Skip to content

Сравнительное религиоведение у Имамов Ахлю-Сунна

Февраль 14, 2010

Тафсир Ибн Джарира ат-Табари аш-Шафии [ 224 — 310 هـ ]

да смилуется над ним Аллах

وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحًا لَعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ (36) أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِبًا وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ (37)

Сказал Аллах: “Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными”. Сура Гъофир 36-37 аят.

وقوله:( وَإِنِّي لأظُنُّهُ كَاذِبًا ) يقول: وإني لأظنّ موسى كاذبا فيما يقول ويدّعي من أن له في السماء ربا أرسله إلينا.

الكتاب : جامع البيان في تأويل القرآن

المؤلف : محمد بن جرير بن يزيد بن كثير بن غالب الآملي، أبو جعفر الطبري

Поясняет Ибн Джарир ат-Табари, да смилуется над ним Аллах: «Слова Его: «Воистину, я считаю его лжецом». Говорит [Фараон]: «Воистину я считаю Мусу лжецом в том, что он говорит, и заявляет что у него в Небесах Господь, [Который] послал его к нам«». Тафсир ат-Табари.

* АбдуЛлах ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах), двоюродный брат посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «Размышляйте о чем угодно, но не размышляйте о Сущности Аллаха, поистине, между седьмым небом и Курси (престолом) семь тысяч светов (В книге Ибн Кудамы «Исбат Улув» говорится «семь тысяч лет»), а Он над всем этим». Приводит Ибн Къудама в «Исбат Улув» стр.34, а также Байхакъи в «Асмау ва сифат» стр 420.

Имам Бухари приводит следующие слова Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: «Когда Аллах беседовал с Мусой, был возглас в небесах, и Аллах был в небесах». «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр 53.

* ‘АбдуЛлах ибн Мубарак[1]

Он сказал: «Мы знаем нашего Господа таковым, что Он над семью небесами над Аршем (Троном) Вознесся, явен (отделен) от творений Своих, и мы не говорим как говорят джахмиты».

Так же известны другие слова, подобные вышеприведенным его словам: Ибн Мубарака спросили: «Как нам познать Господа нашего?» Он ответил: «На седьмом небе, на Арше Своем, и не скажем мы, как говорят джахмиты». Приводит Имам Бухари в книге «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр 25, а так же Имам ад-Дарими в «Опровежении джахмитов» стр. 272; Ибн Кудама в «Исбат сифати ‘Улув» стр 48; Байхаки в «Асма’у ва сифат» стр.427.

То, что убеждения Ахлю-Сунна, христиан и иудеев сходятся в подтверждении Возвышенности Аллаха, и того, что Он на Небесах, в этом нет ничего дурного. [Однако это сходство в общем утверждении, никто не говорит, что все их последующие пояснения к этому идентичны, подходу Ахлю-Сунны].

Подобный довод, часто применяли Салафы, “Асхаб аль-Хадис”, в опровержении джахмитов и их прихвостней, отрицающих то, что Аллах в Небесах, что Он над Аршем.

* Са’ид ибн Амир[2]

Он сказал: «Джахмия хуже в своих словах, чем иудеи и христиане. Иудеи, христиане и вероубежденные люди единогласны в том, что Аллах на Арше (Троне), а эти (джахмиты) говорят, что нет на Арше (Троне) ничего». Приводит Имам Бухари в книге «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр.26, а так же Имам Захаби в «’Улюв», Шейх Ибн Каийим Джавзия в «Иджтима’а джуюшь исламия» стр. 215.

Имам Муфассир, Абу Джаъфар, Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (310 г.) говорит: «…А если скажет нам кто-то: Что ты скажешь по поводу смысла этого (аятов в описании Атрибутов Аллаха)»? То ответим им: «Смысл этого в том, на что указывает внешнее указание сообщения. Нам ничего не остается кроме принятия этого и веры в это. Мы скажем: «Придет наш Господь в судный день и ангелы рядами. Он Снисходит на ближайшее небо каждую ночь, и не скажем мы, что это Его приказ снисходит. Нет! Его приказ снисходит постоянно каждую секунду и каждый час»». См. книгу «ат-Табсир фи маалим ад-дин» 148 стр.

Даже куллябит и один из первых суфиев, Харис аль-Мухасиби (умер в 243 г.) говорил в своей книге «Фахм аль-Къуран»:

«Сказал Аллах: «Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы». Затем он (Фараон) говорит: «Воистину, я считаю его лжецом». Т.е. в том, что он (Муса) сказал мне, что его Бог над небесами. Аллах пояснил нам что Фараон посчитал Мусу лжецом, в его словах… А если Муса сказал бы, что Он повсюду, то тот , наверняка  начал бы искать Его в доме или в самом себе, или в стоге сена. Превыше Аллах этого». стр. 49.


[1] Имам ‘АбдуЛлах ибн Мубарак аль-Марвази, Имам Факих Хурасана, Великий Алим, муджахид, ученик таких Имамов как Суфьян Саури, Имам Малик. Он родился в 118  и умер 182 году. Читайте о нем в «Хулятул Авлия» 8/162.

[2] Имам в Басре на рубеже 2 столетия. Сказал Ибн Аби Шейба о нем: «Саид правдив». Сказал о нем Яхья ибн Ма’ин: «Он «сикьа» (достоин доверия)». Читайте подробнее в книге «Джарх ва Таъдиль» 4/48-49.

Advertisements
9 комментариев leave one →
  1. Umar permalink
    Февраль 14, 2010 17:45

    вот вот фараон ваш салаф) салам алейкум ман табааль худа

    • Февраль 14, 2010 21:12

      Ваалейкум салам.
      Если бы ты размышлял над аятами Корана и над тафсиром Имама ат-Табари, то понял бы что фараон как раз ваш салаф, потому что именно он считал ложью слова Мусы, что Аллах Всевышний над этим бытием. Да, он понял Мусу, мир ему, правильно, как и вы понимаете аяты о Улув, и вы так же как и он пытаетесь объявить это ложью…

      «Слова Его: «Воистину, я считаю его лжецом». Говорит [Фараон]: «Воистину я считаю Мусу лжецом в том, что он говорит, и заявляет что у него в Небесах Господь, [Который] послал его к нам«». Тафсир ат-Табари.

      Добавлю: Будь наверное у сегодняшних коувсаритов возможность добраться до Арша чтоб сказать нет над Аршем никого, они бы это попытались сделать. Прям как фараон: … давай ка доберемся до Арша и докажем что там нет никого… И тогда чем вы отличаетесь от джахмитов которые твердили тоже самое? Только лишь тем, что те говорили, что Он видимо повсюду. А вы говорите что Его нету ни вне ни внутри бытия. Из этого можно заключить что вы вообще отрицаете Его существование?…

  2. Umar permalink
    Февраль 14, 2010 23:54

    Где был Аллах до создания небес?

    Аскаляни машаАллах как про вас сказал что ташбих это акида иудеев а не мусульман..

  3. Февраль 15, 2010 01:51

    — Ты странный человек Умар. Вот я тебе ответил на твое заявление про фараона и обернул ясные указания Корана и тафсира ат-Табари против твоих же убеждений. Ты «проглотив это» начинаешь делать опять еще более странные выпады. Ва-Ллахи я тебе только блага желаю усей.

    — Про кого это он сказал? Не наговаривай на Аскалани! Аскалани ясно сказал про акыду Ибн Теймийи что он не был «мушаббиха», и не считал что лязимуль-мазхаб хуваль-мазхаб! И ташбих сегодняшних иудеев не надо сюда впутывать. Пророк, салляЛЛаху алейхи ва саллям, подтвердил слова иудея описывающего Аллаха тем, что Тот соберет все творения в Своей Руке (на Пальцах) и он, салляЛЛаху алейхи ва саллям, был самый знающий об Аллахе и самый беспокоящийся об убеждениях верующих сподвижников от «ташбиха». Но он ничего не прибавил к своему подтверждению, ничего кроме того, что учил их аятам : «Нет ничего подобного Ему». Читай ан-Навави в Шархе Муслима. Вот что такое «танзих» в Сунне.
    Аскалани же, наоборот сказал что Ибн Теймийи книги наполнены опровержением «мушаббиха»! Вот его слова:

    «Поистине он Шейх aль-Ислам без сомнения, а вопросы из-за которых на него посыпались порицания и которые он смакуя (с удовольствием) выражал, то он никогда после предоставления ему доказательства, не упрямился в них, и работы его переполнены в опровержении тех, кто говорит о “таджсиме” (придание Аллаху тела), и его не причастности к этому». Книга “Рад аль-Вафир” стр. 236-238, Издательство “Мактаб аль-Ислами” Бейрут 2004 г.

    И это ни как не может говорить о том, что это на основе убеждения Аскалани что тот покаялся. От чего он покаялся? И какие это его книги тогда наполнены опровержением «мушаббиха» после покаяния? Тем более после всего он хвалит его ученика Ибн Къаийма, который продолжил все дела Ибн Теймийи и не от чего не каялся из убеждений.

    Так, считают только сегодняшние сектанты коувсариты и др. такфировцы хабашиты и т.п. Да убережет тебя Аллах от них. Лучше бы ты следовал Аскалани…

    Теперь на счет где был Аллах. Давай обсудим.
    Ответ: Он был и не было ничего. Он никогда не в чем не нуждался ни до создания творений ни после.

    Теперь мои вопросы:
    1- Аллах есть (Сущ) Он существует или нет? Ну думаю ответ будет — да. Тогда дальше.
    2- Аллах когда создал творения создал из внутри Себя или вне Себя?
    Если скажешь что внутри Себя то это куфр. Если скажешь что вне Себя, а следовательно Он вне этого бытия (мира), то подтвердишь Истину. Истину что Он вне этого мира творений, который Он создал и Вознесся над ним, Он отделен от него.
    Он вне мест, сторон, направлений, и др. понятий этого бытия. Там где кончаются границы этого бытия нет ничего сотворённого, нет никаких мест, сторон и т.п. Там только Аллах, и Он таков каков был до сотворения творений! Но после того как Он сотворил их и начал с воды, а после- Арша а после- къалама и всего остального. Он Возвысился над самым величайшим из своих творений над Аршем, как Он оповестил о Себе, в контексте похвалы и знамений, и нашим мозгам это не представить и не понять «как».
    А если побежишь утверждать, что Он не внутри и не вне этого бытия, то лишь уподобишься философам таким как ибн Сина которые утверждали тоже самое.
    Ибн Сина писал: «…поистине установленная истина к которой следует обратиться в утверждении верного Единобожия в подтверждении Творца,- это… чтоб излагать убеждение о Нем как Единой Сущности, к которой невозможно приписать соучастие как виду, …, и не может быть чтоб Он был вне или внутри бытия (мира)». Книга «ар-Рисаля аль-Адзхаувийя фи амр аль-маад». стр. 44. Под редакцией д. Сулеймана Даньйя. Каир. Дар аль-Фикр аль-Араби 1994 г. Первое издательство.

    Выберай себе салафов: Фараона и ибн Сину…или Салафов, Имамов Ахлю-Сунна, Асхабуль-Хадис

    P.S. Если ты хочешь обсудить начатое, то не прыгай из темы к теме, и веди себя брат достойно.

  4. Umar permalink
    Февраль 15, 2010 02:33

    وأما التفصيل فقال المتولي: من اعتقد قدم العالم، أو حدوث الصانع، أو نفى ما هو ثابت للقديم بالاجماع، ككونه عالما قادرا، أو أثبت ما هو منفي عنه بالاجماع، كالالوان، أو أثبت له الاتصال والانفصال، كان كافرا

    Нет желания с тобой что то обсуждать, в Судный День получишь по заслугам

    • Февраль 15, 2010 02:45

      Если не можешь обсуждать зачем вообще зашел? Кто такой Мутауваллий, он наверно более знающий чем Ибн Мубарак и Бухари да?
      А если по твоему Мутауваллий или ан-Нававий ближе к Истине то приведи к их словам доказательства из Корана и Сунны и этим рассуди между ним и Ибн Мубараком.
      Имам аль-Музани, ученик аш-Шафии, кстати писал в своей книге «Сунна»:
      عال على عرشه بائن من خلقه
      «Он Высочайший на Троне Своем отделен от творений…». стр. 84.
      И еще десятки слов Имамов в этом смысле…

      А то что привел ан-Навави со слов Мутаувалли, то это его мнение, и кто он вообще такой? ан-Навави сам не соглашается с его словами абсолютно, и после этих слов говорит:
      قلت قوله إن جاحد المجمع عليه يكفر ليس على إطلاقه بل الصواب فيه تفصيل سبق بيانه في باب تارك الصلاة عقب كتاب الجنائز ومختصره أنه إن جحد مجمعاً عليه يعلم من دين الاسلام ضرورة كفر إن كان فيه نص وكذا إن لم يكن فيه نص في الأصح وإن لم يعلم من دين الاسلام ضرورة بحيث لا يعرفه كل المسلمين
      لم يكفر والله أعلم‏.‏
      Читай слова ан-Навави от начала и до конца а не выписки из брошюрок коувсаритов (саккафа, фуды и т.п.). Кстати почитай книгу Коувсари «Ихкъакъ аль-Хаккъ» где он «полоскает» Имама аш-Шафии и шафиитов.

  5. Февраль 15, 2010 13:20

    قال الامام موفق الدين ابن قدامة المقدسي في كتابه العلو :
    (( اخبرنا الإمام ابو الحسن علي بن عساكر بن المرحب البطائحي المقرئ قال أنبأنا الأمين ابو طالب عبد القادر بن محمد بن عبد القادر اليوسفي قال أنبأنا ابو اسحاق ابراهيم بن عمر البرمكي أنبأ ابو بكر محمد بن عبد الله بن بخيت قال أنبأ ابو حفص عمر بن محمد بن عيسى الجوهري قال ثنا ابو بكر احمد بن محمد بن هانئ الطائي الأثرم قال حدثني علي بن الحسن بن شقيق قال قلت لابن المبارك كيف نعرف ربنا قال في السماء السابعة على عرشه ولا نقول كما تقول الجهمية انه ههنا وههنا
    قال ابو بكر الأثرم وحدثني محمد بن ابراهيم القيسي قال قلت لأحمد ابن حنبل يحكى عن ابن المبارك انه قيل له كيف نعرف ربنا قال في السماء السابعة على عرشه قال احمد هكذا هو عندنا
    Передает Имам Ибн Къудама аль-Макдиси, автор «аль-Мугъни» с иснадом от ученика Имама Ахмада, Абу Бакра аль-Асрама, да смилуется над ними всеми Аллах: «Рассказал мне Али ибн Хасан ибн Шакик: «Я сказал АбдуЛлаху ибн Мубараку. Как нам познать нашего Господа? Он ответил: «На седьмом небе, на Троне Своем, и мы не скажем как заявляют джахмиты, что Он тут и там». аль-Асрам продолжает: «Мне сказал Мухаммад ибн Ибрахим аль-Къейси: «Я сказал Ахмаду ибн Ханбалю что передается от Абдуллаха ибн Мубарака, что его спросили о том как познать Господа и он ответил: «На седьмом небе, на Троне Своем». Ахмад сказал: «Так же Он и у нас (в убеждениях)». См. книгу аль-Макъдаси «Исбат аль-Улув».
    То что Имам Ахмад подтверждал отделенность Аллаха от творений передают его ученики аль-Асрам, аль-Марувази и Абу Даувуд.

    Передает с достоверным иснадом Имам аз-Захаби в книге «Улув»: «Сказал Юсуф ибн Муса аль-Къаттан, шейх Абу Бакра аль-Халляля: «Спросили однажды Абу АбдуЛлаха (Имама Ахмада): «Аллах над семью небесами на Троне Своем, отделен от Своих творений, а мощь и знание Его повсюду?» Он ответил: «Да. Он на Троне Своем и ничто не не скроется от Его знания». Приводит так же аль-Халлял в своей книге «Сунна». аль-Къаттан, является достойным доверия ученым, он был одним из учителей Имама аль-Бухари. Умер в 253 г.

    Это же передается от Имама аль-Музани аш-Шафии, от Имама Исхакъа ибн Рахаувейхи и других Алимов Ахлю-Сунна.

Trackbacks

  1. Шафииты или ашариты? Ахмад аль-Исмаили (277-371 г.) и др. « Блог Имама
  2. Шафииты или ашариты? Ахмад аль-Исмаили (277-371 г.) и др. | Единобожие

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: