشعر الحرام، قال القُدوري: المسألة بخلقه لا تجوز لأنه لا حق للخلق على الخالق، فلا تجوز وفاقاً)

Аль-Кудури[3] в своем большом труде по богословию «Шарх аль-Карахи», в главе о нежелательных поступках, писал: «Бишр ибн аль-Валид рассказывал со слов Абу Йусуфа, что Абу Ханифа сказал:

«Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. Мне не нравится, когда говорят: «ради места величия на Твоем Троне» или «ради того, что полагается Твоим творениям»». Это мнение разделял и Абу Йусуф. Он сказал: «Место величия на Троне – это Аллах, и я не считаю такую молитву нежелательной. Но мне не нравится, когда говорят: «ради того, что полагается такому-то», «ради того, что полагается Твоим пророкам и посланникам», «ради того, что полагается Твоему Заповедному Дому и Заповедному Месту»».

  • Если же ты вкладываешь в смысл: просьба посредством умершего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  и праведников, то, что можно именно к ним обращаться за спасением в трудной ситуации, за ризкьом, исцелением, помощью, требуя помощи от них, то это неправильно. И я выше пояснял запретность этого действия, указав на доводы из Шариата. Однако я отметил, что обращение к ним может быть как “дуа-мас’ала” без ширка, а может быть как “дуа-‘ибада” с ширком. Да убережет нас Аллах от проявления Ширка.

Но все же я приведу тебе здесь некоторые доводы из Корана, Сунны и некоторые слова ранних ученных, по этому поводу, напоминая, что следует учитывать, что подобного проявления Ширка не было в их времена, потому таких слов не много. Одновременно, я тебя попрошу так же привести доводы из Корана и Сунны, и действий Сахабов, что можно просить умерших праведников в могилах о помощи, а так же ученых до 6 века по Хиджре позволяющих это и аргументирующих Кораном и Сунной.

1- Слова Аллаха:

Аллах  Всевышний называет Дуа к Нему очищением Имана от ширка:

فَإِذَا رَكِبُوا فِي الْفُلْكِ دَعَوُا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ فَلَمَّا نَجَّاهُمْ إِلَى الْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ

«И когда они едут на судне, то взывают к Аллаху, очищая пред Ним веру. А когда Он спасает их, выводя на сушу, — они придают Ему сотоварищей» (Паук, 65).

Всевышний вот, что сказал о дуа этих мушриков к идолам мертвых “авлия”:

وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِهِ مَا يَمْلِكُونَ مِن قِطْمِيرٍ إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ

«…а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Если вы зовете их, они не слышат вашего зова, а если бы слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они [мертвые или идолы] отвергнут то, что вы их придавали Ему в сотоварищи» (аль-Фатыр, аят13- 14).

Мольба к мёртвым является одним из самых распространённых видов ширка. Всевышний сказал:

وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِ اللّهِ لاَ يَخْلُقُونَ شَيْئاً وَهُمْ يُخْلَقُونَ أَمْواتٌ غَيْرُ أَحْيَاء وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ

«А те, к чему взывают они, помимо Аллаха, не творят ничего, а сами сотворены. Они мертвы, не живы; и не знают они, когда будут воскрешены» (Пчёлы, 20).

Аллах говорит:

وَإِن يَمْسَسْكَ اللّهُ بِضُرٍّ فَلاَ كَاشِفَ لَهُ إِلاَّ هُوَ وَإِن يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدُيرٌ

“Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь”. Сура аль-Анам 17 аят.

Аллах говорит:

أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاء الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ

“Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!”. Сура ан-Намль 62 аят.

Он также сказал:

К Нему обращается зов истинный, а те, к которым они взывают помимо Него, не отвечают им ничем”. Сура ар-Рад 14 аят.

Аллах говорит:

وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّن يَدْعُو مِن دُونِ اللَّهِ مَن لَّا يَسْتَجِيبُ لَهُ إِلَى يَومِ الْقِيَامَةِ وَهُمْ عَن دُعَائِهِمْ غَافِلُونَ وَإِذَا حُشِرَ النَّاسُ كَانُوا لَهُمْ أَعْدَاء وَكَانُوا بِعِبَادَتِهِمْ كَافِرِينَ

“Кто же находится в большем заблуждении, чем те,  которые взывают (яд’уна мин дуниЛлахи) вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове ?!

А когда люди будут собраны (в Судный День), они станут их врагами и будут отвергать их поклонение (ва кану би ‘Ибадатихим Кяфирин)”. Сура Ахкъаф. 5,6, аяты.

Аллах говорит:

وَإِذَا مَسَّ الْإِنسَانَ ضُرٌّ دَعَا رَبَّهُ مُنِيباً إِلَيْهِ ثُمَّ إِذَا خَوَّلَهُ نِعْمَةً مِّنْهُ نَسِيَ مَا كَانَ يَدْعُو إِلَيْهِ مِن قَبْلُ وَجَعَلَ لِلَّهِ أَندَاداً لِّيُضِلَّ عَن سَبِيلِهِ قُلْ تَمَتَّعْ بِكُفْرِكَ قَلِيلاً إِنَّكَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ

“Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде, и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину, ты будешь одним из обитателей Огня»”. Сура аз-Замр 8 аят.

Имам ат-Табари аш-Шафии [умер в 312 г по Хиджре] так толкует этот аят, в своем Тафсире: “Аллах говорит: [Когда человека коснется вред] болезнь в его теле, либо трудность или опасность в жизни, [он взывает к своему Господу], он призывает о помощи и спасении [“истагьаса би Роббихи”] к Господу своему, который создал его, т.к. ему очень сложно, он обращается к Нему, чтоб Он устранил трудность. А Слова Его [человек забывает Того, к Кому он взывал прежде], означают что перестал взывать тот, кто  раньше взывал к Аллаху чтоб Он удалил его беды, [и равняет с Аллахом других], т.е. ставит сотоварищей Ему”. 10 том, стр. 617.

Слова Аллаха ясны, что делающий подобное будет в огне, а ат-Табари ясно сказал, что взывание о помощи [“истигьаса”] должна быть обращена только к Аллаху, и всегда к Аллаху, а обращение ее [“истигьасы”] к другим, есть придавание Ему сотоварищей.

2- Слова Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует; Аллах гневается на того, кто не просит у Него”. (Ахмад 2/442, «Адаб аль-Муфрад» аль-Бухари (658), ат-Тирмизи (3770), Ибн Маджа (3827).

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если просишь, то проси Аллаха, а если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаху». (Передал ат-Тирмизи и сказал, что хадис хороший, достоверный).

3- Теперь слова Алимов, кто говорил, что прибегать за помощью и спасением не к Аллаху, а к творениям, не дозволено, приводя в пример такие виды дуа как “исти’аза” и “истигьаса”:

  • Ибн Хузейма аш-Шафии[4] говорит в своей книге “Китаб ат-Тавхид”, оговаривая  хадис о прибегании за защитой к Словам Аллаха [“калимату-Ллахи ат-таммат”]: “И разве вам неизвестно, что не возможно, чтоб Пророк, e, приказал прибегать за помощью [“исти’аза”] к творениям Аллаха от зла других творений? Слышали ли вы, чтоб кто то из Алимов дозволил для тех, кто делает дуа, сказать: “Я прибегаю к каабе, от зла творений Аллаха, или сказать: “Я прибегаю к Саффе и Марве от зла творений Аллаха…”. Это не может сказать, и не может дозволить мусульманин, знающий религию Аллаха. Невозможно чтоб мусульманин прибегал за помощью к творениям Аллаха, от зла творений”. 1 том стр. 400.
  • Имам Байхаки аш-Шафии [думаю не надо объяснять, кто это], говорил в своей книге «Асмау ва Сифат», тоже по поводу “исти’азы” [прибеганием за спасением] к творениям: “И не верно [действие того], кто прибегает за спасением к творению от творения”. Том 1 стр. 477.
  • Так же говорил Имам Багави аш-Шафии [5 век по Хиджре] [думаю не надо объяснять кто это], и многие другие Алимы из других мазxабов.

Пророк делал “исти’азу” [прибегал за спасением] к Словам Аллаха и Сифатам Его [как “Вадж” например]. Хадис у Муслима: “Прибегаю за спасением к Словам Аллаха”. Хадис  Бухари: “Я прибегаю за спасением к Твоему Лику [Ваджу]”. Эти хадисы указывают что “исти’аза” [прибегание за спасением] к Аллаху и Его несотворенным Сифатам можно, а прибегание к сотворенному запрещено, и это есть Ширк.

 

  • Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби аш-Шафии [4 век по Хиджре] сказал:  “Не прибегают за защитой, к кому-то помимо Аллаха или  Его Сифатов, так как все кроме Него, и Его Сифатов творения! Поэтому Его Слова описаны как “ат-таммат”,- совершенные, а не найдется творения, кроме как в нем найдется недостаток. И прибегание за защитой к творению,- есть Ширк делающий Тавхид не действительным. Так как в этом действии опустошение обязательного метода обращения к Аллаху от Его творений”. Приводит ас-Свейди аш-Шафии в книге  “аль-Акд ас-Самин” стр. 225.
  • Аш-Шахеристани аш-Шафии [где-то 5 век по Хиджре] говорит, описывая Ширк времен “джахилии”, и суть обожествления идолов: “Когда народ стал простаивать, обратившись к ним, это простаивание являлось поклонением им, а требование от них своих нужд, было утверждением божественности для них [“Улухия”]”. В своей книге “Миляль ва нихаль”, 2 том стр. 259
  • Кадзий, Абу АбдуЛлах аль-Хулейми аш-Шафии [умер в 403 г. По Хиджре], указал, что любовь возвеличивание к Пророку, e, не должно доводить до совершения Ширка в дуа и других видах поклонения сказав: “Аллах, Он есть объект поклонения, а не посланник Его, e, Он есть единственный, к Кому обращаются с нуждами [от Кого желают] и от Кого страшатся”. В своей книге “аль-Минхадж фи шу’аб аль-иман” 1 том стр. 238.
  • Абу аль-Музоффар ас-Сам’ани[5] аш-Шафии  в своем тафсире к Словам Аллаха:

هُوَ الْحَيُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

“Он – Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру [мухлисин]”. Сура Гьофир 65 аят.

Сказал: “Дуа [взов] в Ихласе [искренний], это значит не взывать помимо Него ни к кому”. 5 том стр. 30.

 

  • Известный Суфий, Абу Язид Бастами [4 век, если не ошибаюсь]: «Истигьаса» [обращение за помощью  в трудной ситуации] создания к другому созданию, как «истигьаса» утопающего к другому утопающему».
  • Также известны слова Суфия Абу ‘АбдуЛлаха аль-Кьурши «Истигьаса» создания (человека) к другому созданию, — как «истигьаса» заключенного в тюрьме к другому заключенному». Приводит Шейх аль-Ислам Ибн Теймия в «Мажмуат Фатава» том 1 стр. 106. Также Шейх, Муфассир, Махмуд Афанди Алуси в своем известном тафсире 35 аята суры аль-Маида: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения (василя) к Нему». Тафсир «Рух аль-Маани» том 4 стр. 475.
  • Ибн ‘Акьиль Ханбали [умер в 513 г. По Хиджре]: «А когда стали тяжелы для невежд и этих шаек, (шариатские) обязанности, они отклонились от Шариатских положений к возвеличиванию других положений, которые они сами для себя постановили… Они для меня неверные за эти положения; (и это такие положения) как: возвеличивание могил, тем что порицается в Шариате, как зажигание огней на них, целование их, обращения к мертвым с просьбами, писанина на тряпочках: «О владыка мой, сделай мне то-то и то-то, и подвешивание этих кусочков материи на деревья,- это следование за теми, кто поклонялся аль-Лату и Уззе«. Приводит Ибн Каийим аль-Джавзия в «Игьасатуль Лахфан» стр. 201.
  • Это же приводит Ибн Джавзи Ханбали [6 век по Хиджре], ученик Ибн Акьиля в книге “Талбис иблис”.

Это лишь некоторые слова Шафиитских и Ханбалитских Ученых, я тебе могу привести десяток слов ученых Маликитов и Ханафитов, по этому поводу, которые жили до Шейха аль-Ислама Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах.

Теперь я попрошу тебя уважаемый брат, привести мне доводы с Корана и Сунны, именно по поводу необходимости или желательности обращения просьб, дуа [“исти’аны”, “истигьасы” и “исти’азы”] к умершим праведникам или Пророкам. Прошу не приводить истории, где идет речь о “тавассуле” через “хакк” и “джах”  Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо истории от табиинов или поздних ученых, где идет речь об обращении к Пророку, попросить Аллаха дождь и т.п. так как это вид “тавассуля” через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, a не аргумент в пользу дозволенности требования помощи, спасения, и прибегание к защите и покровительству,  к кому-то из творения, или чему-то, кроме Аллаха.

Ва – саламу алайкум ва рахматуЛлах ва баракатуху.

 


[1] См. книгу Ибн Теймийи «аль-Къаида аль-джалиля фи ат-таувассуль ва ль-василя». Книга «Тасхих ад-дуа» стр. 250 Шейха Бакра Абу Зейда. Комментарий Шейха Ибн База, к «Фатх аль-Бари» 2\495.

[2] Известный турецкий библиограф Хадж Халифа (род. 1017 Хиджри) в своей известной книге-энциклопедии «Кашф аз-зунун», указал, что Имам Иззу-дин написал книгу «Рисаля фи аль-къутб ва аль-абдаль аль-арбаин»:

رسالة في القطب والغوث والابدال الأربعين وغيرهم للشيخ عز الدين عبد العزيز بن عبد السلام الدمشقي المتوفى سنة 65 ستين وستمائة بين فيها بطلان قول الناس فيهم وعدم وجودهم كما زعموا

«В ней, он пояснил несостоятельность утверждений о них (суфийских кутбах и гъувсах) и их существовании, как считают некоторые (псевдо-суфии)».

[3] Его звали Абу аль-Хасан Ахмад ибн Мухаммад ибн Джафар ибн Хамдан аль-Кудури (362-428 гг.х.). Он был известным законоведом, учителем аль-Хатиба аль-Багдади.

[4] Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузейма ибн Мугира ибн Салях ибн Бакр, аш-Шафии по прозвищу Имам Имамов, он являлся «сосудом» Знания и «морем» в нем, (он был) из тех, кто путешествовал в поисках знаний по разным странам, отправлялся «за горизонт» требуя Знания и  слушая Хадис. Написал много книг и собрал много трудов, из его работ «Сахих», (эта книга) из полезнейших и величайших книг. Он был из Муджтахидов в религии Ислам. Ибн Касир аш-Шафии  в «Бидаят ва Нихаят» том 2 стр 1696.

[5] Мансур ибн Мухаммад ас-Самьани, автор многих книг, из них книга по «Усуль аль-Фикьх», называется «аль-Кьаватиа», про которую сказал ас-Субки: «Я не знаю в науке «Усуль», книги лучше, чем книга «аль-Кьаватиа»». Табакьат аш-Шафиия 5/343.

Сказал Джувейни: «Если был бы Фикьх рубашкой сложенной, то Абу аль-Музоффар ас-Самьани был бы его образцовой маркой». Табакьат аш-Шафиия 5/342.

 

Advertisements
5 комментариев leave one →
  1. Эльдар permalink
    Апрель 28, 2010 23:38

    Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». (17:81)
    Ассалам алайкум ва рахматулагь.
    Дорогой Брат,прошу Аллаха увеличить твои знания.

  2. Апрель 30, 2010 19:54

    Сообщается, что (однажды, когда) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, (у которой болела голова,) воскликнула: «О, моя голова!» — посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я полагаю, чтобы если бы это случилось1 при моей жизни, то тогда я просил бы Аллаха прощения для тебя и обращался бы к Аллаху с мольбами за тебя!». аль-Бухари 5666.
    1- Т.е. если бы ты умерла.

    Из этих слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, понимается что: Если он умрет раньше чем Аиша, то он не сможет уже просить Аллаха для нее прощения и обращаться к Аллаху с мольбами за нее! Ни для нее, ни тем более для кого то другого.

    قالت عائشة : وارأساه ، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ( ذاك لو كان وأنا حي فأستغفر لك وأدعو لك ) . فقالت عائشة : واثكلياه ، والله إني لأظنك تحب موتي ، ولو كان ذلك ، لظللت آخر يومك معرسا ببعض أزواجك ، فقال النبي صلى الله عليه وسلم : ( بل أنا وارأساه ، لقد هممت ، أو أردت ، أن أرسل إلى أبي بكر وابنه وأعهد : أن يقول القائلون ، أو يتمنى المتمنون ، ثم قلت : يأبى الله ويدفع المؤمنون ، أو يدفع الله ويأبى المؤمنون ) .
    الراوي: عائشة المحدث: البخاري – المصدر: صحيح البخاري – الصفحة أو الرقم: 5666
    خلاصة حكم المحدث: [صحيح]

  3. Май 24, 2010 23:44

    Передал Кади Ийад Ас-Сабти (476-544 х/1083-1149 м) из ученых маликитского масхаба в двух своих книгах «Аш Шифа би Таърифи Хукукиль Мустафа» и «Тартибуль Мадарик ва Такърибуль Масалик ли Маърифати Аълями Мазхаби Малик» от Имама Малика

    Ответ на эту историю:

    Отвечу коротко по поводу иснада этой истории приведенной Кадием Йядзом в «Шифа».
    Изначально укажу, что никто это действие приведенное Учеными в своих книгах, ширком не считает:

    1) Цепочка идет через Мухаммада ибн Хамида ар-Рази (родился в 160г.).
    Он был из «обвиненных во лжи» передатчиков! Его передачи не принимаются.
    1) Сказал ан-Насаи: «Он не достоин доверия».
    2) Сказал Абу Зуръа ар-Рази: «Мы знаем что он лжет».
    3) Сказал аз-Захаби: «Он слабый, не принимается от него».
    См. книги «Тахзиб аль-Камаль фи риджаль» 8\102, : «»Камаль» Ибн Адий 6\2277, : «аль-Маджрухин» Ибн Хиббана 2\303,: «аль-Мугни», «Сияр» Имама аз-Захаби.

    2) В этом иснаде так же есть прерывание, в силу того, что Ибн Хамид не встречал Имама Малика, и тем более не мог эту историю самостоятельно наблюдать, т.к. Абу Джаъфар аль-Мансур умер в Мекке в 158 году, а Ибн Хамид родился в 160 а умер в 248 г. Имам Малик же умер в 179 г. Ибн Хамид не мог это никак застать, тем более он как указывают, вышел из своей страны (Хурасан) с отцом, когда уже был взрослым. (См. «Сорим аль-Менкий» стр. 260).

    3) И если этот Ибн Хамид, сам по себе не достоин доверия, то как быть, когда он не ясно от кого ее передает, от Имама Малика?

    4) Те из ученных Ирака, кто доверял ему, делали это ввиду, своего незнания его истинного положения, т.к. он был из Хорасана, но ученые с его местности знали его лучше. Поэтому критика Имама Абу Зуръа ар-Рази и ан-Насаи, принимается абсолютно.
    Абу Али ан-Нейсабури говорил: «Я однажды сказал Ибн Хузейме (Имам аль-Аимма): «О если бы (вы), наш учитель, рассказали бы нам (хадисы, переданные) от Мухаммада ибн Хамида, ведь Ахмад ибн Ханбаль, похвально о нем отзывался». Он (Ибн Хузейма) сказал: «Поистине он не знает его. А если бы знал, как его знаем мы, то никогда бы о нем похвально не отозвался!». См. «Сияр» 3\3413. Издательство «Бейт афкар ад-доувлийя».

    5) Через подобные передачи по мнению Маликитов, не подтверждается мнение Имама Малика.

    Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, рахимаху Ллах, указывая на недостоверность этой истории, очень ясно указывает:
    «Эту историю не приводит ни один из известных соратников Имама Малика, бравших от него (знания). Мухаммад ибн Хамид, слабый передатчик у ученных Хадиса если он передает с иснадом, а что же говорить, если он поднимает историю до Имама, не ясно от кого, и известную только от него!? Это если считать ее достоверной от него. Соратники Малика единогласны, что через такого рода передачи, не утверждается мнение Имама Малика в Фикхе. Мало того, если от него (Имама Малика) передавали (ученные) Шама, как Валид ибн Муслим, Марван ибн Мухаммад ат-Тотри, то они (соратники Имама Малика), считали неприемлемыми (слабыми) их передачи. Они опирались на передачи от (ученых) Мединцев и Египтян, а что же тогда говорить о истории, которая противоречит известному, через многие пути от него, мнению, переданную от (ученного) с Хурасана, который его не застал, да еще и слабый в передаче!?». См. Маджмуат аль-Фатава. 1\228.

    • Эльдар permalink
      Май 25, 2010 09:58

      Ассалам алайкум ва рахматуллагь!Имам, а что передавал Кади Ийад Ас-Сабти.Не понял этот момент?

      • Май 25, 2010 13:21

        Ваалейкум салам ва рахматуЛлах ва баракатуху.
        «Передал Аль Кади Абу Абдиллях Мухаммад бин АбдирРахман Аль Ашъари и Абуль Касим Ахмад бин Бакий Аль Хаким и другие с путем иджазы/разрешения: Передал Абуль Аббас Ахмад бин Умар бин Дильхас: Нам передал Абуль Хасан Али бин Фихр: Передал нам Абу Бакр Мухаммад бин Ахмад бин Фарадж: Передал нам Абуль Хасан Абдуллах бин Мунтаб: Передал нам Якуб бин Исхак бин Аби Исраиль: Передал нам Ибн Хумейд:
        Поспорил Абу Джаъфар Амириль Муъминин (второй халиф Аббасидов) с Имамом Маликом в мечети Посланника Аллаха салля Ллаhу аляйhи ва салляма и сказал ему Малик: О Амириль Муъминин! Не повышай голос в этой мечети, потому что Всевышний Аллах сделал некоторым людям замечание:
        «…Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (Комнаты 2)
        И хорошо отозвался о некоторых людях:
        «Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил (или раскрыл) для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда» (Комнаты 3)
        Порицал Аллах некоторых людей:
        «Воистину, большинство из тех, которые зовут тебя из-за пределов комнат, не разумеют» (Комнаты 4)
        Проявление уважения к нему после смерти такое же, как и при жизни. И повиновался ему Абу Джаъфар и сказал: О Аба АбдиЛлях (Малик)! Направиться ли мне к кибле и делать дуа или повернуться к Посланнику Аллаха салля Ллаhу аляйhи ва салляма? Сказал ему Малик: Зачем отворачивать лицо от него в то время как он твой посредник и посредник твоего отца Адама алейхи ссалям к Аллаха Всевышнему в День Суда. Наоборот повернись к нему и испрашивай у него шафаъат, чтобы Аллах принял его ходатайство о тебе.
        Сказал Всевышний Аллах:
        «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным» (Женщины 64)
        Источник: Кади Ийад: Аш Шифа: 595-596

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: