Skip to content

Лик Аллаха

Февраль 6, 2010

Лик (ваджх) нашего Господа

У Пречистого Аллаха есть Лик, который не похож на лица творений. Мы признаем это и верим в это, потому что Аллах сообщил об этом в Своем Писании, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, — в своих хадисах.

Всевышний Аллах сказал:

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар-Рахман, 27). Комментируя этот аят, Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Слова “обладающий величием и великодушием” являются эпитетом божественного Лика, и поэтому слово ذو “обладающий” стоит в именительном падеже (марфу‘)»[1].

Некоторые из наших заблуждающихся предшественников не признавали существование Лика Всевышнего Аллаха. Они полагали, что выражение “обладающий величием и великодушием” относится к Господу. По их мнению, в данном аяте говорится, что величие и великодушие присущи не Лику Господа, а Самому Господу.

Опровергая такое суждение, имам Ибн Хузейма *аш-Шафии сказал:

«Такое мнение может высказать только тот, кто не знает арабского языка, потому что Аллах — велик Он и возвышен! — сказал:

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». Слово وجه «ваджх» здесь огласовано даммой и стоит в именительном падеже, а слово رب «рабб» является определением к слову «ваджх» и стоит в родительном падеже. Если бы выражение «обладающий величием и великодушием» относилось к Господу, то его следовало бы читать «обладающего величием и великодушием»[2].

Существование Лика Аллаха также подтверждается Его словами:

«Всё погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88).

Польза веры в Лик Всевышнего Аллаха

1. Стремление к Лику Аллаха посредством праведных деяний.

Узнав, что провозгласил Аллах, мы обязаны устремиться к Его Лику посредством наших благих деяний, как нам было велено в ясных аятах Корана. Любые поступки, совершенные не ради Аллаха, тщетны и бесполезны:

«Всё погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88).

Мы должны раздавать пожертвования, стремясь к Его Лику:

«Но [награда] тех, которые раздают закят, стремясь к Лику Аллаха, будет приумножена» (Ар-Рум, 39).

Описывая Своих праведных рабов, Аллах сообщил, что они совершают поступки только ради Его Лика, не желая ничего другого:

«Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Аль-Инсан, 9);

«[Богобоязненный] раздает свое имущество, очищаясь, не в оплату за милость, оказанную ему кем-либо, а только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (Аль-Лейл, 18-20);

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику» (Аль-Кахф, 28).

В обоих «Сахихах» приводится хадис ‘Итбана бин Малика о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

فَإِنَّ اللَّهَ قَدْ حَرَّمَ عَلَى النَّارِ مَنْ قَالَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . يَبْتَغِى بِذَلِكَ وَجْهَ اللَّهِ

«Поистине, Аллах запретил Огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к Лику Аллаха»[3].

2. Обращение к Лику Аллаха за защитой

Именно так поступал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует,. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, что, когда был ниспослан аят:

«Скажи: “Он властен наслать на вас мучения сверху”», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я прибегаю к Твоему Лику». Потом было ниспослано:

«…или из-под ваших ног», — он сказал: «Я прибегаю к Твоему Лику». Потом было ниспослано:

«…или привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость других» (Аль-Ан‘ам, 65). Тогда он сказал: «Это легче»[4].

Передают со слов ‘Али бин Абу Талиба, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ложился, он говорил:

اللَّهُمَّ إِنِّى أَعُوذُ بِوَجْهِكَ الْكَرِيمِ ، وَكَلِمَاتِكَ التَّامَّةِ مِنْ شَرِّ مَا أَنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهِ

«О Аллах, я прибегаю к Твоему Великодушному Лику, к Твоим совершенным словам от зла всякого животного, которого Ты держишь за чуб /Аллахумма инни а‘узу би-ваджхикя-ль-кярим ва би-кялиматика-т-таммати мин шарри кулли даббатин анта ахизун би-насыйатиха». Хадис передал Абу Давуд[5].

3. Удовлетворение просьбы того, кто просит ради Лика Аллаха

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنِ اسْتَعَاذَ بِاللَّهِ فَأَعِيذُوهُ ، وَمَنْ سَأَلَكُمْ بِوَجْهِ اللَّهِ فَأَعْطُوهُ

«Предоставьте убежище тому, кто просит его ради Аллаха, и дайте тому, кто просит ради Лика Аллаха»[6].

4. Желание взглянуть на Лик Аллаха

Передают со слов ‘Аммара бин Йасира, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорил во время мольбы:

اللَّهُمَّ بِعِلْمِكَ الْغَيْبَ، وَقُدْرَتِكَ عَلَى الْخَلْقِ، أَحْيِنِى مَا عَلِمْتَ الْحَيَاةَ خَيْرًا لِى، وَتَوَفَّنِى إِذَا عَلِمْتَ الْوَفَاةَ خَيْرًا لِى، اللَّهُمَّ وَأَسْأَلُكَ خَشْيَتَكَ فِى الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ، وَأَسْأَلُكَ كَلِمَةَ الْحَقِّ فِى الرِّضَا وَالْغَضَبِ، وَأَسْأَلُكَ الْقَصْدَ فِى الْفَقْرِ وَالْغِنَى، وَأَسْأَلُكَ نَعِيمًا لاَ يَنْفَدُ، وَأَسْأَلُكَ قُرَّةَ عَيْنٍ لاَ تَنْقَطِعُ، وَأَسْأَلُكَ الرِّضَاءَ بَعْدَ الْقَضَاءِ، وَأَسْأَلُكَ بَرْدَ الْعَيْشِ بَعْدَ الْمَوْتِ، وَأَسْأَلُكَ لَذَّةَ النَّظَرِ إِلَى وَجْهِكَ، وَالشَّوْقَ إِلَى لِقَائِكَ، فِى غَيْرِ ضَرَّاءَ مُضِرَّةٍ وَلاَ فِتْنَةٍ مُضِلَّةٍ، اللَّهُمَّ زَيِّنَّا بِزِينَةِ الإِيمَانِ ، وَاجْعَلْنَا هُدَاةً مُهْتَدِينَ

«О Аллах, ради Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить, продли мою жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если Ты знаешь, что смерть будет для меня лучше! О Аллах, я прошу Тебя [внушить мне] страх перед Тобой в сокровенном и явном, и прошу Тебя [помочь мне говорить] правдивое и справедливое слово в гневе и довольстве! Я прошу Тебя об умеренности в нужде и богатстве, и прошу Тебя о блаженстве, которое не закончится, и прошу Тебя об усладе для глаз, которая не прервется, и прошу Тебя [помочь мне] быть довольным судьбой! Я прошу Тебя о приятной жизни после смерти, и прошу Тебя [позволить мне] насладиться взором на Твой Лик, и прошу Тебя [помочь мне] стремиться к встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути! О Аллах, укрась нас верой и сделай нас наставниками, следующими прямым путем /Аллахумма би-‘илмика-ль-гейби ва кудратика ‘аля-ль-халькы ахйини ма ‘алимта-ль-хайата хейран ли ва таваффани иза ‘алимта-ль-вафата хейран ли, аллахумма ва ас’алюка хашйатака фи-ль-гейби ва-ш-шахадати, ва ас’алюка кялимата-ль-хакки ва-ль-‘адли фи-ль-гадаби ва-р-рида, ва ас’алюка-ль-касда фи-ль-факри ва-ль-гина, ва ас’алюка на‘иман ля йубиду, ва ас’алюка куррата ‘айнин ля танкаты‘у, ва ас’алюка-р-рида ба‘да-ль-када, ва ас’алюка барда-ль-‘айши ба‘да-ль-маути, ва ас’алюка лаззата-н-назари иля ваджхика, ва ас’алюка-ш-шаука иля ликаика фи гейри дарраи мудырратин ва ля фитнатин мудыллятин, аллахумма зеййинна би-зинати-ль-имани ва-дж‘альна худатан мухтадин»[7].

Комментируя слова Всевышнего:

«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что под добавкой здесь подразумевается возможность увидеть Лик нашего Могучего и Великого Господа. Приведя высказывания Абу Бакра и Хузейфы на эту тему, имам аль-Бейхаки сказал: «Сообщений по этому поводу, переданных со слов сподвижников и их последователей, да будет доволен ими Аллах, много»[8].

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Сухейба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ — قَالَ — يَقُولُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى : تُرِيدُونَ شَيْئًا أَزِيدُكُمْ ؟ فَيَقُولُونَ : أَلَمْ تُبَيِّضْ وُجُوهَنَا ؟ أَلَمْ تُدْخِلْنَا الْجَنَّةَ وَتُنَجِّنَا مِنَ النَّارِ ؟ — قَالَ — فَيَكْشِفُ الْحِجَابَ ، فَمَا أُعْطُوا شَيْئًا أَحَبَّ إِلَيْهِمْ مِنَ النَّظَرِ إِلَى رَبِّهِمْ عَزَّ وَجَلَّ

«Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят:

«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26)[9].

В обоих «Сахихах» приводятся следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

جَنَّتَانِ مِنْ فِضَّةٍ آنِيَتُهُمَا وَمَا فِيهِمَا ، وَجَنَّتَانِ مِنْ ذَهَبٍ آنِيَتُهُمَا وَمَا فِيهِمَا ، وَمَا بَيْنَ الْقَوْمِ وَبَيْنَ أَنْ يَنْظُرُوا إِلَى رَبِّهِمْ إِلاَّ رِدَاءُ الْكِبْرِيَاءِ عَلَى وَجْهِهِ فِى جَنَّةِ عَدْنٍ

«У него будет два сада, в которых сосуды и все остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике»[10].

Покрывало на Лике Аллаха

Передают со слов Абу Мусы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لاَ يَنَامُ ، وَلاَ يَنْبَغِى لَهُ أَنْ يَنَامَ ، يَخْفِضُ الْقِسْطَ وَيَرْفَعُهُ ، يُرْفَعُ إِلَيْهِ عَمَلُ اللَّيْلِ قَبْلَ عَمَلِ النَّهَارِ ، وَعَمَلُ النَّهَارِ قَبْلَ عَمَلِ اللَّيْلِ ، حِجَابُهُ النُّورُ — وَفِى رِوَايَةِ أَبِى بَكْرٍ النَّارُ — لَوْ كَشَفَهُ لأَحْرَقَتْ سُبُحَاتُ وَجْهِهِ مَا انْتَهَى إِلَيْهِ بَصَرُهُ مِنْ خَلْقِهِ

«Поистине, Могучий и Великий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы[11]. Совершенные ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные днем, а деяния, совершенные днем, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные ночью. Его покрывало из света (в версии Абу Бакра сказано: “из огня”), и если Он приподнимет его, то сияние Его Лика сожжет все творения, на которые попадет Его взор»[12].

Сомнения одного из передатчиков относительно слов «свет» и «огонь» не вредят хадису, потому что чистый огонь, со стороны которого Аллах обратился к пророку Мусе , мир ему,, тоже называют и светом, и огнем. Помимо того, Аллах назвал горящий в светильнике огонь светом. Что же касается черного огня, подобного пламени Ада, никогда не называется светом.

Эти покрывала не позволяют рабам постичь (идрак) Аллаха. Облака и крыши домов тоже не позволяют людям увидеть солнце и луну, но под открытым небом солнце и луна ясно видны. Неправильно думать, что эти покрывала мешают Аллаху видеть. Мусульманин никогда не скажет такое, ибо ничто на небе и на земле не сокрыто от Аллаха. Но эти покрывала скрывают Его творения от Его сияния, как сказал об этом Пророк , да благословит его Аллах и приветствует,: «Если Он приподнимет его, то сияние Его Лика сожжет все творения, на которые попадет Его взор». Таким образом, взор Аллаха постигает все творения, что же касается блеска и сияния, то они сокрыты за покрывалом из света или огня.


[1] См. комментарий ат-Табари к 27-му аяту суры «Ар-Рахман».

[2] Ибн Хузейма М. Китаб ат-таухид. С. 21.

[3] Аль-Бухари (425); Муслим (1/455).

[4] Аль-Бухари (7406)

[5] См.: Джами‘ аль-усул (2263). Комментатор сборника назвал иснад хадиса хорошим.

[6] См.: Сахих Сунан Абу Давуд (4260). Аль-Албани назвал хадис хорошим и достоверным. См. также: Аль-асма ва-с-сифат (1/306).

[7] См.: Ибн Хузейма М. Китаб ат-таухид. С. 12; Сахих Сунан ан-Насаи (1237), (1238). Иснад хадиса достоверный.

[8] Аль-асма ва-с-сифат (1/308).

[9] Муслим (181).

[10] Аль-Бухари (7444), (4878), Муслим (180). Ибн Хузейма привел его в следующем виде: «…людей от возможности взглянуть на Лик их Господа…» Как подчеркивается в комментарии к трактату «Китаб ат-таухид», этот хадис передал аль-Бейхаки в книге «Аль-асма ва-с-сифат» (С. 222).

[11] Слово القسط «кист» означает «справедливость». Существует мнение, что здесь оно использовано в значении «весы», потому что благодаря им достигается справедливость. Имам ан-Навави писал: «Это значит, что Всевышний Аллах опускает и поднимает [чаши] весов, на которых взвешиваются восходящие деяния рабов и ниспосылаемый им удел. Здесь определение судьбы сравнивается с взвешиванием на весах. Существует мнение, что под словом “кист” подразумевается пропитание. Оно является уделом (кист) каждого творения, и Аллах уменьшает его или увеличивает его. А лучше всего об этом известно Аллаху». См.: Шарх Сахих Муслим. Дар Абу Хайян. 1415/1995. Т. 2. С. 18. — Прим. переводчика.

[12] Муслим (179).

* Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузейма ибн Мугира ибн Салях ибн Бакр, аш-Шафии по прозвищу Имам Имамов, он являлся «сосудом» Знания и «морем» в нем, (он был) из тех, кто путешествовал в поисках знаний по разным странам, отправлялся «за горизонт» требуя Знания и слушая Хадис. Написал много книг и собрал много трудов, из его работ «Сахих», (эта книга) из полезнейших и величайших книг. Он был из Муджтахидов в религии Ислам. Ибн Касир аш-Шафии в «Бидаят ва Нихаят» том 2 стр 1696.

Реклама
One Comment leave one →
  1. Февраль 9, 2010 16:15

    О подтверждении Лика Аллаха Всевышнего
    Мнением ученых Ахлю-Сунны ва аль-Джамаа является то, что у Аллаха есть Лик в истинном значении, таков, как подобает Ему и описываемый Величием и Великодушием.

    На то, что Лик утверждается в отношении Аллаха, указали Коран и Сунна.
    К доказательству из Корана относятся Слова Всевышнего:
    «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». Сура ар-Рахман 27 аят.

    К доказательству из Сунны относятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, высказанные им в мольбе: «И я прошу Тебя дать мне насладиться взглядом на Твой Лик и встречей с Тобой» (1).

    Лик Аллаха Всевышнего относится к Его Сущностным Атрибутам (ас-Сифа аз-Затийя) утвержденным в отношении Него в истинном смысле, так как подобает Его Величию.
    Неправильным будет, изменять и перетолковывать смысл этого, как Его награда, а объясняется это следующим:
    1- Это является противоречащим внешнему смыслу, а подобное толкование текста с указанием на другой смысл, нуждается в доказательстве, которого нет.
    2- Слово Лик, пришло в текстах добавленным к Аллаху Всевышнему. Добавленное к Аллаху, бывает либо чем-то самодостаточным (къаим би нафсихи) либо нет. Если это является самодостаточным, то это является творением, а не Атрибутом Аллаха, как например: дом Аллаха, верблюдица Аллаха. Это добавлено и отнесено к Аллаху либо в качестве почета, либо как относят вещь к его хозяину, творение к Творцу. А если это не является самодостаточным, то это следует относить к Качествам и Атрибутам Аллаха, а не к творениям, как например: Знание Аллаха, Могущество Аллаха, Речь Аллаха, Рука Аллаха и т.д. Лик же без сомнения относится к этому виду, и добавление его к Аллаху считается добавлением Атрибута к Тому, Кто им описывается.
    3- Награда является творением Аллаха, она отдельна от Него, Лик же Его является Его неотъемлемым Атрибутом, так как же можно толковать одно другим?!
    4- Лик, который пришел в текстах, описывается как обладатель Величия и Великодушия, как Свет к которому прибегают за помощью (2), сияние которое сжигает все, до чего достигает Его Взгляд.
    Все эти описания воспрещают толкование Лика как награду. А Аллаху об этом ведомо лучше.
    ___________________________________________
    (1) Приводит ан-Насаи в «ас-Сугъра» 1305. На достоверность указал Ибн Хиббан и Шейх Албани.
    (2)»Исти’аза» о которой идет речь, запрещена кроме как в адрес Создателя. Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби аш-Шафии [4 век по Хиджре] сказал: “Не прибегают за защитой, к кому-то помимо Аллаха или Его Атрибутов, так как все кроме Него, и Его Атрибутов творения! Поэтому Его Слова описаны как “ат-таммат”,- совершенные, а не найдется творения, кроме как в нем найдется недостаток. И прибегание за защитой к творению,- есть Ширк делающий Тавхид не действительным. Так как в этом действии опустошение обязательного метода обращения к Аллаху от Его творений”. Приводит ас-Свейди аш-Шафии в книге “аль-Акд ас-Самин” стр. 225.
    Имам Байхаки аш-Шафии, говорил в своей книге «Асмау ва Сифат», тоже по поводу “исти’азы” [прибеганием за спасением] к творениям: “И не верно [действие того], кто прибегает за спасением к творению от творения”. Том 1 стр. 477. От переводчика.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: