Skip to content

«Таъвиль» или банальное незнание арабского языка?

Март 29, 2010

بسم الله الرحمن الرحيم

Некоторые приверженцы ашаритского каляма приводят, передаваемые от сподвижников, толкования Корана, называя их «таъвилем» Качеств и Атрибутов Аллаха. Однако если мы углубимся в понимание текстов, то поймем, что никто не толковал Атрибуты аллегорически, а лишь указывал на значения текстов в арабском языке. Просто кто-то сегодня путает слова и понятия.

Передается что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Аллах сказал (وَالسَّمَاء بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ) «Мы воздвигли небо благодаря могуществу». Т.е. могуществом и силой». Приводит Куртуби и др.

Тем самым по их мнению Ибн Аббас, аллегорически толкует Атрибут Аллаха Руки (аль-Яд).

Однако, надо знать арабский язык, прежде чем утверждать подобное. Слово (الأيد) «аль-Айд», совсем не означает мн. число арабского слова (اليد) «аль-Яд», основой этого является слово (أيد) «Айд». Сказал языковед прошлого, Ибн Манзур, в книге-словаре «аль-Лисан», глава (أيد): «»Айд» значит, сила… Как в Словах Аллаха: (واذكر عبدنا داود ذا الأَيْد) «и вспомни раба Нашего, Дауда, обладателя мощи (аль-айд)». Т.е. мощи… (التأْيـيد) «тайийд» — масдар глагола «айядту» (поддержал), что значит, добавил силы. Аллах сказал: (إِذ أَيدتك بروح القدس)  «Я поддержал тебя Святым Духом»…». Книга «Лисан аль-Араб».

На это в принципе отвечает и сам Имам аль-Ашари в своей книге «аль-Ибана» опровергая доводы джахмитов и муътазилитов, аллегорически толковавших Атрибут Руки:

مسألة: وقد اعتل معتل بقول الله تعالى: {والسماء بنيناها بأيد} الذاريات47، قالوا: الأيد القوة، فوجب أن يكون معنى قوله تعالى: {بيدي} ص75، بقدرتي، قيل لهم: هذا التأويل فاسد من وجوه:

أحدها: أن «الأيد» ليس بجمع لليد؛ لأن جمع «يد» أيدي، وجمع «اليد» التي هي نعمة أيادي، وإنما قال تعالى: {لما خلقت بيدي} ص75، فبطل بذلك أن يكون معنى قوله: {بيدي} ، معنى قوله: بنيناها بأيد

«Этот неблагоразумный, выставил для себя отговоркой Слова Аллаха: «(وَالسَّمَاء بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ) «Мы воздвигли небо благодаря могуществу». Сказав, что «аль-айд»- есть сила, и таким образом обязательно следует толковать смысл Слов Аллаха: «»би-ядейн»- Двумя Руками, как двумя силами». Им следует ответить, что этот «таъвиль», несостоятелен в двух сторон: 1) (الأيد) «аль-айд», не является мн. числом (اليد) «аль-яд», его мн. число (أيدي) «аль-айдий», а мн. числом (اليد) «аль-яд»- что означает силу, будет (أيادي) «айядий». Аллах сказал:» (لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ) кого Я сотворили Своими обеими Руками». Этим становится не состоятельным, чтоб смысл (بِيَدَيَّ) Двумя Руками, был подобен смыслу (بَنَيْنَاهَا بِأَيْد) Мы воздвигли благодаря могуществу». См. «аль-Ибана» стр. 108.

وقال ابن خزيمة في التوحيد: (وزعم بعض الجهمية: أن معنى قوله: «خلق الله آدم بيديه» أي بقوته، فزعم أن اليد هي القوة، وهذا من التبديل أيضا، وهو جهل بلغة العرب، والقوة إنما تسمى الأيد بلغة العرب، لا اليد، فمن لا يفرق بين اليد والأيد فهو إلى التعليم والتسليم إلى الكتاتيب أحوج منه إلى الترؤس والمناظرة.) التوحيد ص87

Сказал Имам Ибн Хузейма аш-Шафии: «Некоторые джахмиты считают, что смысл (خلق الله آدم بيديه) Аллах создал Адама Своими Двумя Руками, значит Своими двумя силами. Они считают, что (اليد) аль-яд есть сила. Это относится к подмене, и является невежеством в понимании арабского языка. Сила в арабском языке называется (الأيد) аль-айд, а тот, кто не видит в этом разницы, то ему следует еще учиться и учиться, а не лезть в диалог и спор». См. «ат-Таувхид» стр. 87.

Опровержение на все домыслы по поводу «таъвиля» Сахабов и Имамов прошлого, вы сможете прочитать в книге «аль-Ашаира фи мизан Ахлю-Сунна» Шейха Фесала аль-Джасима на стр. 547 — 592.

Реклама
19 комментариев leave one →
  1. Абу Салих permalink
    Март 30, 2010 07:30

    Ассалямуалейкум ахи! джазакаллаху хайран !

  2. Ибрахим permalink
    Март 30, 2010 08:30

    ассаламу алейкум брат. Когда речь заходит о сыфатах суфии приводят вот этот хадис- 142 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил (её): «Кто это?» (Аиша) сказала: «Такая- то», — и стала рассказывать о том, как она молится, (что же касается Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то) он сказал: «Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь, а больше всего (Аллах) любит такие религиозные (дела), которые совершающий их совершает постоянно». (Аль-Бухари; Муслим) и говорят,что вот если вы оставляете без толкования аяты корана,то получается Аллах утомляется а’узубиллях. Как растолковать этот хадис и вообще тут получается ли аналогия с аятами из Кур’ана? Короче как ответить брат? Джазакаллаху хайран

    • Март 30, 2010 11:32

      Ваалейкум салам брат. Поверь все что они приводят это слабые домыслы и спешка. Если бы они действительно желали бы разобраться а не просто выдать очередной сомнительный довод в сторону убеждений Ахлю-Сунна, то они поняли глупость этих «доводов».
      وعن عائشة رضي الله عنها أن النبي صلى الله عليه وسلم دخل عليها وعندها امرأة قال‏:‏ من هذه‏؟‏ قالت‏:‏ هذه فلانة تذكر من صلاتها قال‏:‏ ‏»‏ مه عليكم بما تطيقون، فوالله لا يمل الله حتى تملوا‏»‏ وكان أحب الدين إليه ما داوم صاحبه عليه‏.‏ ‏(‏‏(‏متفق عليه‏)‏‏)‏ ‏.‏
      Арабский глагол в отрицательной форме (لا يمل) означает: не перестанет, не надоест. И понимать надо в контексте, а не просто выбирать самое неподходящее значение и кричать, что здесь без таъвиля не обойтись…

      142. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил (её):
      «Кто это?» (Аиша) сказала: «Такая-то», — и стала рассказывать о том, как она молится,1 (что же касается Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то) он сказал: «Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не «утомится», пока сами вы не утомитесь, а больше всего (Аллах) любит такие религиозные (дела), которые совершающий их совершает постоянно». (Аль-Бухари; Муслим)
      «Аллах не утомится» (ля йамалю-Ллаху): это значит, что Он не перестанет вознаграждать вас и воздавать за дела ваши и не будет относиться к вам как тот, кто тяготится, «пока сами вы не утомитесь» (хатта тамаллю) и не прекратите, следовательно, вам надлежит браться за то, что вы в состоянии совершать постоянно, чтобы Он постоянно награждал вас и оказывал вам Свои милости.

      Просто изначально не следовало так переводить.

  3. Ибрахим permalink
    Март 30, 2010 13:57

    Я так и думал,что это снова фокус с переводом.только проверить с арабского у меня не хватает знаний, банального знания арабского 🙂 Баракаллаху фикум брат. Очень помог

  4. Ибрахим permalink
    Март 30, 2010 18:37

    БРАТ,ВОТ НА ЭТО НАТКНУЛСЯ Я НА ТОМ САМОМ КОУСАРИТСКОМ САЙТЕ —
    Ибн Усеймин приписывает Аллаху сыфат «утомление»!!!! Бухари и Муслим передают достоверный хадис , который буквально звучит так: «Аллах не утомится, пока не утомитесь вы». Известный ваххабитский ученый Ибн Усеймин , комментируя этот хадис, сказал: و اذه للملا يذلا مهفي نم رهاظ ثيدحلا نأ هللا فصتي هب سيل انللمك نحن نأل انللم نحن للم بعت و لسك و امأ للم هللا هنإف ةفص صتخي هب لج و الع Перевод: «И это утомление, которое понимается из буквального смысла хадиса , что Аллах описывается им (утомлением), (которое) не как у нас, потому что наше утомление — это утомление трудности и лени; а что касается утомления Аллаха, то это атрибут (сыфат), (которым) Он характеризуется». (См.: Рияд ас-салихиин с комментариями Ибн Усеймина, изд- во: Мактаба ас-сафа, Каир, 2004 г., стр. 78., см. комментарий к хадису №146.) Обратите внимание на его слова: «А что касается утомления Аллаха, то это атрибут (сыфат), (которым) Он характеризуется». Фактически, Ибн Усеймин утверждает, что у Аллаха есть сыфат «утомление», но не такой, как у нас; что Аллах утомляется, но не так, как мы. Вот до чего довел ваххабитов их грубый буквализм в понимании текстов об Аллахе . Разве можно Аллаху приписывать качество утомления ????? Ведь это недостаток. Нет, разумеется нельзя!!!! Ибо Аллах чист и превыше всех недостатков!!!! Замечу, что иудеи и христиане то же приписывают Аллаху утомление и другие недостатки , как невежество, немощность и т.п.≡≡
    ОТВЕТЬ ПОЖАЛУЙСТА БРАТ,ГОВОРИЛ ЛИ ТАКОЕ УСЕЙМИН ИЛИ ЧТО ОН ВООБЩЕ ИМЕЛ ВВИДУ?

    • Март 30, 2010 21:29

      Перевод: «И это утомление, которое понимается из буквального смысла хадиса , что Аллах описывается им (утомлением), (которое) не как у нас, потому что наше утомление – это утомление трудности и лени; а что касается утомления Аллаха, то это атрибут (сыфат), (которым) Он характеризуется». (См.: Рияд ас-салихиин с комментариями Ибн Усеймина, изд- во: Мактаба ас-сафа, Каир, 2004 г., стр. 78., см. комментарий к хадису №146.)

      Этот перевод, не более чем тот самый буквализм, в котором переводчик обвиняет Шейха, и уже сам следует не за указанием в его словах, а затем как бы выставить Ученого заблудшим… Цитата выдрана из контекста его слов, и прослушав все слова Шейха можно понять что он имеет ввиду.
      Арабский глагол:
      مَلَّ (и/а) مَلَلٌ
      скучать, испытывать скуку; مَلِلْتُ منه или مَلِلْتـُه мне это надоело; يمل لا неутомимый;
      من الحديث لن نملّ нам не надоест говорить; .. من تكرار القول ان لا يملّ ему не надоедает повторять что-то…
      В том контексте, что этот глагол приходит в хадисе и в пояснении Шейха, его следует правильно понимать. Контекст хадиса я пояснил.
      Теперь слова Шейха послушаем с самого начала: ««Аллах не «утомится», пока сами вы не утомитесь (не перестаете совершать дела)». Т.е Аллах даст вам награду по мере ваших дел, покуда вы будете постоянны в делах, Аллах будет вам воздавать наградой, за них. И это «утомление, скука, переставание, надоедание, (вознаграждать)», которое понимается из хадиса, что Аллах этим описывается, не подобно нашему «утомлению, скуке, переставанию, надоеданию, (вознаграждать)», т.к. наше «утомление, скука, переставание, надоедание», от утомления (усталости. Слово (تعب) не переводится как трудность, как перевел этот переводчик!!!) и лени. А «утомление, скука, переставание, надоедание (вознаграждать)» Аллаха, это качество Его, но Его не постигает, ни утомление, ни лень. Аллах говорит: «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и Нас ничуть не коснулась усталость». Сура Къаф 38 аят.». Конец цитаты.
      И после всех этих слов, какое значение слова (ملل) выберет объективный слушатель???
      Что это за утомление, если Шейх имел это в виду, которое не является утомлением, усталостью и ленью??? Шейх в конце цитаты (которую переводчик намеренно оборвал), сам отрицает от этого слова, значение усталости, утомления и лени! И какое значение тогда остается?
      Шейх говорит о том, что Аллах перестает что-то делать, не из-за усталости, утомленности и т.п. Его не постигает ни усталость, ни лень, Его не постигает ни дремота, ни сон, Он Живой Сущий!
      Я прослушал это с его урока 22 кассета сторона А.
      http://www.ibnothaimeen.com/publish/cat_index_144.shtml
      Книга, на которую ссылался этот переводчик, составлена по урокам с аудио кассет.

  5. Март 31, 2010 01:28

    ДжазакаЛлагьу хайран брат, помимо той информации, которой ты делишься с нами, ты еще подталкиваешь нас к получению знаний, т.к. с каждым новым, что узнаешь с религии, начинаешь понимать, как мало ты знаешь, и как много нужно учиться. ХаякаЛлагь!

  6. Ибрахим permalink
    Март 31, 2010 05:08

    джазакаллаху хайран брат. столько лжи субханаллах. возникает у меня мысль,что все это кто то делает целенаправлено со стороны. просто так,чтобы лгать ученых у человека, считающего себя мусульманином должно быть хоть какое то чувство страха перед Аллахом

  7. Имран permalink
    Март 31, 2010 11:37

    Ас-Салам Алейкум.
    Имам дай ответ, пожалуйста.
    Кто прав из этих двух авторов?
    ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХАРИДЖИЗМА В ВОПРОСАХ ТАКФИРА, КРОВИ И ИМУЩЕСТВА
    Или же:
    Фетва Ибн Къайима: ТIарикъуль гьиджратайн 440-442.
    Уже не поймешь. Столько групп о мнений. Со мной рядом люди, которые придерживаются со всем непонятных мне убеждений и мнений. Аллаху лучше известно, мне кажется будет правильнее узнать у людей изучающих религию у ученых, непосредственно. Я постоянно читаю твои работы хотя многие братья предостерегают. Можно сказать я один из нашего кружка. Надеюсь ты ответишь, так как мне больше не от кого узнать где здесь правда где ложь или может две статьи ложь.

    • Март 31, 2010 13:30

      Ваалейкум ассалам. Прав в этом вопросе Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, который не делал разницы между видами ширка, если в него попадал кто-то из мусульман из-за невежества, таъвиля…
      Почитай здесь

      Ясным доводом на это является его книга в опровержении аль-Бакри, и его жизнь в этот период, читайте его биографию.
      Шейх Ибн Теймийя в Каире 709-712 годы
      Суждение ученых Ахлю-Сунны, и учеников Ибн Теймийи в биографии этого аль-Бакри, так же показывают что они не постановили о нем, что он мушрик (хоть он и призывал к этому считая что там нет ширка), а писали как о заблудшем мусульманине.

  8. Ибрахим 2 permalink
    Апрель 8, 2010 02:44

    Ассаляму алайкум.
    Брат, не мог бы ты разъяснить мне этот хадис:

    «Поистине Аллах находится перед вами, когда вы совершаете намаз, поэтому не плюйте перед собой».(Бухари, Муслим)

    Как это понимать? Как это соотносить с возвышенностью Аллаха над Аршем. Ашариты приводят это как довод, что нельзя понимать сыфаты буквально, и мне нечем тут возразить. Дело тут не в спорах, а в том, что я сам не могу это понять.
    Баракаллаху фик.

    • Ибрахим 2 permalink
      Апрель 8, 2010 05:06

      Вопрос снимается, брат. Прочитал то, что ты выставил из фатвы ибн Таймийи и для себя в общем понял. Примерно такое же убеждение у меня и самого было, только не знал как это выразить.
      Эх, до чего нас этот калям довел! Лучше бы те первые калямщики джихадом занимались вместо этого…
      Брат, ты лучше напиши как там Салман аль Ауда и «аль-Васатыйа» поживают ))) На салаф-форуме меня вообще не поняли, когда спросил. Надеюсь, что ты поймешь, так как в Саудии находишься. Мне просто не понятно, что они там мутят. Каким образом Салман аль Ауда стал вдруг «умеренным»? Его сейчас все васатыйские сайты рекламируют как «умеренного салафита». Он же ведь как-раз наоборот был раньше. На всякие мысли просто наталкивает…. Может он никогда и не был салафитом? Или может я чего-то путаю? Но это не к спеху, конечно. Но был бы очень признателен, брат, если бы ты меня просветил относительно этой ситуации, если, конечно, ты в курсе о ней.
      Баракаллаху фик.

      • Ибрахим 2 permalink
        Апрель 8, 2010 22:46

        Джазакаллаху хайран, брат. Пусть Аллах облегчит тебе путь требования знаний.
        Тот другой мой вопрос про «Аль-Васатыйа» и Салмана аль-Авда лучше наверно убрать отсюда, если нет ответа, потому что это пока мои домыслы и предположения.

  9. Джамиля permalink
    Апрель 8, 2010 08:57

    Ассаламу алейкум! Хочу выразить большую благодарность вам за этот блог! Он очень актуальный и востребованный. Да вознаградит вас Аллах!

    • Апрель 8, 2010 11:15

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлах. БаракаЛлаху фики. Взаимно, во всех благих пожеланиях.

  10. Андрей permalink
    Октябрь 26, 2010 18:47

    Сколько бы не отвечал друзьям Ас-Салам Алейкум Ну не когда не задумывался как это переводится на русский язык?? Обьясните пожалуйсто!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: