Skip to content

Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи. Окончание

Май 16, 2009

О дне его смерти и большом количестве молившихся на его похоронах

qalah

Тюрьма в которой провел последние дни своей жизни Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя

Мне рассказывали многие из тех, кто присутствовал в Дамаске в день его смерти, да будет доволен им Аллах, что Шейх, да осветит Аллах его могилу, за несколько дней до этого приболел. В это время Шамсу-дин аль-Вазир[1] был в Дамаске. Как только он узнал, что Шейх заболел, он сразу же попросил его позволения посетить его и Шейх разрешил ему. Когда он зашел в тюрьму к Шейху, то стал извиняться перед ним и искать оправдание для себя, желая, чтоб тот простил ему все плохое, что могло исходить от него в отношении Шейха.

Шейх же сказал ему: «Поистине я простил всем, кто проявлял вражду по отношению ко мне, не понимая, что я все-таки был прав».

А так же он говорил, смысл чего выражался в следующем: «Я прощаю Султана Насыра за то, что он одобрил мое заключение в тюрьму, так как он совершил это, слепо следуя за другими, потому ему есть оправдание. Он не сделал это от себя, а лишь последовал тому, что довели до него, и что он посчитал правдой, однако Аллах знает, что это не соответствовало ей. Я прощаю всем, кроме врагов Аллаха и Его посланника».

Мне передавали, что после этого Шейх оставался в таком состоянии до понедельника 20 числа запретного месяца Зуль-Къаада 728 года, утром этого дня он и умер, отправившись навстречу к Милости Аллаха Всевышнего и Его Довольству. До самого последнего дня Шейх усердствовал в познании Аллаха Всевышнего, проявлял терпение, ожидая награды своего Господа, оставаясь сильным духом, не страшась ничего и не уклоняясь ни на йоту от истины, до последней секунды жизни он, да будет доволен им Аллах, был отстранен от всего кроме Аллаха.

Как только люди услышали о его смерти, все жители Дамаска, кто был физически в состоянии придти и помолится за него на погребальной молитве, оставив все свои дела и заботы, направились проститься с Шейхом. Даже рынок Дамаска не открылся в этот день, всё словно замерло, люди оставили все свои дела. Вышли руководители, ответственные лица, ученые, военные, мужчины, женщины, дети, вышли люди представляющие все слои населения города.

Пришли практически все жители, кроме трёх личностей, которые были известны своей враждой к Шейху, посему они и побоялись выйти на улицу в этот день, понимая, что если они выдут, то народ просто закидает их камнями до смерти.

Шейха омыли и завернули в «кафан». Для того чтоб получить оставшуюся от обмывания Шейха воду, собралось огромное количество людей, и лишь немногим досталось что-то от неё. Затем, как только вынесли носилки с его телом, народ сразу же обступил их со всех сторон, каждый, прикоснувшись, желал снизыскать «баракат»— благоволения, из-за этого несущие носилки испугались, что они по неосторожности смогут их перевернуть. Чтоб избежать этого, военные и руководители окружили его носилки и не подпускали никого близко к ним. Людей становилось все больше и больше, собиралось огромное количество горожан. Затем Шейха занесли в мечеть Бану Умейя, полагая, что может в ней люди уместятся для погребальной молитвы за Шейха, однако множество людей остались молиться вне мечети из-за того, что в ней не оставалось места. После этого, на руках самых влиятельных и уважаемых людей Шейха понесли по окрестностям Дамаска, где на широкой открытой местности вновь помолились за него люди.

Один из тех, кто присутствовал в этот день на похоронах, рассказывал мне: «Я помолился за Шейха еще в мечети. Когда же народ остановился, чтоб помолится за него в городе, я пожелал подняться повыше и посмотреть, сколько же народу собралось на молитву? Я стал оборачиваться на право и на лево, и не смог увидеть конца рядов стоящих на молитве, люди заполнили все окружаемое пространство! Присутствующие на похоронах были единогласны в том, что на них собралось больше чем пятьсот тысяч человек»[2].

Ученые по истории сказали, что в истории не упоминается о подобном сборе мусульман для похорон кого-либо из верующих, кроме сбора на похоронах Имама Ахмада, да будет доволен им Аллах.

Затем, Шейха принесли на кладбище и положили в могилу. Тут пришел Шамсу-дин аль-Вазир и прочитал погребальную молитву над Шейхом, к нему так же присоединились руководящие лица, влиятельные персоны в государстве, а также все кто пожелал.

Никогда еще, ни на одних похоронах не наблюдалось того, что наблюдалось на похоронах Шейха Ибн Теймийи, из почтения, скорби, величия, значимости и уважения людей, проявленных там. Сколько было скорби, сколько речей прославления его дела. Сколько было высказано похвалы в его адрес за то, что собралось в нём из Знания и дела, аскетизма и поклонения, отстранения от мира этого и стремления к миру будущему, бедности и альтруизма, щедрости и простоты, терпения и твёрдости, проницательности и защиты Истины. Его жёсткости в отношении  врагов Аллаха и Его посланника, а так же всех, кто уклонился с его пути. Его постоянства в помощи Аллаху, Его посланнику, Его религии и Его народу, скромность и простота перед Его любимцами — «авлия», щедрость и уважение к ним. Все знали о его простоте и отстранении от этого мира и его украшений, о его усердии в стремлении к будущей жизни, и это было на устах мужчин женщин и даже детей! Каждый из них, высказывал хвалебные речи о Шейхе, из того, что было известно ему.

В этот день его и похоронили, да будет доволен им Аллах.

После этого еще долго люди с деревень, окраин и других городов, верхом и пешком, продолжали приходить и молиться на его могиле. И как мне стало известно, что куда бы не дошла весть о его смерти, там во всех мечетях собирались люди, чтоб почитать за него молитву. В частности это происходило на землях Египта, Шама, Ирака, Тебриза, Басры и деревень в их окрестностях.

Невозможно сосчитать количество того, сколько раз был прочтен Коран, и награда за это была послана для Шейха. Особенно это происходило в Дамаске, Египте, Ираке, Тебризе, Басре и других городах.

Многие уважаемее ученые, написали «касиды»[3] повествующие о жизни и смерти Шейха, однако эта моя работа не может вместить даже малую часть из них.

И всё это, мы обязаны были совершить по отношению к Шейху, и это по праву принадлежало Шейху, за его усердие в наставлении нас на путь Истины, и прямую дорогу, которую он пояснил ясными доказательствами разума и доводами Корана и Сунны, особенно это выражалось в Основах религии. Аллах облагодетельствовал людей этим Ученым в этом веке, в то время, когда распространилось всяческое новшество и забылась Сунна, когда большинство людей, не чувствуя и не зная погрязли в новшествах и запретном. Аллах облагодетельствовал всех тем, что благоволил к нему в понимании Основ религии, в разъяснении истинного знания и верных убеждений. Аллах сделал его единственным, отстранив от новшества и заблуждений, разъясняющим таким образом, каким еще никто не говорил.  Все это он написал в своих работах и книгах, изложил в истинных основах и правилах которые он заложил и выводах которые он сделал. Его ясные и твердые доводы, которые он излагал, согласованны с разумом и доказательствами Корана и Сунны, чего не было под силу никому из «мутакаллимов»[4]. Сколько же Шейх привел доказательств разума и доводов Корана и Сунны, что напрочь разрушило все основы нововведенцев, и раскрыло их порочные и сомнительные доводы.

Да воздаст же Аллах, лучшим воздаянием. Славен Тот, Кто наделил его этим, и благоволил к нему ведя к Истине, наделил терпением его до самого конца жизни, и довольствовался им и он был доволен Им. И да наделит Аллах нас и всех мусульман, жизнью и смертью на Коране и Сунне, покуда мы не встретимся с Ним, следование им во всем.

Заключение

Хвала Аллаху в начале и конце, явно и скрыто, хвалой прекрасной многочисленной и благословенной, как любит наш Господь и чем довольствуется. Мир и благословения лучшему из творений Аллаха, печати всех Пророков, господину усердствующих, нашему любимому Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам. Хвала Аллаху Господу миров.

 


[1] Шамсу-дин, АбдуЛЛах, Габриель ибн Сун’атуЛЛах. Возглавлял надзирательный орган над всеми государственными учреждениями в Дамаске. От переводчика.

[2] Хафиз аль-Барзали упоминал в своей книге, что одних женщин собравшихся для молитвы было 15.000, а мужчин было до 200.000 чел.

[3] Стихи.

[4] Ученые в науке «Каляма».

Advertisements
5 комментариев leave one →
  1. Umar permalink
    Май 17, 2009 15:23

    РахимахуЛЛах
    Вот эти слова:
    Шейха омыли и завернули в “кафан”. Для того чтоб получить оставшуюся от обмывания Шейха воду, собралось огромное количество людей, и лишь немногим досталось что-то от неё.

    И ещё я знаю, что Ибн Касир в бидят приводит что эту воду пили. Усей это халал?

    • Май 17, 2009 19:20

      До, если бы речь шла о колбасе, то можно было бы ставить вопрос, как ты его поставил «халал» или нет? Здесь усей речь идет о действии, которым люди желают приближения к Аллаху, то бишь поклонение, люди относят это к религии, посему здесь речь идет о «ахкамах таклифия». Т.е. надо спросить это ваджиб (фардз) — мандуб (сунна) — мубах — макрух или харам?
      Пить воду, чистую, пригодную для питья, мубах. Пить воду для табаррука от того что носил Пророк(а.с.в.)- мандуб и явлено нам в действиях Сахабов и табиинов. А вот пить воду от омовения тела умерших ученных и праведников, на это я не знаю и не слышал ни одного ДОСТОВЕРНОГО довода из действий Сахабов. Лучший из них, Абу-Бакр. Не передано чтоб от его тела или от его вещей делали табаррук другие Сахабы и табиины. Если и есть праведник достойный этого, то первый из них Абу-Бакр, затем Умар, затем Усман затем Али. Истории с рубашкой Ахмада, и т.п. не достоверна, т.к. Рабия никогда не был в Ираке, на что указывали аз-Захаби и др.
      В этой истории похорон Ибн Теймийи, указывается что это делали простой народ, нет намека что это делали Ученые посетившие процессию похорон. А на счет чтения Корана, то да Ханбалиты это позволяют, делая къяс на пост и садакъа.
      Аллаху Аълям.

    • Май 25, 2009 20:20

      قال الإمام الشاطبي بعد أن أشار إلى ثبوت تبرك الصحابة رضي الله عنهم بالنبي صلى الله عيه وسلم وبآثاره، مناقشا مسألة إمكان التبرك أيضاً بالصالحين وبآثارهم ـ وهو من المحققين القلائل الذين تطرقوا لهذه المسألة ـ قال رحمه الله تعالى في «الاعتصام» (2/8-9):(الصحابة رضي الله عنهم بعد موته عليه الصلاة والسلام لم يقع من أحد منهم شيء من ذلك بالنسبة إلى من خلفه، إذ لم يترك النبي صلى الله عيه وسلم بعده في الأمة أفضل من أبي بكر الصديق رضي الله عنه، فهو كان خليفته، ولم يفعل به شيء من ذلك، ولا عمر رضي الله عنه، وهو كان أفضل الأمة بعده، ثم كذلك عثمان، ثم علي، ثم سائر الصحابة الذين لا أحد أفضل منهم في الأمة، ثم لم يثبت لواحد منهم من طريق صحيح معروف أن متبركا تبرك به على أحد تلك الوجوه أو نحوها ـ يقصد التبرك بالشعر والثياب وفضل الوضوء ونحو ذلك ـ، بل اقتصروا فيهم على الاقتداء بالأفعال والأقوال والسير التي اتبعوا فيها النبي صلى الله عيه وسلم ، فهو إذا إجماع منهم على ترك تلك الأشياء).
      Сказал Имам аш-Шатыби аль-Малики аль-Ашари в своей книге «аль-Иътисам» 2\8-9, после того, как указал на достоверность «табаррука» сподвижников от Пророка, и оставшихся от него вещей, да благословит его Аллах и приветствует, рассуждая о дозволенности подобного в отношении праведников: «Сподвижники, после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не делали подобного ни с кем после него. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил после себя никого лучше чем Абубакр ас-Сидикъ, да будет доволен им Аллах, он был его наместником, но никто ведь не делал в отношении него что-либо подобное. То же самое в отношении Умара, да будет доволен им Аллах, а он был лучшим из Уммы после Абубакра. То же самое, можно сказать по поводу Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах, они были самыми наилучшими после них. Ничего не известно из достоверно переданного, чтоб кто-то делал «табаррук» от них в какой-либо форме из ранее перечисленных,- от волос, одежды и остатков воды после омовения- напротив они ограничились тем, что следовали за ними в их делах, словах и пути, который проложил для них Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, это указывает на их «Иджма» в оставлении подобных вещей».

  2. Муслим permalink
    Сентябрь 29, 2009 21:30

    Ассаляму Алейкум Ахи ! Что вы можете сказать по поводу этих слов, имеют ли они отношение к Таймии?

    Суть тавхида и зачатки его разделения
    Единобожие (тавхид) означает единственность Аллаха в Своей сущности, качествах и деяниях. Т. е. есть Аллах, Он Един в Своей сущности, качествах и деяниях и только Ему нужно поклоняться. Это и означает тавхид рубубийя и тавхид улюхийя.
    Для мусульман ахлю-сунна валь джамаа тавхид улюхийя и тавхид рубубийя являются неразрывными и тождественными понятиями, как иман (вера в Аллаха) и Ислам (покорность Ему).
    Первым отщепенцем и выскочкой, который посчитал тавхид улюхийя и тавхид рубубийя взаимонесвязанными и раздельными понятиями, был Ибн Таймия.
    Следует отметить, что такого разделения в Коране нет, и те аяты, которые ваххабиты приводят в доказательство их раздельности, они толкуют превратно, что мы, с помощью Аллаха, и покажем далее.
    Ни в одном хадисе, даже очень слабом, не приводится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил принимающему Ислам, что единобожие делится на две части и вера твоя не будет действительной, пока у тебя не будет тавхида улюхийя.
    Такое деление не передано также ни от имамов мазхабов и даже ни от хотя бы одного из салафов. Это во-первых. Следовательно, такое разделение тавхида есть нововведение, причем нововведение запретное, приводящее к заблуждению.
    Давайте же проанализируем разделение Ибн Таймии. Он утверждал (цитата): «Все посланники были посланы к человечеству только лишь для того, чтобы довести до людей тавхид улюхийя. А что же касается тавхида рубубийя, то это убеждение, что Аллах един в Своих деяниях, что Он – Господь всех миров и распоряжается всем, то это не отрицал НИКТО из многобожников и мусульман, и доказательством этому является следующий аят из Корана: «И если ты спросишь их, кто создал небеса и земли, они ответят: «Аллах!» (тафсир «Джалалайни», с. 413).
    Здесь Ибн Таймия однозначно говорит, что у всех многобожников был тавхид рубубийя, т. е. признание всех качеств Аллаха и Его единство в них, и это мнение любят подчеркивать ваххабиты. На самом же деле, в вышеупомянутом аяте, приводимом Ибн Таймией, говорится, что и неверующие вынуждены признать, что Создателем и Управителем всего является Аллах. Но хотя многобожники признавали это, все же они отрицали многие качества Создателя, например, что Он воскресит их после смерти. В достоверном хадисе говорится, что Аль-Асс бин Ваиль Кураши подошел к Пророку (мир ему и благословение) с истлевшей костью и сказал: «О, Мухаммад (мир ему и благословение), неужели ты утверждаешь, что твой Господь оживит эту кость вновь?!» И тогда был ниспослан аят (смысл): «Утверждают те, кто неверны, что они не будут воскрешены» (Коран, 64:7 («Сави», т. 6, с. 119)). И где же у этих многобожников признание всех качеств Всевышнего, среди которых есть и воскрешение мертвых?! Это во-вторых.
    И, в-третьих, хотя многобожники признавали, что все сотворил Аллах, вместе с тем они считали своих идолов соучастниками в творении, считали, что у Всевышнего есть дети. В Коране говорится (смысл): «Он не взял Себе сына и вместе с ним нет другого Господа, иначе каждый управлял бы тем, что он создал, и некоторые из них взяли бы верх над другими. Пречист Аллах от того, что они описывают» (тафсир «Сави», т. 4, с. 174). Этот аят опровергает наличие у Творца соучастника в творении и указывает, что такие ложные убеждения были у многобожников.

    Двойной бухтан
    Следовательно, Ибн Таймия, утверждая, что у многобожников был тавхид рубубийя, приписывают им то, чего у них нет, что в шариате называется бухтаном (клеветой). Затем он уподобил мусульман, признающих все качества Аллаха и Его единственность в них, а также, что только Он достоин поклонения, многобожникам, поклоняющимся идолам, считая, что они являются соучастниками Всевышнего в создании тех, которые приписывали Аллаху детей, а своим идолам – принесение пользы и вреда, что опять-таки является бухтаном. В достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Самую большую опасность для моей уммы представляет мунафик (лицемер) «со сведущим» языком» (Табарани). Не будет лишним отметить, что Ибн Таймия был большим оратором, как говорится в хадисе, «со сведущим» языком», и это вводило в заблуждение невежественный народ. А тому, что Ибн Таймия был мунафиком, свидетельствует то, что он пишет про повелителя правоверных Али бин Абуталиба (да будет доволен им Аллах), что он являлся везде терпящим поражение и, сколько ни старался, не стал предводителем халифата, и что он воевал не ради Всевышнего, а для того, чтобы получить власть. Такие слова Ибн Таймии свидетельствуют о его неприязни к повелителю правоверных. А в достоверном хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Тебя (о, Али (да будет доволен им Аллах)) полюбит только уверовавший, и неприязнь к тебе будет питать только мунафик».
    Поистине, жалок Ибн Таймия и вдвойне жалки его последователи.
    Дай Аллах всем мусульманам силы увидеть истину истиной и ложь ложью! Амин.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: