Skip to content

Имам Ибн Хузейма, отведение сомнений

Март 15, 2010

بسم الله الرحمن الرحيم

Заметка: По поводу Имама Ибн Хузеймы[1], да смилуется над ним Аллах, и якобы его отказа от книги «Таувхид»,- это домыслы «джахмита» Саккафа, и того, кто использовал его методологию.

Имам аль-Байхакъи, нигде не пишет о сожалении Ибн Хузеймы по поводу  написания книги «Таувхид» (Единобожие), он описывал историю, что произошла между ним и некоторыми мутакаллимами по вопросу «Каляму-Ллах» (Речи Аллаха). История эта со слов Бушанджи (который неизвестный рассказчик!). Приводит эту историю аль-Байхакъи, следом за историей спора по вопросу «Каляму-Ллах», и в конце аль-Байхаки говорит, что он сожалел о том, что сказал, т.е. в этом споре с ними. НЕТ и речи о книге «Таувхид»!!! Это наговор и домыслы!  Где слова, что он сожалел о написании книги!? Слово «книги», нет!

قلت : القصة فيه طويلة ، وقد رجع محمد بن إسحاق إلى طريقة السلف وتلهف على ما قال

Слова аль-Байхаки: «Я скажу: История об этом длинная. Мухамад ибн Исхакъ вернулся к пути Салафов, и сожалел о том, что сказал».

Далее скажу: Убеждения Ахлю-Сунны в этом и многих других вопросах, пояснял известный Ученый, Хафиз, Имам Абу Усман ас-Сабуни аш-Шафии (373-449), он был учителем самого аль-Байхакъи в хадисе. Так вот в конце своей книги он перечисляет ученых, которые были на тех же убеждения что пояснил он. Среди них он перечисляет и Ибн Хузейму, не упоминая никакой тоувбы.

Единственное что упоминается из этого спора и согласия Ибн Хузеймы с некоторыми его учениками, которые поддались некоторому влиянию куллябитов,- это то, что он подписался под их убеждениями которые они принесли ему.

Имам аз-Захаби приводит эту историю в книге «Сияр» в биографии Ибн Хузеймы, со слов аль-Хакима от Абу Бакра, Ахмада ибн Искакъа. История длинная, в общем: когда они (Абу Бакр, Ахмад ибн Исхакъ, Абу Али ас-Сакъафи и Абу Бакр ибн Абу Усман) пришли к Ибн Хузейме и сказали ему: » Что же ты, о учитель, порицаешь в нашем мнении, чтоб мы отказались от этого?» Он сказал: «Вашу склонность к куллябитам. Ведь Имам Ахмад был очень жестким в отношении Ибн Кулляба и его соратников…». Они долго разговаривали, затем я (Абу Бакр, Ахмад ибн Исхакъ) сказал: «Вот я собрал в этой папке основы нашего мнения». Он взял ее и стал размышлять… и сказал: «Я не вижу тут ничего, что бы я сам не говорил». Я попросил его подписаться под ними, что он так же в этом убежден и он написал то, что в последних строках. Затем я сказал чтоб Абу Амру аль-Хейри сохранил то, что он написал»….. Затем , когда они ушли, кто-то пришел к Ибн Хузейме и сказал, что это был подвох с их стороны в отношении него. Ибн Хузейма им поверил и отправил к Абу Амру, чтоб тот вернул то, что он подписал, но Абу Амру отказывался пока не умер Ибн Хузейма.  Я (говорит Абу Бакр, Ахмад ибн Исхакъ) оставил завещание, чтоб это похоронили вместе со мною, чтоб явить это доводом перед ним (Ибн Хузеймой) когда мы предстанем перед Аллахом. В ней было написано: «Коран- Речь Аллаха, и Качество из Его Сущностных Качеств. Ничего из Его Речи не является созданным,  сделанным, новым (мухдас). Тот, кто посчитал, что что-то из него (Речи) созданное или новое (мухдас), или посчитал, что Речь является Его качеством действия, тот джахмит, заблудший нововведенец. Я скажу: Что Аллах не переставал быть Говорящим, Речь Его Сущностное качество. Тот, кто посчитал, что Аллах не говорил кроме одного раза, и не говорил, кроме того, что он говорил, затем истекла Его Речь, тот неверующий. То что Он Снисходит на ближайшее небо и говорит: «Есть ли просящие, чтоб Я ответил на их просьбы?» А тот, кто посчитал, что это Его знание или Его приказ снисходит, тот заблудился! Он Говорит со Своими рабами как пожелает. «Милостивый Возвысился над Троном», не так как сказали джахмиты, что это Он властью охватил, и это не значит овладел. Поистине Аллах обращается к Своим рабам «начинанием» и «возвращением», Он повторяет им Свои истории, приказы и запреты, а тот кто посчитал не так, тот заблудший». И далее упомянул остальные убеждения. Это привел аз-Захаби в «Сияр» 3\4956-4957.

Вот под чем подписался Ибн Хузейма. И что, отсюда следует, что он покаялся от убеждений в книге «Таувхид»? Наоборот из слов аль-Байхакъи можно понять, что он сожалел,  либо вообще об этой истории что произошла, либо он сожалел о том, что подписался под этими словами. Эта история, довод против сегодняшних ашаритов.

Сам Имам Ибн Хузейма, отрицает от себя все эти наговоры и домыслы, про его  куллябитские убеждения.

Сказал аль-Хаким: Я слышал Абу Саида, Абдурахмана ибн аль-Мукъри передававшего от Ибн Хузеймы следующее: «Коран Речь Аллаха, Его откровение, Его ниспослание- не созданное. Тот, кто скажет, что что-то из Его ниспослания и Его откровения созданное, или скажет, что Его Действия созданные, или скажет, что Коран созданный тот джахмит. Тот, кто посмотрит в мои книги, поймет что, куллябиты лжецы в том, что сфабриковали якобы с моих слов. Люди знают, что никто пока еще не написал по теме Единобожия, предопределения и основ знания, подобно моим работам». Приводит Имам аз-Захаби в «Тарих аль-Ислам». Цитата по книге «Манкъиб Имам аш-Шафии ва Табакъат асхабихи» стр. 184. Кадий Шухба аш-Шафии (779-851).


[1] Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузейма ибн Мугира ибн Салях ибн Бакр, аш-Шафии по прозвищу Имам Имамов, он являлся «сосудом» Знания и «морем» в нем, (он был) из тех, кто путешествовал в поисках знаний по разным странам, отправлялся «за горизонт» требуя Знания и слушая Хадис. Учился у Имама аль-Музани и Рабиа ибн Сулеймана аш-Шафии. Написал много книг и собрал много трудов, из его работ «Сахих», (эта книга) из полезнейших и величайших книг. Он был из Муджтахидов в религии Ислам. Ибн Касир аш-Шафии в «Бидаят ва Нихаят» том 2 стр 1696.

Реклама
17 комментариев leave one →
  1. Март 15, 2010 16:36

    Аллаху Акбар! Да сохранит тебя Аллах, простит твои грехи, помилует и введет в Фирдавс Аль-а’ля! Амин!
    احبك في الله

  2. МУХАММАД permalink
    Март 15, 2010 16:45

    альхамдулилЛягьи Рабби аль-‘Аляминь, да возвысит тебя Всевышний Аллагь в степенях, в знании и адабе.

    АМИНЬ!!!

  3. МУХАММАД permalink
    Март 16, 2010 01:13

    брат, ты не серчаешь на меня с вопросами?

    просто в данный момент не обладаю знаниями таковыми, чтобы самому искать это, хвала Аллагьу еще раз, что есть ты.

    • Март 16, 2010 01:39

      Я не серчаю, я просто не успеваю 🙂 И могу забыть…

      • МУХАММАД permalink
        Март 16, 2010 14:06

        ДА АЛЬХАМДУЛИЛЛАГЬ, ТЫ И ТАК БЫСТРО ОТВЕЧАЕШЬ 🙂

  4. Ибрахим permalink
    Март 16, 2010 01:15

    Ассаламу алейкум брат. «Затем , когда они ушли, кто-то пришел к Ибн Хузейме и сказал, что это был подвох с их стороны в отношении него. Ибн Хузейма им поверил и отправил к Абу Амру, чтоб тот вернул то, что он подписал, но Абу Амру отказывался пока не умер

  5. Ибрахим permalink
    Март 16, 2010 01:22

    Затем , когда они ушли, кто-то пришел к Ибн Хузейме и сказал, что это был подвох с их стороны в отношении него. Ибн Хузейма им поверил и отправил к Абу Амру, чтоб тот вернул то, что он подписал, но Абу Амру отказывался пока не умер Ибн Хузейма.

    но Абу Амру отказывался пока не умер Ибн Хузейма

    почему отказывался то и какой подвох то они могли сделать?? видать просто подвох, но не известно какой, просто ему что в голову пришло, о каком подвохе то он подумал?

  6. Март 16, 2010 01:37

    Ваалейкум салам. Вероятней всего, как это видно из отрывка приведенных ими убеждений, они в них привели определенные каллямические выражения, которым не придал значения Ибн Хузейма (он отстранялся от каляма абсолютно), и воспринял их за «чистую монету», понял в приемлемом смысле подписавшись под ними. После того, как ему об этом сказали, он решил забрать свои слова обратно. Аллаху Аълям.

  7. Иса permalink
    Март 16, 2010 12:14

    Братья, салам алейкум!

    А как это понимать — «Аллах нисходит на ближайшее небо»?
    Разве перемещения в пространстве — это не свойство физических тел? Объектов имеющих ТЕЛО?
    Ну там, к примеру, самолёт может снижаться, когда заходит на посадку. Или птица…

    Я не спорю с салафитами, нет, но хочу разобраться.

    И как это стыкуется с теми аятами и текстами, что Аллах всюду, куда бы мы не обратились в молитве? Или что мы ближе всего к Нему в земном поклоне? Хотя казалось бы, мы в этот момент опускаемся вниз и физически удаляемся от Аллаха, который на небесах или над небесами.
    И ещё аяты о том, что Аллах ближе к нам чем шейная артерия и «ближе к человеку, чем его сердце».

    Получается Всемогущий Аллах может одновременно находиться где ОН пожелает — и над Троном, и перед молящимся (поэтому нельзя плевать вперёд в намазе), и ближе шейной артерии, и т.д. Причём это касается сразу огромного множества людей, например, молящихся, и одновременно Аллах находится перед ними в разных местах. Но ведь так можно сказать только о Том, у кого нет ТЕЛА.

    Наличие тела бы ограничивало одновременное пребывание Аллаха в разных местах?

    Или с нами Аллах находится рядом не в том смысле в каком ОН вознёсся над Троном?

    Если я что-то неправильно спрашиваю — извиняюсь. Но вот хотел бы прояснить эти вопросы.

    Или это всё как раз такие вопросы, где запрещено спрашивать КАК?

    • Март 16, 2010 17:15

      Именно, уважаемый брат. Это все тема где нельзя задаваться вопросом «как», а «ведь», и «тогда»… «а это же невозможно (в наших умах)»

  8. Абу Мансур permalink
    Март 20, 2010 11:39

    По поводу предыдущего вопроса:
    На вопрос одной женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»( сура «Железо», аят 4. )?”, – Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься»
    Приводится в книге «Убеждение четрыёх имамов» Мухаммада бин Абдурахмана аль-Хумейса, со ссылкой на «аль-Асма ва ас-Сыфат» аль-Байхаки, стр.429.
    Хотел уточнить, это достоверно?

    • Март 22, 2010 00:20

      С точки зрения цепочки передатчиков эта история не достоверна от Абу Ханифы, т.е. среди ее передатчиков были слабые и не достойные доверия личности. Как сказал Шейх аль-Албани, среди передатчиков этой истории Нух аль-Джами, который обвинялся в подлогах.
      Однако от Абу Ханифы с приемлемыми иснадами передавались многие другие слова в подтверждение Качеств и Атрибутов Аллаха.

  9. Абу Мансур permalink
    Март 20, 2010 11:42

    И ещё вопрос, перевод «Аллах на небе», насколько правомерен? Ведь у людей появляется предсатвление, что Аллах как-будто пребывает на чём-то созданном.
    Не лучше ли переводить «над небесами»?

    • Март 22, 2010 00:22

      Арабское «аля»- переводится как «на», арабское «фоувкъ»- как над.
      Конечно можно по смыслу переводить как над небесами, над всеми творениями, над Аршем… так лучше, но нет проблем если сказать «на», и понимать правильно.

  10. Абу Мансур permalink
    Март 25, 2010 22:06

    Да, просто у многих неправильное понимание может возникнуть. И мутаувилиты преподносят это так, как будто саляфиты понимают это как буквально «на» , «в» или «внутри». И многие им верят.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: