Skip to content

Спешка

Февраль 20, 2009

بسم الله الرحمن الرحيم

و به أستعين

2550944248_7bc6055436_oХвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

А затем:

Спешка, относиться к тем нехорошим качествам, от которых Шариат нас призывает отстраняться.

Рагъиб аль-Асфахани сказал в определение этого понятия: «Спешка,- это требование чего-либо преждевременно, она вызвана побуждением страсти, потому и стала порицаемым в Коранических текстах. Сказано: «Спешка от сатаны»»[1].

Всевышний Аллах сказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует:

«Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить». Сура аль-Къияма 16 аят.

Коран, был нравом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он черпал нравственность и благородство из него, следуя Божественному наставлению и не проявляя спешку. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, был терпелив и всегда поступал обдуманно и неторопливо, что и советовал делать своей Умме, говоря: «Неторопливость от Аллаха, а спешка от сатаны»[2].

Аллах говорил ему:

«Терпи же, как терпели твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них. В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?» Сура аль-Ахкъаф 35 аят.

Наш Пророк был наилучшим из творений, воплощающим на деле приказания Всевышнего Аллаха.

Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день битвы при Ухуде?» В ответ ей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников многое, но самым тяжким из всех был день ‘Акабы, когда я предложил Ибн ‘Абд Йаляйлю бин ‘Абд Кулялю последовать за мной, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушёл, испытывая огорчение, и пришёл в себя, только когда добрался до Къарн ас-Са’алиб. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел в нём Джибриля. Он обратился ко мне и сказал: «Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: «О Мухаммад, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы!»» На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах вывел из них потомство, которое станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!»[3]

Однако первенство в стремлении совершении блага и в выполнении обязательных действий, когда наступило их время, является похвальным и ни сколько, ни порицается.

Аллах говорит:

«Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных». Сура Ааль Имран 133 аят.

Муса, мир ему, говорил:

«…я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен». Сура Та-ха 84 аят.

Спешка является абсолютно порицаемой, когда происходит в делах, которые требуют обдумывания, совета в Аллахом (истихара) и совещания с верующими. Поэтому говорил Абу Хатим аль-Басти, да смилуется над ним Аллах: «Поспешный человек, говорит, прежде чем узнаёт, отвечает, прежде чем выслушает и поймет, благодарит, прежде чем испробует, ругает, после того как поблагодарит. Поспешному человеку сопутствует сожаление, а благополучие обходит его стороной. Арабы называли спешку — матерью сожаления»[4].

Сказал поэт:

قد يدرك المتأني بعض حاجته —- و قد يكون مع المستعجل الزلل

Неторопливый достигнет что-либо в своем деле

Но вот поспешный в деле своем может ошибиться.

К порицаемой спешке относятся необдуманные слова, включающие в себя дурные пожелания семье, призывы погубить имущество и потомство, вызванные гневом. Аллах Всевышний говорит:

«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив». Сура аль-Исра 11 аят.

Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не призывайте плохое ни на себя, ни на ваше имущество, ни на ваших детей, ибо это может совпасть со временем, когда не отвергаются мольбы и тогда придет ответ на ваши»[5].

Возможно многое из бед, болезней и порчи в наших детях происходит по причине наших слов, но многие люди этого не замечают, так может нам стоит над этим задуматься?

К порицаемой спешке так же относиться то, что человек спешит, ожидая ответа на свои мольбы к Аллаху. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Алла­ха, сказал: «Всегда на молитву раба будет отвечено, если только он не помолится о совершении злодеяния или разрыва кровных уз и если не станет поторапливать». Было спрошено: «Посланник Аллаха, что значит «по­торапливать»?» Он ответил: «Если станет говорить: «Я молился-молился и, как вижу, мне не было отвечено». После чего он становится раздосадованным и оставляет эту мольбу»[6].

К этому так же относится торопливость людей в совершении намаза, они не выполняют как требуется, поясные и земные поклоны, бывают неспокойны при совершении их. Абу Хурайра сообщил, что Пророк, мир ему и благосло­вение Аллаха, вошел в мечеть. В мечеть также вошел некий мужчина и ис­полнил молитву, а потом, подойдя, пожелал мира ему. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил ему миром и добавил: «Вернись и помолись снова, потому что ты не молился». Этот мужчина вновь исполнил такую же как в прошлый раз молитву, затем подошел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пожелал ему мира и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнес: «И тебе мир! — А потом добавил. — Вернись и помолись снова, пото­му что ты не молился». Когда это повторилось в третий раз, мужчина сказал: «Клянусь Тем, Который послал тебя с истиной — по-другому я не был научен молиться!» Он сказал: «Встав на молитву, произнеси такбир (Аллаху Акбар), а потом читай то, что тебе дается легко из Корана. Затем исполни поясной поклон и пусть твое туловище замрет в нем в спокойствии. После выпрямься и замри прямо в спокойствии. Затем исполни земной поклон замри в нем в спокойствии, за­тем оторвись и сядь, замерев сидя в спокойствии, а дальше повторяй все это на протяжении всей твоей молитвы»[7].

Сегодня мы часто встречаем людей горько сожалеющих о своей поспешности в делах, но это сожаление им уже не поможет. По причине спешки и не обдумывания поступков, мужчина разводит свою жену, рушатся семьи, дети теряют родителей, разрушается семейный очаг, и происходят еще многие проблемы в обществе, о которых знает только Аллах. Все это по причине спешки, так разве не стоит нам над этим задуматься?

К этому так же относиться спешка при управлении автомобилем, что приводит к страшным авариям на дорогах, где погибают и получают увечия люди, все это из-за спешки.

К этому так же относится то, что человек полагает, что его пропитание запаздывает к нему, и он начинает требовать его запрещенными путями.

Передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благосло­вение, сказал: «Поистине мне было внушено, что человек не умрет покуда не пройдет весь предписанный ему срок и покуда не приобретет он все свое пропитание. Так бойтесь же Аллаха, и просите лучшего. И пусть никто и вас не считает, что его пропитание запаздывает к нему и тем самым начинает требовать его во грехе. Поистине то, что у Аллаха, нельзя получить, кроме как подчиняясь Ему»[8].

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.


[1] Книга «Муъджам муфрадат аль-альфаз аль-Куран», стр. 334.

[2] Приводится в «Муснаде» Абу Яъля под номером 4256; Шейх Албани назвал его достоверным в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» под номером 1795.

[3] Приводит Имам Муслим в «Сахихе» под номером 1795.

[4] Книга «Ровдзат аль-Укъаля» стр. 288.

[5] Приводит Имам Муслим в «Сахихе» под номером 3009.

[6] Приводит Имам Муслим в «Сахихе» под номером 2095.

[7] Приводит Имам Муслим в «Сахихе» под номером 397.

[8] Приводится в «Хульят аль-Авлия» 10\27; Шейх Албани назвал его достоверным в «Сахих аль-Джами ас-Сагъир» под номером 2085.

Реклама
One Comment leave one →
  1. .... permalink
    Май 16, 2010 00:17

    есть какой то хадис, где говорится о случаях, когда надо спешить.., там было указано в совершении никаха, насколько это верный хадис?

    я шас точно не помню, поэтому примерно так звучал…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: