Skip to content

Наука Хадиса

Март 16, 2009

166258387_569f57a072Аллах направил к людям Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с Кораном и сунной и уберёг Своё Писание от всевозможных искажений, добавлений или сокращений. Аллах Всевышний сказал: «Не подступиться к нему[1] лжи ни спереди, ни сзади, (ведь это −) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!»[2]

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, Мы ниспослали напоминание и, поистине, Мы будем его оберегать».[3] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснял Коран своими словами и делами, и поэтому сунна в целом представляет собой пояснение к священному Корану. Ознакомившись с этим введением, учащийся может узнать о том, что собой представляют хадисы, в чём заключается разница между хадисами и Кораном, а также о том, как они были сохранены и дошли до нас.

Сунна и хадисы

Уляма[4] определяли хадисы как сообщения о высказываниях, поступках, невысказанном одобрении, внешнем облике или нравственных качествах и достоинствах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Различия между Кораном и священным хадисом

(хадис кудси)[5]

1. Коран ниспослан Аллахом Всевышним, что касается как его формы, так и смысла, и чтение Корана является одним из видов поклонения Аллаху. Человек не в силах создать ничего подобного даже наименьшей суре Корана, достоверность которого подтверждается многочисленностью путей его передачи, каждый из которых, несомненно, является достоверным. Читать Коран и прикасаться к нему запрещается тому, кто утратил состояние ритуальной чистоты, а также женщинам, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение. Кроме того, нельзя передавать айаты Корана по смыслу.

2. Как по форме, так и по смыслу “хадис кудси” исходит от Аллаха, но чтение его как таковое не является поклонением. Такой хадис не является неподражаемым; ни читать его, ни прикасаться к нему не запрещается тому, кто находится в состоянии ритуального осквернения, равно как и женщинам, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение. Среди “хадисов кудси” есть достоверные, слабые и подложные. Передавать их можно по смыслу, примером чего служит хадис, в котором со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что, передавая слова своего Всемогущего и Великого Господа, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»[6]

3. Что касается обычных хадисов пророка, то слова их принадлежат посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Чтение таких хадисов не является поклонением. Такой хадис не является неподражаемым. Среди хадисов пророка есть достоверные, слабые и подложные. Ни читать такой хадис, ни прикасаться к нему не запрещается тому, кто находится в состоянии ритуального осквернения, равно как и женщинам, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение. Разрешается передавать такой хадис по смыслу.

Хадисы как довод религии

Подобно Корану, хадисы являются аргументом, подтверждающим истинность этой религии, поскольку Коран и сунна относятся к числу источников шариата, но при этом хадисы служат разъяснением Корана. Аллах Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им, а они призадумались бы…»[7] Что же касается указаний сунны, то об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует , сказал так: «…вам следует неуклонно придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этого…»[8]

Письменная фиксация сунны

В первые годы существования ислама посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , запрещал записывать на одних и тех же листах его слова и айаты Корана, опасаясь, что люди станут принимать одно за другое. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Ничего) не записывайте за мной, а кто записал что-либо, за исключением Корана, пусть сотрёт это».[9] Ан-Навави сказал: «Этот запрет действовал в то время, когда существовали опасения, что слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будут смешиваться с айатами Корана, но после того как такая опасность миновала, он разрешил вести записи. Говорят, что записывать айаты Корана вместе со словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, запрещалось только для того, чтобы они не смешивались друг с другом и читатель не принимал одно за другое, а Аллах знает об этом лучше».[10]

Итак, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил сподвижникам записывать его слова после того, как опасность их смешения с айатами Корана миновала, и он велел делать это Абу Шаху в день овладения Меккой. ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, был одним из тех, кто записывал то, что он слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и к числу таких людей относились ‘Али и ‘Амр бин Хазм, да будет доволен Аллах ими обоими, который записал то, что было сказано пророком, да благословит его Аллах и приветствует, относительно долей наследства, религиозных обычаев[11] и выкупов за убитых. Кроме того, здесь можно указать на запись хадиса о закяте и минимальном размере имущества, с которого взимается закят. Абу Бакр вручил эту запись Анасу, да будет доволен Аллах ими обоими, которого он направил в Бахрейн для сбора закята.

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, в том числе и четыре праведных халифа, уделяли большое внимание записи хадисов. Впоследствии знание получило распространение, а сподвижники, да будет доволен ими Аллах, разъехались по разным странам. Когда халифом стал ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз бин Марван[12], да помилует их Аллах, он разослал своим наместникам приказ, в котором было сказано: «Ищите и собирайте хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».[13] Кроме того, он написал жителям Медины: «Ищите хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и записывайте их, ибо, поистине, боюсь я, что исчезнет знание и уйдут знающие».[14] Период правления ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза, да помилует его Аллах, считается периодом официальной письменной фиксации хадисов со слов знающих людей, что же касается их записи вообще, то сподвижники, да будет доволен ими Аллах, занимались этим и раньше. Одним из тех, кто записывал хадисы и классифицировал их по тематическому признаку, был имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах. Он считается одним из первых, кто стал заниматься классификацией хадисов, а его труд “Аль-Муватта” был составлен согласно различным разделам фикха. Он умер в 173 г. х. Первым же, кто стал классифицировать хадисы по именам их передатчиков или же по иснадам, был Абу Дауд бин Сулейман бин аль-Джаруд ат-Тайалиси, умерший в 204 г. х. Впоследствии были составлены разные виды огромных сводов хадисов. Ниже упоминаются некоторые из них.

1. Своды хадисов под общим названием “Джами‘”, например, “Аль-Джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари, да помилует его Аллах, умершего в 256 г. х. В этом труде им были собраны хадисы по разным отраслям шариатского знания, в том числе по вероучению, установлениям шариата, этике и толкованию Корана.

2. Своды хадисов под общим названием “Муснад”, например, “Муснад” имама Ахмада бин Ханбаля (ум. в 241 г. х.). В этом труде им были собраны хадисы, классифицировавшиеся по именам отдельных самых ранних их передатчиков.

3. Своды хадисов под общим названием “Му‘джам”, например, “Аль-Му‘джам аль-кабир”, “Аль-Му‘джам аль-аусат” и “Аль-Му‘джам ас-сагир” ат-Табарани, да помилует его Аллах. Словом “му‘джам” обозначаются книги, в которых их составители классифицируют хадисы по именам своих шейхов, располагая в большинстве случаев в алфавитном порядке как, например, в вышеупомянутых “Ма‘аджим” ат-Табарани.

4. Своды хадисов под общим названием “‘Иляль”, например, “Китаб аль-‘иляль” ад-Даракутни и Абу Хатима. В таких сводах собраны хадисы, имеющие различные дефекты.

5. Своды хадисов под общим названием “Атраф”, например, “Тухфат аль-ашраф би-ма‘рифат аль-атраф” Абу-ль-Хаджжаджа аль-Мази, да помилует его Аллах. Так именуются своды, в которых сначала приводятся те части отдельных хадисов, которые служат указанием на всё остальное, и приводятся их иснады.

6. Своды хадисов под общим названием “Мустадрак”, например, “Мустадрак” альХакима. В этом своде он собрал достоверные хадисы, который служат дополнением к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима и отвечают их условиям достоверности.

Общеизвестные своды хадисов

1. “Сахих” имама аль-Бухари (ум. в 256 г. х.), да помилует его Аллах.

2. “Сахих” имама Муслима (ум. в 261 г. х.), да помилует его Аллах.

3. “Сунан” Ахмада бин Шу‘айба ан-Наса’и (ум. в 303 г. х.).

4. “Сунан” Абу Дауда Сулеймана бин аль-Аш‘аса (ум. в 375 г. х.).

5. “Сунан” Абу ‘Исы Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи (ум. в 267 г. х.).

6. “Сунан” Мухаммада бин Йазида Ибн Маджи (ум. в 275 г. х.).

Если сообщается, что хадис приводится в целом ряде источников, это значит, что он приводится в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима и четырёх вышеупомянутых сводах под общим названием “Сунан”.

Если сообщается, что хадис приводится в семи источниках, это значит, что он приводится в шести вышеупомянутых сводах, а также в “Муснаде” Ахмада бин Ханбаля.

Если сообщается, что хадис приводится в пяти источниках, это значит, что он приводится в четырёх вышеупомянутых сводах под общим названием “Сунан”, а также в “Муснаде” Ахмада бин Ханбаля.

Если сообщается, что хадис приводится в трёх источниках, значит, что он приводится в вышеупомянутых сводах под общим названием “Сунан”, за исключением “Сунан” Ибн Маджи.

Иснад и матн

Иснадом[15] называется цепь передатчиков данного хадиса, на которую опирается его текст (матн). Примером может служить хадис № 57 настоящей программы, приводимый в “Сахихе” аль-Бухари. Аль-Бухари передаёт, что Сулейман бин Харб сообщил ему, что Шу‘ба сообщил ему, что Катада сообщил ему, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».

Здесь иснад начинается со слов аль-Бухари и завершается словами “пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал”, матн же начинается словами “Сладость веры ощутит тот” и завершается последними словами хадиса.

Уделяя внимание сохранению сунны, улемы составили множество огромных словарей, в которых приводятся имена передатчиков, и уделяли большое внимание иснадам и матнам хадисов. Ибн аль-Мубарак, да помилует его Аллах, сказал: «Иснад − от религии, а если бы не иснад, то каждый говорил бы, что пожелал».[16]

Таким образом, предметом науки о хадисах является изучение иснадов и матнов, благодаря чему можно отличить приемлемый хадис, в соответствии с которым следует поступать, от отвергаемого, которым руководствоваться не следует.

Категории хадисов

с точки зрения их приемлемости или неприемлемости

1. Достоверный (сахих) хадис

Достоверным знатоки называют хадис с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля).

Непрерывным является иснад такого хадиса, каждый из передатчиков этого от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

Беспристрастным считается каждый разумный мусульманин, который не являлся нечестивцем.

Под точностью передатчика подразумевается точность запоминания или записи хадисов.

Под отклонениями подразумевается такие случаи, когда достойный доверия передатчик передаёт хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного лицом, достойным доверия в ещё большей степени.

Недостатком (‘илля) является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным.

2. Хороший (хасан) хадис

Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого от первого до последнего отличались беспристрастностью. Такой хадис является лишь немного менее точным, чем подобные ему хадисы, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля).


3. Слабый (да‘иф) хадис

В качестве термина слово “слабый” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию.

Смысл суждения о практическом применении указаний подобных хадисов сводится к тому, что действовать сообразно таким указаниям желательно лишь в том случае, если они касаются добровольного совершения достойных дел. При этом должны быть соблюдены три нижеперечисленных условия:

а) Хадис должен быть не очень слабым;

б) хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии;

в) человек должен действовать в соответствии с указаниями такого хадиса из предосторожности, а не в силу своей убеждённости в его достоверности.

4. Подложный (мауду‘) хадис

В качестве термина слово “мауду‘” используется для обозначения измышленной лжи, возводимой на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или того, что ему безосновательно приписывается.

По единодушному мнению всех улемов, любому человеку, знающему о том, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача не сопровождается указанием на его вымышленность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Человек,) передавший с моих слов сообщение, которое есть основание считать ложным, станет одним из двух лжецов[17]».[18]


[1] То есть к Корану.

[2] “Разъяснены”, 42.

[3] “Аль-Хиджр”, 9.

[4] “уляма”  – учёные – мусульманские учёные-богословы, знатоки Корана, хадисов и этико-правовых норм ислама.

[5] “Хадис кудси” − хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, передаваемые посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда − через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает.

[6] Этот хадис приводит Муслим.

[7] “Пчёлы”, 44.

[8] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[9] Этот хадис приводит Муслим.

[10] “Шарх ан-Навави ли-Сахих Муслим”.

[11] Здесь имеется в виду то, что желательно делать мусульманам по примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[12] ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз бин Марван (717 – 720) – один из Омеййадских халифов, отличавшийся особым благочестием.

[13] “Фатх аль-Бари”.

[14] “Сунан” ад-Дарими.

[15] “Иснад” или “санад” – опора.

[16] “Введение” к “Сахиху” Муслима.

[17] Другим лжецом является человек, измысливший такое сообщение.

[18] “Введение” Муслима с комментариями ан-Навави.

Реклама
No comments yet

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: