Skip to content

Отказ от выплаты Закята, вероотступничество или грех?

Декабрь 21, 2008

بسم الله الرحمن الرحيم

و به أستعين و هو حسبي و نعم الوكيل

Отказ от выплаты Закята, вероотступничество или грех?

Сказал Шейх Ибн аль-Усеймин, да смилуется над ним Аллах, по поводу Закята; «Это обязательная выплата (фард) в соответствии с Иджма мусульман[1]. Тот кто отрицает его обязательность является неверным, кроме того случая, если это исходит от новообращенного мусульманина, либо того кто воспитался в местности отдаленной от знания и ученых, эти люди имеют оправдание. Им необходимо пояснить, и если после объяснения они продолжают отказываться признавать обязательность Закята, то они становятся неверующими вероотступниками. А тот, кто отказался платить Закят из-за жадности и беспечности, то в отношении подобных есть разногласия у ученых.


Из них есть те, кто сказал, что таковой становится неверным, и это одна из передач от Имама Ахмада, среди них так же есть те, кто сказал, что таковой не становиться неверным, и это верное мнение, однако он совершает великий грех. Доказательством на то, что он не становится неверным является хадис пришедший от Абу Хурейры, то что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул наказание тех, кто не платит закят с золота и серебра, сказав; » …пока не рассудят между рабами Аллаха, и он увидит свой путь, либо в Рай, либо в огонь»[2]. И если есть возможность ему увидеть путь в Рай, то подобный не является неверным, так как неверный не увидет пути в Рай. Однако нет сомнения, что тот, кто не выплачивает закат по жадности и беспечности, совершает великий грех и ему уготовано то, что в Словах Аллаха;

-«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете». Сура Семейство Имрана 180 аят.

-«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!»» Сура Товба 34-35 аяты.

Книга «Маджмуат аль-фатава Шейх Ибн аль-Усеймин», том 14 стр. 18.

Подобного мнения придерживались большинство Ученых Ахлю-Сунна, из них Имам Абу Ханифа, Имам Шафии, Имам Малик, Имам Бухари[3], Имам Навави[4], Ибн Хаджар Аскалани[5], Ибн Кудама[6], Ибн Раджаб Ханбали[7] и многие другие.

Необходимо указать на то, что Ученые говорили о том, что Имам имеет право заставить его подчиненных выплачивать закат из «общеизвестного имущества», и сражаться «та’зиран» выражая жесткое осуждение, если определенная группа отказывается его платить.

Шейх Ибн Джибрин, да смилуется над ним Аллах, говорит; «… однако тот, кто отказывается платить закят из-за жадности, по поводу этого пришел хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует; «Поистине мы возьмем его (закят) и часть его имущества…». Если он, признает обязательность закята, но отказался выплачивать из-за жадности, то Имам может сражаться с ним, чтоб тот выплатил, и жестко осудить, даже если придется лишить его части имущества[8], наказанием для него и предостережением для других. Однако если он заявляет, что он сам выплатил то, что положено из его «скрытого имущества», как наличные деньги, и товары, то это принимается от него. Однако «общеизвестное имущество», как зерно с полей, плоды, скот, то он обязан выплачивать закят с него Имаму или тому кого тот назначил, если от него это требуется…». Фатва номер 6066 на официальном сайте Шейха Ибн Джибрина.


[1] То, что Шейх указал на «Иджма», а не начал с того, что обязательность выплаты Закята указана в Коране и Сунне, объясняется тем, что иногда ученные употребляют подобный метод, ввиду того, что Иджма всех мусульман, если соблюдены в ней все необходимые условия, является абсолютным и категоричным доводом, а противоречащий ей становится неверным, и нет ему никакого оправдания. Однако если указать что, допустим какое-то действие обязательно по указанию Корана или Сунны, то кто-то может оспорить эту обязательность и указать, что этот хукм отменен в Коране другим аятом или в Сунне более поздним хадисом, либо заменен тем, что указывает на желательность этого действия, а не обязательность. Однако если утверждается Иджма всех ученых и мусульман, на то, что какое то действие является обязанностью, то здесь нет никакого оправдания тому, кто хочет оспорить это. Именно по этой причине ученые ограничиваются указанием на Иджма. Мое пояснение.

[2] Приводит Имам Муслим.

[3] Имам Бухари называет главу в своем сборнике «Грех не выплачивающего Закят». Под таким же название глава у Имама Муслима.

[4] В своих комментариях к сборнику Муслима.

[5] В своих комментариях к сборнику Бухари.

[6] В «Мугъни».

[7] В своих комментариях на «Арбаин ан-Нававия» он пишет; «А что по поводу убийства, не выплачивающего закят, то по этому поводу два мнения у тех, кто указывает на необходимость казни тех, кто оставил молитву. 1- Его казнят, и это распространенное мнение от Имама Ахмада. 2- Его не казнят, и это мнение Имама Малика, Имама Шафии и одно из мнений Имама Ахмада». 1\ 235.

[8] Необходимо отметить, что по этому поводу так же есть разногласие у ученых, и указать, что большинство не считали верным забирать что-то помимо закята. Ибн Къудама пишет; » Если он отказался платить закят, признавая его обязательность, и если Имам может забрать у него закят, то он забирает и осуждает его, но не берет ничего больше, по словам большинства Ученых, из которых Имам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Шафии и их соратники…». «Мугъни» том 4, стр. 7.

Реклама
2 комментария leave one →
  1. Ноябрь 5, 2009 14:49

    Здесь важно так же знать, что объявление себя «Амиром» или «Имамом» не простое решение, требуемое выполнение ряда условий. То что происходит у нас дома, вымогательства под предлогом сбора заката, с последующими угрозами смерти для отказавшись выплатить им,- есть ничто иное как глубокое заблуждение.

    Когда имама Ахмада спросили о значении хадиса: «Тот, кто умер, не имея имама, умер смертью джахилии», он сказал: “Известно ли вам, кто такой имам?! Это тот, вокруг которого собрались все мусульмане и говорят, что он имам”. См. “аль-Ахкам” ли Аби Я’ля 1/23.

    Ибн Таймиия, говорил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел подчиняться реально существующим, известным правителям, у которых есть власть, которой они управляют людьми. И нет подчинения несуществующему правителю, который в своей основе не имеет ни власти, ни силы”. См. «Минхаджу-Ссунна» 1/115.

  2. Ноябрь 5, 2009 20:39

    Ибн Таймийя писал:
    «Человек не становится правителем, пока не согласятся на это жители этой местности, по причине повиновения которых он становится правителем. Поистине, смысл правления состоит во власти и силе. И имамы-саляфы говорили: «У кого есть власть и сила, которой он правит, тот и есть правитель, которому повелел подчиняться Аллах, пока он не повелит запретного!» И человек не может стать царем по причине согласия на его правление одним человеком, или двумя или четырьмя, пока не станут согласны с ним все остальные!» См. «Минхаджу-Ссунна» 1/527.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: