Skip to content

Завещание

Февраль 26, 2009

بسم الله الرحمن الرحيم

و به أستعين

d0bfd0b5d180d0be2Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословления посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

А затем:

Важным делом, о котором я считаю, следует напомнить всем мусульманам, является написание завещания. Это потому что, в написании его заложена мирская и религиозная выгода, а также, потому что об этом часто забывают многие верующие.

Ели вы сегодня скажете кому-либо: «Написал ли ты завещание?», то он взглянул бы на вас удивленным и недоумевающим взглядом, как бы спрашивая; разве он на смертном одре, чтоб писать завещание?

Мало кто извлекает урок из того, что он видит и слышит каждый день, как внезапно гибнут люди. Аллах Всевышний говорит, что одним из Его наказаний является то, что он умерщвляет людей внезапно, и они не успевают завещать свое послание перед смертью, Аллах говорит:

«Они говорят: «Когда сбудется это обещание, если вы говорите правду?» Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям». Сура Я-син 48-50 аят.

Сколько же людей умерло, оставляя долги, сколько ушло в иной мир обладателей имущества, но это имущество не принесло им пользы после смерти? Сколько прав было попрано, сколько имущества данного на хранения не было возвращено, и все это по причине не серьезного отношения к написанию завещания.

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Душа верующего связанна её долгом, до тех пор, пока этот долг не вернут»[1].

Завещание, это Сунна нашего Пророка, и пророков до него. Каждому мусульманину желательно, следовать в этом примере за ним, и завещать своим детям, родным и близким, чтоб они боялись Аллаха, и держались за Его религию, завещать то, что завещал Ибрахим своим детям, и то же, что завещал Якъуб. Аллах сказал в Коране:

«Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца? Мы избрали его в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников. Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров». Ибрахим (Авраам) и Якъуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям. Якъуб (Иаков) сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами»». Сура аль-Бакъара 130-132 аяты.

Завещание, в зависимости от обстоятельств, может быть: обязательным, желательным или запрещенным.

Оно будет являться обязательным для мусульманина, если на нем есть обязанности перед Всевышним Аллахом, которые он не выполнил, как клятвы, Закят, Хадж и т.п. Либо если на нем лежат имущественные или другие обязательства перед людьми.

Передается от АбдаЛлаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея составленного завещания»[2]. Ибн Умар сказал: «Не прошла и одна ночь, после того как я услышал эти слова, как я написал свое завещание».

Желательным, является для того, у кого есть достаточное имущество и он желает что-то из него завещать на благотворительность, что будет для него постоянной милостыней после смерти. У подобного рода завещания есть два условия:

  • Чтоб оно не превышало 1\3 части от всего его имущества, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сааду, когда тот желал оставить что-то на благотворительность: «Треть, хотя и треть — это много»[3].
  • Чтоб это завещание было не для наследников. Передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах, наделил каждого обладателя права его долей, посему нет имущественного завещания для наследников»[4].

Запрещенным же  является то, что противоречит Шариату, как если кто-то завещал своим родным причитания по поводу его смерти, либо обрывание родственных связей, либо принесение вреда кому-либо из верующих, или какое-либо зло вообще. Если кто-то завещал что-либо из этого, то подобное завещание считается не действительным и его не следует исполнять. Аллах Всевышний сказал:

«Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах Прощающий, Милосердный». Сура аль-Бакъара 182 аят.

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, привел от Ибн Абаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что под «джанаф» (الجنف), — несправедливостью, подразумевается ошибка. Затем сказал: «И сюда входит все виды ошибок, которые могут исходить от завещателя»[5].

К пользам от написания завещания можно отнести следующие:

  1. Великая награда для того, кто делает это, подчиняясь Аллаху и Его посланнику. Аллах говорит:

«А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха». Сура аль-Ахзаб 71 аят.

  1. Великая награда, в том, что он завещает, наставляя своих близких в том, в чем заключается польза для них.
  2. Полное избавление себя от каких-либо нарушений Шариата, после его смерти, а так же избавление себя от долгов и других обязанностей.
  3. Предотвращение, каких либо разногласий среди наследников, после его смерти.

Образец завещания:

После вознесения хвалы Аллаху и благословления на Пророка, следует сказать: Это то, что завещает такой-то, сын такого-то, свидетельствующий, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха Единственного, нет Ему сотоварища, и что Мухаммад, Его раб и посланник, и что Иса, раб и посланник Аллаха. Свидетельствующий так же,  что Рай — Истина, и что Ад — Истина, что Час Судный, нет в нем сомнения, и что Аллах воскресит всех кто в могилах.

Я завещаю моим детям и моим родным и близким и всем мусульманам богобоязненность. Завещаю им то, что завещал Ибрахим сыновьям своим:

«О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами». Сура аль-Бакъара 132 аят.

Я завещаю, расплатиться с моими долгами (если есть на нём долги).

Если желает, то может сказать: А так же завещаю треть моего состояния, дать такому-то, либо израсходовать его на благотворительность. Для моих же несовершеннолетних детей, попечителем станет такой-то, который должен будет сохранить их наследство, пока они не достигнут зрелого возраста.

Затем он может завещать, что желает. После может упомянуть, как следует его омыть и подготовить к захоронению, следуя пророческой Сунне. Затем может закончить мольбой о прощении за себя, прося Милости Аллаха и Рая.

Все это закрепляется свидетельством двух справедливых мужчин.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.


[1] Приводит ат-Тирмизи под номером 1078 и 1079, сказав: «Хадис хороший»; Шейх Албани назвал хадис достоверным в «аль-Джами ас-Сагъир» под номером 6779.

[2] Передает Имам Бухари в «Сахихе» под номером 2738.

[3] Передает Имам Бухари в «Сахихе» 2\287 и Муслим, под номером 1627.

[4] Передает ат-Тирмизи, это часть от хадиса под номером 2121, сказал ат-Тирмизи: «Хадис хороший»

[5] Тафсир Ибн Касира 1\112-113.

Advertisements
2 комментария leave one →
  1. абу Хасан аль-Асари permalink
    Февраль 27, 2009 01:50

    Очень интересно и полезно, брат!
    джазакя Ллаhу хъэйр!

  2. AHMAD permalink
    Март 26, 2009 10:51

    Da vozdast vam ALLAX nailuchshim!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: