Skip to content

Последнее тюремное заключение по причине фатвы о запрете на путешествия к могилам

Март 23, 2009

i-1018Ибн Адбул-Хади пишет: «В 726 году, произошли разбирательства вокруг вопроса о путешествии и снаряжения в путь для посещения могил Пророков и праведников. Они добились от Шейха ответа на вопрос, на который он в принципе отвечал и ранее. Ответ состоял в пояснении двух мнений в этом вопросе и приведении доказательств обеих сторон. Шейх по этому поводу говорил еще очень давно, в своей книге «Икътида ас-сирот аль-мустакъим» и других работах, где ответ был более ясный и подробный чем то, что они взялись осуждать.

Умножились разговоры, распространились сплетни по причине этого ответа, слова Шейха исказили, приписали то, что он вообще не говорил, поползла смута, и усложнилось положение. Все стали переживать за Шейха из-за козней, которые плелись в Египте[1] и Шаме. Ослабло положение ранее сильных и влиятельных соратников Шейха, а другие побоялись что-то сказать в защиту… В Египте по этому поводу собралось собрание, они серьёзно подняли вопрос и перед Султаном выразили единогласное мнение о необходимости убить Шейха. Однако Султан с ними не согласился.

Приказ Султана о заключении Шейха в тюрьму

В этом же году, в понедельник 6 числа, от наместника Султана в Дамаске, к Шейху прибыл ответственный за Вакъуфное имущество и один из судебных приставов Ибн Хутейр и оповестили Шейха, что пришел указ Султана поместить его в крепость.

Лицо Шейха выражало радость и приветствие, он сказал: «Я давно ждал этого, в этом есть великое благо». Шейха поместили в тюрьму, где для него освободили чистое помещение. Султан разрешил его брату Зейну-дину находиться вместе с ним и приказал выделить ему все, что необходимо для обслуживания Шейха.

В пятницу этого же месяца Шафиитский судья постановил о заключении в тюрьму группы соратников Шейха, других придали гонениям, остальные скрылись, после освободили из тюрьмы всех кроме Имама Шамсу-дина, Мухаммада ибн Абу Бакра аль-Джавзия»[2].

Ибн Касир пишет: «В среду 10 зуль-къаада 726 года, в ханбалитском медресе преподавал Бурхану-дин Ахмад ибн Хилал аз-Зарьи аль-Ханбали, заменяя Шейха Ибн Теймийю. Его посетили Шафиитский Судья и группа Факъихов, что трудно сказалось на многих из последователей Шейха ибн Теймийи, так как за день до этого к Ибн Теймийе, по поручению наместника Султана с некоторыми вопросами, приходил судебный пристав Ибн аль-Хутейри. После этого, в четверг, пришёл Судья Джамалу-дин и ответственный за Вакъуфное имущество Насру-дин и спросили его про тему посещения могил. Шейх ответил им, написав свое мнение на свитке, а Шафиитский Судья Дамаска подписал, что он принял этот ответ от Ибн Теймийи, написанный им собственноручно, а далее написал, что самое больное место, т.е. что якобы точка разногласия здесь, в том, что Ибн Теймийя сделал посещение могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и могил других пророков мир им, грехом по абсолютно единогласному мнению всех Ученых».

385288071_128745be382Ибн Касир продолжает: «Так посмотрите же сейчас на это изменение слов Ибн Теймийи, со стороны Шафиитского Судьи. Поистине его ответом на этот вопрос не было запрещение посещения могил Пророков и праведников. В его ответе было упоминание двух мнений, одно по поводу отправления в путешествие и снаряжения в путь лишь для посещения могил, а другое простое посещение могил без снаряfull_slepoinaibimamashamiliaжения в путь и отправления в дальнюю дорогу к ним.  Посещение могилы, без отправления в дальнюю дорогу только ради этого — это один вопрос, а посещение могилы, отправляясь только ради этого в путешествие, другой вопрос.

Шейх не запрещает посещение могил без того, чтоб только ради этого отправляться в далекий путь, а наоборот считает её желательной и Сунной, и его книги и жизненный путь свидетельствую об этом. Этот вид посещения могил он не оспаривает в фатве, и он не сказал, что это грех, и не приводил никакого «Иджма» на запрет этого. Шейх Ибн Теймийя не является незнающим хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Посещайте могилы, поистине они напоминают вам о будущей жизни». А от Аллаха ничего не скроется из скрываемого: «А притеснители скоро узнают, какой поворот [судьбы] их ожидает». Сура Шуъара 227 аят«[3].

Имам ан-Навави писал в своих комментариях к «Сахиху» Имама Муслима: «Ученые разногласили по поводу подготовки в путь и путешествия к чему-либо, кроме трёх мечетей, как путешествие к могилам праведников и к достопочтимым местам и т.п. Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни из наших соратников Шафиитов, считал это запрещенным. Это так же известно со слов Къадия Айяда…». Далее ан-Навави указывает на то, что верно на его взгляд противоположное мнение[4].

Подобное мнение, запрещающее отправляться в дальний путь, с единственным намерением, посетить какую-то определенную могилу или достопочтимое место, выражали многие Ученые. Первыми из них были сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах, Абу Хурейра, Абу Басра, Абу Саид аль-Худри, да будет доволен ими Аллах, видевшие и слышавшие его, да благословит его Аллах и приветствует, и лучше всех других понимавших цель и значение его высказываний.

Передается от Басры ибн Абу Басры аль-Гъифари: «Я встретил Абу Хурейру возвращающегося с горы Тура, и спросил его «Ты откуда идёшь?» Абу  Хурейра[5] ответил: «С Тура, я помолился там». Басра продолжил: «Если бы я встретил тебя раньше, чем ты начал собираться в путь, то ты бы туда не пошел. Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса»[6].

Так же передается от Къаз’а[7]: «Я собрался сходить на гору Тур, и спросил об этом Ибн Аббаса. Он сказал: «Ты что, не слышал слов Порока, да благословит его Аллах и приветствует: «Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса». Оставь, не ходи туда»[8].

Из ученых это были, Къадзий Айяд аль-Маликий (476-544 г.г.), Къадзий Хусейн аш-Шафии,[9] Ибн Акъиль аль-Ханбали (431-523 г.г.), Абу Мухаммад аль-Джувейни аш-Шафии (умер в 438 г.), Ибн Батта аль-Ханбали (304-380 г.г.), это же говорил Ибн Теймийя, Ибн Къаийм аль-Джавзия, и многие ученые Маликиты их современники из Шама и Багдада.

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет: «В конце концов, враги Шейха,  проявили хитрость в вопросе запрета на путешествие к могилам Пророков и праведников, сделав это с его слов принижением достоинств Пророков, что является неверием. Группа из последователей за своим страстями постановили об этом (о его неверии), и это были восемнадцать человек во главе с Маликитским Судьёй аль-Ахнаи. После чего Судьи мазхабов постановили, что его следует заключить в тюрьму, где он в последствии провел два года и несколько месяцев.

Шейх с разных сторон пояснил им неверность того, что они постановили в отношении него. Группа Ученых давали фатвы, что даже если он ошибся в этом, то это ошибка Муджтахида, которая прощена. Группа Ученых из Багдада выразила свое согласие в этом вопросе с Шейхом, а также многие другие. Сыновья Шейха Маликитов в Дамаске, Абу Валида, дали фатву, что к выраженному Шейхом Ибн Теймийей, вообще не может быть никаких претензий. Он привел разногласие ученых в этом вопросе и выразил мнение приоритетности одного из них»[10].

Однако не смотря на все это, мнение Ибн Теймийи наталкивалось на стену необъективности со стороны ответственных людей. Кто-то понимал, но боялся встать в ряды защитников Шейха, которых быстро определяли в тюрьму. Кто-то, нарочно желая воплотить в жизнь свои амбиции, наговаривал на Шейха, выслуживаясь перед начальством в Судебной иерархии Египта, которая всегда пыталась удалить Шейха с горизонта своего беспечного существования, так как распространение Сунны и убеждений праведных предшественников, рушили их авторитет в государстве и ослабляли влияние.

Таковыми были причины последнего тюремного заключения Шейх аль-Ислама Ибн Теймийи.

Продолжение следует иншаЛлах.


[1] Ибн Касир пишет «В 718 году, на смену Маликитскому Судье Ибн Махлюфу, который умер, пришел Такъия-дин аль-Ахнаи…Этот судья в 725 году, запретил Шейху Шамсу-дину ибн Мари аль-Баълябаки, говорить в Египте в лоне того, что выражал Шейх Такъия-дин Ибн Теймийя в вопросе «истигъасы» (обращения за помощью к умершим)…». Книга «аль-бидая ва ан-нихая» 2\2162.

[2] Книга «аль-укъуд ад-дурийя», стр. 259-260. Также Хафиз аль-Барзали в «Тарихе», также Ибн Касир в «аль-бидая ва ан-нихая».

[3] Книга «аль-бидая ва ан-нихая» 2\2165. Подобные слова говорят Хафизы Ибн Абдул-Хади и аль-Барзали в своих книгах.

[4] Цитировалось по книге «Джала аль-Айнейн», Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.491.

[5] Ибн Хаджар Аскалаини в «Фатх аль-Бари» после приведения этого хадиса сказал: «…и согласился с ним Абу Хурейра».  3\86.

[6] Приводит Имам Ахмад в «Муснаде» 39\270, Имам Малик в «Муватта». Хайсами сказал; «Передатчики этого хадиса достой доверия». «Маджма аз-заваид» 4\3.

[7] «Табиин достойный доверия». Смотрите «»Тахзиб аль-Камаль», Хафиза аль-Миззи аш-Шафии.

[8] Приводит с достоверным иснадом Азракъий в «Ахбар Макка» стр. 304.

[9] Ибн Хаджар Аскалани говорит в «Фатх аль-Бари»: «Ученые разногласили по поводу подготовки в путь и путешествия к чему-либо, кроме трех мечетей, как путешествие к могилам праведников и к достопочтимым местам, с намерением получения благодать-бараката в этих местах, молитвы возле них. Сказал Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни, что это запрещено, в соответствии с хадисом. Къадзий Хусейн сделал подобный выбор, то же самое сказал Айяд и группа ученых». 3\86.

[10] Книга «Зейль аля Табакъат аль-Ханабиля» Ибн Раджаба. Цитировалось по книге «аль-Джами ас-сира Шейх аль-Ислам» стр.480.

Реклама
One Comment leave one →
  1. Март 27, 2011 15:34

    Ассаламу алейкум имам поправь

    حدثني جدي: قال: حدثنا سفيان عن عمرو بن دينار عن طلق بن حبيب، عن قزعة قال: أردت الخروج إلى الطور، فسألت ابن عمر فقال ابن عمر: أما علمت أن النبي -صلى الله عليه وسلم، قال: «لا تشد الرحال إلا إلى ثلاثة مساجد، المسجد الحرام ومسجد النبي -صلى الله عليه وسلم-، والمسجد الأقصى ودع عنك الطور فلا تأته» .

    Ибн Умар а не Ибн Аббас

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: