Skip to content

Имам ат-Тирмизи о мнении ученых Ахлю-Сунны в вопросе Имен и Атрибутов Аллаха

Ноябрь 5, 2009

Сказал Имам ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, в своем «Сунане» 3\50-51:

662— Передал нам Абу Кариб, Мухаммад бин аль-Аля, что ему рассказывал Вакъиа, что он слышал от Уббада бин Мансура, что ему рассказывал аль-Къасим бин Мухаммад: «Я слышал, как Абу Хурейра сказал: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине Аллах принимает милостыню, беря её в Свою Правую (Руку) и взращивает её для каждого из вас подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы Ухуд. Подтверждение же этому в Словах Аллаха»: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования». Бакара 276 аят.

Сказал Абу Иса (Имам ат-Тирмизи): «Это хороший достоверный хадис, подобный, передается так же через Аишу от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Многие из ученых сказали по поводу этого, а также о других подобных хадисах про Сифаты и Снисхождение Господа каждую ночь на ближайшее небо этого Мира, они сказали: «Возможно, подтвердятся подобные передачи, и тогда в них следует верить, но не представлять и не задаваться вопросом «как». Передано от Малика, Суфьяна ибн Уейна, АбдуЛЛы ибн Мубарака, что они говорили по поводу этих хадисов, что их следует проходить, так как они пришли без вопроса «как». Это мнение Ученых Ахлю-Сунна ва аль-Джамаата, но джахмиты отвергли эти передачи и сказали, что они указывают на «ташбих» (уподобление).

Аллах во многих местах Своей книги упомянул Руку, Слух, Зрение, джахмиты же делали «таъвиль»(аллегорически толковали) этого так как не делал никто из ученых. Они сказали что Аллах не создавал Адама Своими Руками, и что под рукой следует понимать силу-мощь.

Исхакъ ибн Рахавейх сказал: «Уподобление будет тогда, когда скажут что Рука — как рука, либо подобен руке, Слух — как слух, либо подобен слуху. Так вот если кто-то скажет: Слух как слух, то это будет уподобление (ташбих). А если же кто-то скажет, как сказал Аллах: Рука и Слух и Зрение и не скажет, каким это образом и не скажет — как слух или подобен слуху, то это не будет являться уподоблением. Это подобно тому, как сказал Аллах: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий».

قال الإمام الترمذي رحمه الله في الجامع3/50-51
(662)
حدثنا أبو كريب محمد بن العلاء حدثنا وكيع حدثنا عباد بن منصور حدثنا القاسم بن محمد قال سمعت أبا هريرة يقول قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : إن الله يقبل الصدقة ويأخذها بيمينه فيربيها لأحدكم كما يربي أحدكم مهره حتى إن اللقمة لتصير مثل أحد وتصديق ذلك في كتاب الله عز وجلألم يعلموا أن الله هو يقبل التوبة عن عباده ويأخذ الصدقات و يمحق الله الربا ويربي الصدقات .


قال أبو عيسى : هذا حديث حسن صحيح ، وقد روي عن عائشة عن النبي صلى الله عليه وسلم نحو هذا ، وقد قال غير واحد من أهل العلم في هذا الحديث وما يشبه هذا من الروايات من الصفات ونزول الرب تبارك وتعالى كل ليلة إلى السماء الدنيا قالوا قد تثبت الروايات في هذا ويؤمن بها ولا يتوهم ولا يقال كيف ، هكذا روي عن مالك وسفيان بن عيينة وعبد الله بن المبارك أنهم قالوا في هذه الأحاديث أمروها بلا كيف ، وهكذا قول أهل العلم من أهل السنة والجماعة ، وأما الجهمية فأنكرت هذه الروايات وقالوا هذا تشبيه ، وقد ذكر الله عز وجل في غير موضع من كتابه اليد والسمع والبصر فتأولت الجهمية هذه الآيات ففسروها على غير ما فسر أهل العلم وقالوا إن الله لم يخلق آدم بيده وقالوا إن معنى اليد هاهنا القوة ، و قال إسحق بن إبراهيم إنما يكون التشبيه إذا قال يد كيد أو مثل يد أو سمع كسمع أو مثل سمع فإذا قال سمع كسمع أو مثل سمع فهذا التشبيه وأما إذا قال كما قال الله تعالى يد وسمع وبصر ولا يقول كيف ولا يقول مثل سمع ولا كسمع فهذا لا يكون تشبيها وهو كما قال الله تعالى في كتابه ليس كمثله شيء وهو السميع البصير.

 

Приводит Ибн Хаджар Аскалани (рахимахуЛлах) в «Фатхуль Бари» том 13 стр. 515. Издательство «Рушд»:

و قال إسحاق بن راهويه : إنما يكون التشبيه لو قيل: يد كيد و سمع كسمع

و أما الجهمية و المعتزلة و الخوارج فقالوا: من أقر بها فهو مشبه

-«Сказал Исхакь ибн Рахавейхи (Имам Асхабуль-Хадис) сказал: «Поистине «ташбих» если будет сказано: «Рука (Аллаха) как рука (создания), Слух (Аллаха), как слух(создания)».

Далее Ибн Хаджар приводит, слова Имамов Ахлю-Сунна, Соури, Ибн Уэйна, Ибн Мубарака, а после говорит: «А Джахмиты, Муьтазилиты и Хавариджи сказали:»Кто подтвердил иx(Сифаты), тот есть «мушаббих»…».

Путь ковсаритов, в этом вопросе (Асмау ва Сифат), как становится ясным, есть путь Джахмитов, Муьтазилитов, и ХАВАРИДЖЕЙ.

_________________

См. сканированые копии слов Имама ат-Тирмизи (Издательство «дар аль-Гъарб аль-Ислями» стр. 42-43):

Фатх аль-Бари, книга Тавхида (китаб ат-таувхид), глава (баб) 22: «Трон Его был на воде, и Он Господин великого Трона». Эта глава включает в себя хадисы под номерами 7418-7428.

Advertisements
5 комментариев leave one →
  1. Ноябрь 5, 2009 18:48

    Имам ат-Тирмизи
    Его звали Абу ‘Иса, Мухаммад ибн ‘Иса ибн Сура ат-Тирмизи. Это один из выдающихся знатоков хадисов. Родился ат-Тирмизи в 209 году по мусульманскому летоисчислению (824 г. по григорианскому календарю) в городе Тирмиз, расположенном на правом берегу реки Амударья недалеко от северной границы Афганистана. Город Тирмиз, из которого был родом Абу ‘Иса Мухаммад, располагался в Трансоксании, именно по этому городу его и стали называть – ат-Тирмизи.
    Обучался известный хадисовед у аль-Бухари и составил сборник хадисов “аль-Джами‘”, который позднее получил название “Сунан ат-Тирмизи” и в котором собрано 4000 хадисов. О своем сборнике хадисов он сказал: «Дом, в котором находится эта книга, подобен дому, в котором живет говорящий Пророк». Его труд по хадисам является одним из шести самых авторитетных в этой области наряду с сборниками хадисов имамов аль-Бухари и Муслима. Стремление установить степень доверия к тем людям, которые передавали хадисы, позволило ат-Тирмизи зафиксировать имена, фамилии и титулы этих людей. Ат-Тирмизи включил некоторые комментарии айятов Корана и одна из его книг посвящена Пророку, его семье и его сподвижникам.
    Ат-Тирмизи много путешествовал в поисках хадисов, встречался с авторитетными современниками, такими, как Ахмад ибн Ханбал и Абу Дауд. Он посетил Хорасан, Ирак, Хиджаз.
    Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов, и закончил «Сунан» будучи незрячим.
    Умер ат-Тирмизи 13 числа месяца раджаб 279 году по мусульманскому летоисчислению (около 892 г. по григорианскому календарю) в возрасте 70 лет.

  2. МУХАММАД permalink
    Март 9, 2010 15:00

    ДЖАЗАКАЛЛАГЬУ ХАЙРАН БРАТ,

    ЭТО ЕЩЕ ОДИН ДОВОД ПРОТИВ ТЕХ, КТО ГОВОРИТ, ЧТО ДО ИБНУ ТАЙМИЙЙИ ЭТО НИКТО НЕ ГОВОРИЛ!!!

    СУБХАНАЛЛАГЬ, КАК МОЖНО ТАК УПОРСТВОВАТЬ!!!

    О ЕСЛИ БЫ ОНИ СЕБЯ НАЗЫВАЛИ МУ’ТАЗИЛИЯ ИЛИ ДЖАГЬМИЙЯ, А НЕ АГЬЛЮ СУННА ВАЛЬ ДЖАМА’А

Trackbacks

  1. Имам аль-Къуртуби о Ибн Абдул-Барре аль-Малики « Блог Имама
  2. Ибн аль-Араби аль-Ашари аль-Малики о мазхабе Имама Малика « Блог Имама
  3. Ибн аль-Араби аль-Ашари аль-Малики о мазхабе Имама Малика « Блог Имама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: