Skip to content

Вера в Аллаха. аль-Ашкар.

Февраль 1, 2010

Восхождение (истива) Аллаха на Трон

Трон — величайшее из всех творений, и о восхождении Аллаха на него недвусмысленно говорится в семи местах Корана:

«Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5).

Доказательством того, что Трон — одно из творений Аллаха, является аят:

«И восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (Аль-Хакка, 17). Это произойдет в день воскресения. В другом аяте говорится:

«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (Гафир, 7). Аллах сообщил, что Трон носят ангелы, которые просят прощения для верующих. Все это противоречит мнению о том, что Трон — это царствие Аллаха.

В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится:

فَإِذَا سَأَلْتُمُ اللَّهَ فَسَلُوهُ الْفِرْدَوْسَ، فَإِنَّهُ أَوْسَطُ الْجَنَّةِ وَأَعْلَى الْجَنَّةِ، وَفَوْقَهُ عَرْشُ الرَّحْمَنِ، وَمِنْهُ تَفَجَّرُ أَنْهَارُ الْجَنَّةِ

«Если вы просите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, потому что это – центральная и самая высокая часть Рая. Над ним располагается Трон Милостивого, и оттуда берут начало райские реки»[1].

Аль-Бухари же передал со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لاَ تُخَيِّرُونِى عَلَى مُوسَى، فَإِنَّ النَّاسَ يَصْعَقُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، فَأَكُونُ فِى أَوَّلِ مَنْ يُفِيقُ، فَإِذَا مُوسَى بَاطِشٌ بِجَانِبِ الْعَرْشِ، فَلاَ أَدْرِى أَكَانَ مُوسَى فِيمَنْ صَعِقَ فَأَفَاقَ قَبْلِى، أَوْ كَانَ مِمَّنِ اسْتَثْنَى اللَّهُ

«Не от­да­вай­те мне пред­поч­те­ние пе­ред Му­сой. В день вос­кре­се­ния лю­ди по­те­ря­ют соз­на­ние, и я бу­ду пер­вым, кто при­дет в се­бя, а Му­са уже бу­дет дер­жать­ся за край Тро­на. Я не знаю, бу­дет ли Му­са в чис­ле тех, кто по­те­ря­ет соз­на­ние, и при­дет в се­бя рань­ше ме­ня, или же он бу­дет в чис­ле тех, для ко­го Ал­лах сде­лал ис­клю­че­ние[2]»[3].

В версии Абу Са‘ида аль-Худри, также приведенной в «Сахихе», говорится:

فَإِذَا أَنَا بِمُوسَى آخِذٌ بِقَائِمَةٍ مِنْ قَوَائِمِ الْعَرْشِ

«И вдруг я увижу Мусу, который будет держаться за одну из колонн Трона»[4].

Как можно говорить, что Трон не является одним из творений Аллаха, если это кровля Фирдауса? Как Муса сможет ухватиться за его колонну, если он не является одним из творений?! Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ اللَّهَ لَمَّا قَضَى الْخَلْقَ كَتَبَ عِنْدَهُ فَوْقَ عَرْشِهِ إِنَّ رَحْمَتِى سَبَقَتْ غَضَبِى

«Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над Троном: “Моя милость опережает Мой гнев”»[5].

Величие Трона

Аллах назвал Трон великим:

«Господь великого Трона» (Аль-Му’минун, 86).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам величие Трона двумя путями.

Во-первых, он сообщил о величественных размерах ангелов, которые несут Трон. В «Сунане» Абу Давуда приводится хадис с достоверным иснадом о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أُذِنَ لِى أَنْ أُحَدِّثَ عَنْ مَلَكٍ مِنْ مَلاَئِكَةِ اللَّهِ مِنْ حَمَلَةِ الْعَرْشِ ، إِنَّ مَا بَيْنَ شَحْمَةِ أُذُنِهِ إِلَى عَاتِقِهِ مَسِيرَةُ سَبْعِمِائَةِ عَامٍ

«Мне было позволено рассказать об одном из ангелов Аллаха, об одном из носителей Трона. Поистине, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет»[6].

Во-вторых, он подчеркнул ничтожность просторов небес и земли по сравнению с огромными размерами Трона. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

ما السَّمَواتُ السَّبْعُ في الكرسي إلاّ كحلقةٍ بأرضٍ فلاة ، وفضلُ العرشِ على الكرسيِّ كفضل تلك الفلاة على تلك الحلقة

«Семь небес по сравнению с Престолом подобны колечку, брошенному в пустыне, а превосходство Трона над Престолом так же велико, как превосходство этой пустыни над этим колечком»[7].

Аллах прославляет Себя, упоминая о восхождении на Трон и называя Себя Господом Трона

Господь гордится тем, что Он находится над Троном:

«Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится. Это — Ниспослание от Того, Кто сотворил землю и высокие небеса. Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 1-5);

«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к нему. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (Аль-Хадид, 4).

Во многих аятах Аллах гордится тем, что называет Себя Владыкой Трона:

«Владыка Трона, Славный. Он вершит то, что пожелает»

(Аль-Бурудж, 15-16);

«…то они непременно попытались бы добраться до Владыки Трона»

(Аль-Исра, 42).

Он также называет Себя Господом Трона:

«Я уповаю только на Него, ибо Он — Господь великого Трона»

(Ат-Тауба, 129);

«Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!» (Аль-Анбийа, 22);

«Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?”»

(Аль-Му’минун, 86).

‘Абдуллах бин Раваха, вознося хвалу Пречистому Господу в стихах, сказал:

شهدت بأن وعد الله حــق

وأن العرش فوق الماء طـــاف

وتحــــملـــه ملائـــــكة كـــــرام

وأن النار مثــــوى الكافرينا

وفوق العـــرش رب العالمينا

ملائـــــتتــكة الإله مســـومينا

Свидетельствую, что обещание Аллаха истинно,

Что Ад — пристанище неверных

И что Трон Аллаха находится на воде,

А над ним — Господь миров.

Трон несут благородные ангелы,

Меченые ангелы Бога.

Этот стих передал Ибн ‘Абд аль-Барр в «Исти‘абе» и сказал: «Мы привели его через несколько достоверных путей».

Смысл восхождения на Трон

Мы не знаем, как Пречистый Аллах вознесся на Трон, потому что ничего не ведаем о Его сущности. Но мы знаем, что означает слово استوى «истава» в арабском языке. Когда арабы используют после этого глагола предлог على «‘ала», они вкладывают в него четыре значения: «утвердился», «возвысился», «вознесся» и «поднялся». Этот вопрос исследовал Ибн аль-Каййим[8].

Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари сообщил, что мутазилиты истолковывают «вознесение на Трон» как овладение Троном[9]. Следовательно, предшественниками тех, кто интерпретирует смысл восхождения таким образом, являются мутазилиты, и как же скверны эти предшественники!

Приверженцы сунны и сторонники хадисов признают восхождение Аллаха на Трон и не придают ему какой-либо образ, как об этом писал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, да смилуется над ним Аллах[10].

Знатоки арабского языка передали нам высказывания улемов, чье естество не было отравлено заразными философскими идеями. Они отказывались интерпретировать «восхождение на Трон» как овладением им.

Давуд бин ‘Али аль-Асбахани рассказывал, что находился рядом с Ибн аль-А‘раби, когда какой-то человек вошел к нему и спросил:

— Что означают слова Могучего и Великого Аллаха: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5)?

— Он находится на Троне так, как сообщил об этом, — ответил Ибн аль-А‘раби.

— Абу ‘Аб­дул­лах, это зна­чит, что Он ов­ла­дел Тро­ном, — воз­ра­зил муж­чи­на.

— От­ку­да ты зна­ешь? Ара­бы го­во­рят «ов­ла­дел», ко­гда двое лю­дей со­пер­ни­ча­ют за что-ли­бо, и один из них одер­жи­ва­ет верх и ов­ла­де­ва­ет этим[11].

Зна­ние о зна­че­нии сло­ва «воз­не­се­ние» и не­же­ла­ние об­су­ж­дать, как имен­но это про­изош­ло, — это путь на­ших пра­вед­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков. Од­на­ж­ды има­ма Ма­ли­ка спро­си­ли об ая­те «Ми­ло­сти­вый воз­нес­ся на Трон» (Та ха, 5): «Как Он воз­нес­ся?» Он умолк и по­крыл­ся ис­па­ри­ной, а по­том при­под­нял го­ло­ву и ска­зал: «Ми­ло­сти­вый воз­нес­ся на Трон так, как Он опи­сал это. Тут не спра­ши­ва­ют, как это про­изош­ло, по­то­му что та­кой во­прос в от­но­ше­нии Ал­ла­ха ис­клю­чен. Ты со­вер­ша­ешь ересь. Вы­ве­ди­те его от­сю­да!»[12]

В одной из версий сообщается, что Малик сказал: «Как — нам непонятно, хотя само вознесение не есть нечто неведомое. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь»[13].

Выражение «не есть нечто неведомое» означает, что нам известно значение слова «вознесение». В арабском языке оно имеет смысл, который понятен арабам и может быть разъяснен и переведен учеными. Поэтому многие пересказывают вышеупомянутое высказывание имама Малика, передавая лишь его смысл. Они говорят, что имам ответил тому мужчине: «Вознесение известно, но как — нам неведомо. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь»[14]. Выражения «вознесение известно» и «вознесение не есть нечто неведомое» означают одно и то же, и между ними нет разницы.

Аль-Куртуби писал:

«Первые мусульмане, да будет доволен ими Аллах, не отрицали сторону [, в которой находится Аллах], и не говорили ничего такого. Напротив, они признавали то, что сказано об этом в Его Писании и что сообщили Его посланники. Никто из них не отрицал то, что Аллах действительно вознесся на Трон и избрал его, потому что Трон — величайшее из Его творений. Однако им не было известно о том, как это произошло, потому что сущность вознесения неведома. Малик сказал: «Вознесение (т.е. его лексическое значение) известно, но как — нам неведомо, а спрашивать об этом значит совершать ересь». То же самое говорила Умм Салама, и этого достаточно«[15].

Где Аллах?

Пречистый Аллах сообщил нам, что Он вознесся на Трон и находится на небе:

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется. Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение!» (Аль-Мульк, 16-17).

По­слан­ник , да благословит его Аллах и приветствует, так­же со­об­щил, что Гос­подь на не­бе. В обо­их «Са­хи­хах» при­во­дит­ся рас­сказ Абу Са‘ида аль-Худ­ри о том, что По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

[ ‏ ‏‏أَلاَ تَأْمَنُونِي وَأَنَا أَمِينُ مَنْ فِي السَّمَاءِ ، يَأْتِينِي خَبَرُ السَّمَاءِ صَبَاحًا وَمَسَاءً  ]

«Неужели вы не доверяете мне, несмотря на то, что мне доверяет Тот, Кто на небе, и я получаю вести с неба по утрам и вечерам»[16].

Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, назвал девушку-рабыню верующей, когда та сообщила, что Аллах на небе. В «Сахихе» Муслима и «Сунане» Абу Давуда приводится хадис о том, что Му‘авийа бин аль-Хакам ударил свою рабыню за то, что она не сумела сберечь всех его овец. Потом он пожалел о содеянном и, раскаиваясь, пришел к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы попросить у него разрешения и подарить рабыне свободу. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему привести к нему девушку и спросил ее:

أَيْنَ اللَّهُ . قَالَتْ : فِى السَّمَاءِ. قَالَ :  مَنْ أَنَا . قَالَتْ : أَنْتَ رَسُولُ اللَّهِ. قَـالَ :  أَعْتِقْهَا فَإِنَّهَا مُؤْمِنَةٌ

«Где Аллах?» Она сказала: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты — Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Освободи ее, потому что она — верующая»[17].

Заболевшему сподвижнику и его брату Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал взывать к Аллаху с мольбой, в которой также отмечается, что Всевышний Господь на небе:

رَبَّنَا اللَّهُ الَّذِي فِي السَّمَاءِ تَقَدَّسَ اسْمُكَ ، أَمْرُكَ فِي السَّمَاءِ وَالأَرْضِ ،كَمَا رَحْمَتُكَ فِي السَّمَاءِ فَاجْعَلْ رَحْمَتَكَ فِي الأرْضِ ، اغْفِرْ لَنَا ‏ ‏ حُوبَنَا ‏ ‏وَخَطَايَانَا ، أَنْتَ رَبُّ الطَّيِّبِينَ ، أَنْزِلْ رَحْمَةً مِنْ رَحْمَتِكَ ، وَشِفَاءً مِنْ شِفَائِكَ عَلَى هَذَا الْوَجَعِ فَيَبْرَأَ ‏

«Господь наш Аллах, находящийся на небе, да святится имя Твое! Твоя власть на небе и на земле, и милость Твоя на небе. Ниспошли же Свою милость на землю и прости нам грехи и проступки, ведь Ты — Господь благих. Ниспошли Свою милость и исцеление на этого больного, чтобы он поправился /Раббана-Ллаху-ллязи фи-с-самаи такаддаса-смука, амрука фи-самаи ва-ль-арды, кама рахматука фи-самаи фа-дж‘аль рахматака фи-ль-арды-гфир ляна хаубана ва хатайана анта раббу-т-таййибина, анзиль рахматан мин рахматика ва шифаан мин шифаика ‘ала хаза-ль-ваджи‘ фа-йабра’»[18].

В хадисе ‘Абдуллаха бин ‘Амра сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

الرَّاحِمُونَ يَرْحَمُهُمْ الرَّحْمَنُ ، ارْحَمُوا مَنْ فِي  الأَرْضِ يَرْحَمْكُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ

«Над теми, кто милостив, смилостивится Милостивый. Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, Кто на небе»[19].

Что означает пребывание Аллаха на небе?

Пребывание Аллаха на небе не означает, что небесные просторы объемлют Его. Пречист Аллах и превыше этого! Данное выражение указывает на высокое положение Аллаха. Он назвал Себя Всевышним:

«Славь имя Господа твоего Всевышнего» (Аль-А‘ла, 1).

Он также назвал Себя Возвышенным и Великим:

«Его Престол (т.е. Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (Аль-Бакара, 255).

Он сообщил, что находится над Своими рабами:

«Они боятся своего Господа над ними» (Ан-Нахль, 50);

«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами» (Аль-Ан‘ам, 18).

Прославляя Господа в одной из своих молитв, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَىْءٌ

«Ты — Высочайший[20], и нет никого выше Тебя»[21].

Зейнаб, хвалясь перед остальными женами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорила: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Аллах[22] из-за семи небес»[23].

Му­суль­ма­нин, ко­то­рый пра­виль­но по­нял ве­ро­уче­ние, не мо­жет да­же по­ду­мать о том, что не­бо спо­соб­но объ­ять Ал­ла­ха и что Он мо­жет уме­стить­ся на не­бе­сах. Ал­лах на­мно­го пре­вы­ше это­го! Раз­ве мож­но по­ду­мать та­кое, ес­ли не­бе­са ни­что по срав­не­нию с Пре­чис­тым Гос­по­дом?!

«Небеса будут свернуты Его Десницей» (Аз-Зумар, 67);

«В тот день Мы свернем небо, как сворачивают свитки для книг»

(Аль-Анбийа, 104).

Множество доказательств

В Коране и сунне очень много доказательств того, что Всевышний Аллах на небе и возвышается над Своими рабами, и для того, чтобы перечислить их полностью, понадобится много листов. Их можно классифицировать следующим образом:

1. Доказательства, ясно свидетельствующие о том, что Аллах на небе. Мы уже упомянули о них.

2. Доказательства вознесения Аллаха на Трон, и о них мы тоже уже говорили.

3. Доказательства высокого положения Аллаха над рабами; некоторые из них мы тоже процитировали.

4. Тексты о том, что некоторые творения находятся возле Него:

«Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему» (Аль-А‘раф, 206).

О тех, кто пал мученической смертью, сказано:

«Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Аль ‘Имран, 169). Текстов на эту тему очень много.

5. Доказательства вознесения некоторых творений к Аллаху. В одних текстах ясно говорится о том, что ‘Иса был вознесен к Аллаху:

«О нет! Это Аллах вознес его к Себе» (Ан-Ниса, 158). В других сообщается о том, что деяния восходят к Нему:

«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние»

(Фатир, 10).

Души верующих тоже восходят к Нему:

«Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними» (Аль-А‘раф, 40). Это значит, что для верующих врата небесные раскроются, и об этом ясно говорится в хадисах.

Сюда же относятся тексты о восхождении ангелов:

«Ангелы и Дух (т.е. Джибрил) восходят к Нему» (Аль-Ма‘аридж, 4).

6. Доказательства того, что Аллах ниспосылает ангелов:

«Он ниспосылает ангелов с духом (т.е. откровением) от Его веления» (Ан-Нахль, 2). Он также ниспосылает Писания:

«Это благословенное Писание, которое Мы ниспослали» (Аль-Ан‘ам, 92).

7. Поднятие рук к Аллаху и устремление взора вверх. Во многих хадисах говорится о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки во время мольбы, и каждый, кого постигает беда, возносит руки, взывая к Аллаху. То же самое относится к поднятию взора вверх, и сообщается, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поступал так, взывая с мольбой после ритуального омовения.

8. Указание пальцем на небеса. В хадисе о прощальном паломничестве сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил так, когда люди сказали: «Мы свидетельствуем, что ты донес [послание], выполнил [миссию] и дал полезные наставления». Он поднял указательный палец к небу, а потом показал им на людей и сказал:

[ اللَّهُمَّ اشْهَدِ اللَّهُمَّ اشْهَدِ اللَّهُمَّ اشْهَدْ ]

«О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем!»[24]

Более подробно с аргументами и высказываниями ранних мусульман можно ознакомиться в трудах, написанных учеными на эту тему.

Высокое положение Аллаха не противоречит Его близости к творениям

Ал­лах бли­зок и от­ве­ча­ет на мо­лит­вы тех, кто взы­ва­ет к Не­му. Он ве­да­ет о сек­ре­тах тво­ре­ний и их тай­ных бе­се­дах. Он бли­же к то­му, кто взы­ва­ет к Не­му, чем шея его верб­лю­ди­цы. Ему ве­до­мы нау­ще­ния че­ло­ве­че­ской ду­ши, и он бли­же к че­ло­ве­ку, чем его ярем­ная ве­на. Он зна­ет обо всем тай­ном и са­мом со­кро­вен­ном. Он зна­ет о том, что по­па­да­ет в зем­лю и что вы­хо­дит от­ту­да, что нис­хо­дит с не­ба и что вос­хо­дит ту­да. Сво­им зна­ни­ем и мо­гу­ще­ст­вом Он все­гда ря­дом с тво­ре­ния­ми, и ни один из их сек­ре­тов не со­крыт от Не­го. Ни­что на не­бе­сах и на зем­ле не скро­ет­ся от Не­го, будь оно да­же ве­сом в пы­лин­ку, или мень­ше то­го, или боль­ше то­го. Он бли­зок, не­смот­ря на Свое вы­со­кое по­ло­же­ние, и Он воз­вы­шен, не­смот­ря на Свою бли­зость. Он — Пер­вый и По­след­ний, Вы­со­чай­ший и Бли­жай­ший.


[1] Аль-Бухари (7423).

[2] Имеются в виду слова Всевышнего Аллаха: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [оставить]» (Аз-Зумар, 68). Комментаторы высказывали разные мнения относительно того, кого именно Аллах пожелает оставить. Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» перечислил десять мнений по этому поводу. Потом он привел слова аль-Бейхаки о том, что после дуновения в Рог потеряют сознание обитатели небес и земли, и исключение было сделано для некоторых из них. К ним не относятся ангелы-носители Трона, а также Джибрил и Микаил, относящиеся к ангелам, выстраивающимся вокруг Трона, поскольку Трон находится над небесами. Сюда также не относятся Рай и Ад со всеми созданными в них творениями, поскольку это два отдельных мира, не относящиеся к небесам и земле. Что касается пророка Мусы, мир ему, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предположил, что он может оказаться в числе тех, для кого было сделано исключение, потому что в своей земной жизни он однажды потерял сознание, о чем говорится в Коране: «Когда же Господь его показался горе, то разбил ее и превратил в песок, а Муса упал без сознания» (Аль-А‘раф, 143). См.: Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Эр-Рияд: Дар ас-салам. Т. 11. 1421/2000. С. 450-451. — Прим. переводчика.

[3] Аль-Бухари (6517), (6518); Муслим (2373).

[4] Аль-Бухари (7427).

[5] Там же (7422).

[6] Сахих Сунан Абу Давуд (3953).

[7] Этот хадис передали Ибн Абу Шейба в «Китаб аль-‘арш», аль-Бейхаки в «Аль-асма ва-с-сифат», Ибн Джарир и др. В совокупности эти версии являются достоверными. См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (109).

[8] См.: Аль-Харрас. Шарх аль-‘акида аль-васитийя. С. 80.

[9] Макалат аль-исламиййин. С. 157, 211.

[10] Там же. С. 211, 290.

[11] Лисан аль-‘араб (2/249).

[12] Об этом сообщил аль-Бейхаки, и аз-Захаби назвал его достоверным. См.: Мухтасар аль-‘улувв. С. 141.

[13] Там же.

[14] Аль-джами‘ ли-ахкам аль-Кур’ан (2/219).

[15] Там же.

[16] Аль-Бухари (4351); Муслим (1064).

[17] Муслим (537); Сахих Сунан Абу Давуд (823), (2809).

[18] Сунан Абу Давуд (3892).

[19] Сахих Сунан ат-Тирмизи (1569). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

[20] Аз-Захир — одно из имен Всевышнего Аллаха. Оно образовано от глагола ظهر «захара», означающего «появляться», «становиться явным», «одерживать верх», «помогать», «подниматься». В данном хадисе Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил смысл этого прекрасного имени. Ибн аль-Асир сказал: «Это — Тот, Кто возвышается над всем сущим. Существует мнение, что это — Тот, Кого можно познать посредством рационального мышления по очевидным результатам Его поступков и описаний». См.: Ибн аль-Асир М. Указ. соч. С. 570. — Прим. переводчика.

[21] Муслим (2713).

[22] Мать правоверных Зейнаб имела в виду слова Всевышнего: «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание, Мы женили тебя на ней» (Аль-Ахзаб, 37). Комментируя данный аят, имам аш-Шаукани сказал: «Когда Аллах сообщил ему об этом, он женился на ней, не спросив разрешения [опекуна], не заключив брачный союз, не назначив брачный дар (махр) — не сделав ничего из того, что полагается сделать мусульманам при заключении брака. Существует мнение, что в этом аяте ему было приказано жениться на ней, но первое мнение предпочтительнее, и оно подтверждается достоверными хадисами». См.: Фатх аль-Кадир. Бейрут. Дар Ибн Хазм. 1421/2000. С. 1408. — Прим. переводчика.

[23] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2566).

[24] Абу Давуд (1905). Суть хадиса передали аль-Бухари и Муслим, но я не встретил там упоминания того, что Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, поднял палец вверх, а потом показал им на людей. В «Сахихе» аль-Бухари сообщается, что он поднял голову и сказал: «О Аллах, передал ли я? О Аллах, передал ли я?» См.: Сахих аль-Бухари (1739).

Реклама
No comments yet

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: